Светлана Поливина
Инновационные технологии взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии
взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии.
Актуальность проблемы: С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Публикация «Инновационные технологии взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии» размещена в разделах
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Семья играет важную роль в жизни ребёнка, и наша, педагогов, задача – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, порекомендовать приемы воспитания.
Анализ организации работы с родителями выявил ряд актуальных проблем: Педагоги придумывают разные формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, стенды…., но откликаются на них только малая часть родителей.
- традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат.
- педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду.
-педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду.
-незнание родителей истинной работы с детьми в детском саду.
Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности.
Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и детского сада, надо воспитывать не только детей, но и их родителей. Причем не столько воспитывать, сколько общаться, сотрудничать, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.
Гипотеза: Совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Цель проекта: - Внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей в соответствии с ФГОС ДОУ.
-Тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.
- Устранение существующих проблем (противоречие, непонимание).
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников.
- Апробировать нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного развития ребенка.
- Объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях.
-Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.
- Вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество.
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, социальный, творческий. На уровне образовательного учреждения.
Структура взаимодействия педагогов с родителями:
-беседы,
-анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют,
- письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,
-оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества,
-индивидуальные беседы,
-организация встреч родителей со специалистами ДОУ,
-проведение групповых праздников, развлечений,
-проведение родительских собраний.
Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.
Мы добавили такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей:
-для работы с детьми в рамках образовательного процесса,
-к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием,
-к участию в различных конкурсах, проводимых в детском саду.
- день открытых дверей,
- мастер – класс.
Основной идеей является применение инновационных методов и технологий по работе с родителями, таких как технология сотрудничества, технология коллективного творческого дела, игровая технология для изменения внутренней картины мира и уже существующей концепции воспитанников, педагогов, родителей с целью сохранения и укрепления психического и психологического здоровья всех участников воспитательного и образовательного процесса. Применение инновационных методов работы с семьями помогло установить более тесный контакт с родителями, повернуть их взгляды на ребёнка, на отношения в семье. Большинство родителей воспитанников, посещающих наши мероприятия, понимают, что это важно для развития ребёнка, для установления позитивных контактов с ним и с детским садом.
Участники проекта:
- педагоги, заведующая детским садом, старший воспитатель, помощники воспитателей, музыкальный руководитель.
- Родители, бабушки, дедушки, воспитанники детского сада.
Этапы работы по этой теме:
- Изучение литературы по данному вопросу,
- Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ,
- Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.
- Анкетирование родителей.
- Анализ результатов работы.
.
Прогнозируемые результаты.
-Приобретение детьми и родителями опыта партнерского и доверительного отношения друг с другом.
-Повышение педагогической и психологической культуры родителей.
-Повышение уровня профессионального развития педагогов ДОУ.
-Построение образовательного процесса на основе партнерских взаимоотношений всех его участников взрослых (родители, педагоги) и детей.
-Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику.
Итоги проекта:
По результатам диагностики в группах увеличилось число родителей активистов и исполнителей, уменьшилось количество родителей наблюдателей. Приняли участие и заняли призовые места в конкурсе мини – музеев, огород на подоконнике, на лучшее оформление участка детского сада. Родители воспитанников активно стали участвовать в разнообразных выставках. Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Создать условия для совместной деятельности помогли организованные мастер – классы для родителей. Совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют. Родителей, бабушек и дедушек поощряли благодарственными письмами, грамотами или дипломом за победу или участие в выставке, конкурсе, акции. Информация о проявившем себя родителе помещалась на ленте добрых дел в приемной для всеобщего обозрения и стимулирования остальных. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается. Апробация всего нового – дело трудное, я хочу пожелать всем педагогам оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения, но и с оглядкой на основы работы педагогов - новаторов таких как: Ш. А. Амонашвили, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. С выходом рекомендованных министерством образования РФ Программ по дошкольному образованию, ФГОС ДО несомненно, все педагоги обретут уверенность в собственных силах и станут более уверенными по воплощению Федерального государственного образовательного стандарта, гарантирующего успех маленьким россиянам.