Елена Рассказова
Инновационный опыт «Устное народное творчество в развитии речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта : «Устное народное творчество в развитии речи детей 3-4 лет»
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Актуальность опыта
Публикация «Инновационный опыт „Устное народное творчество в развитии речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Почему у наших детей плохо развита речь? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми в повседневной жизни, мы очень редко используем поговорки и пословицы. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает благоприятные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Наша главная задача, как педагогов, помочь детям в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим и неоценимым источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные песенки).
Мы живём в стране, с очень огромным культурным наследием, но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. К моему большому сожалению, очень многие люди не только не могут красиво и грамотно говорить, но и плохо знают историю своего народа, его традиции, культуру. Не секрет, что выпускаясь из детского сада, наши дети имеют лишь поверхностные представления о культуре своего народа. Речь детей остаётся бледной, невыразительной. Большинство наших детей, не умеет грамотно изложить свои мысли. Поэтому темой своей работы мне хочется выбрать именно развитие речи детей через устное народное творчество, пробуждение интереса к культуре и обычаям своего народа.
Условия формирования ведущей идеи опыта.
Работать по данной теме я начала в 2017 году с детьми второй младшей группы.
Я заметила, дети младшего дошкольного возраста проявляют очень большой интерес к потешкам, загадкам, сказкам. И для себя я решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой и грамматически правильной.
Работу я начала с изучения методической литературы, создания картотек, подбора наглядного материала.
В группе создала соответствующую развивающую среду : дидактические игры по сказкам, книги с красочными иллюстрациями, различные виды театров (настольный, пальчиковый, магнитный и т. д.).
Целью моей работы стало развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, устойчивого интереса к малым фольклорным формам, как к произведению искусства. Для достижения данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
• приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь;
• вызвать эмоционально - положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам;
• способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в детском саду;
• воспитывать гуманные отношения.
Теоретическая база опыта
Теоретической базой моего опыта являются :
Образовательная программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др
Примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем»
Изучая методическую литературу я увидела, что в настоящее время накоплен очень большой материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. Над исследованиями в выявлении возможности фольклора на развитие речи и словесно творчества дошкольников работали такие педагоги, как С. В. Теплицына, М. Ф. Фадеева, О. В. Акулова, Н. В. Гавриш и многие другие.
Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.
Художественная литература и устное народное творчество — виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Если ребенок в самостоятельном словесном творчестве употребляет образные слова и выражения (эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы, а в разговорной речи уместно использует пословицы, потешки, фразеологизмы, можно говорить о том, что. он подготовлен к дальнейшему восприятию художественных произведений. Активное участие ребенка в словесном творчестве — создание сказок, рассказов, стихов — важный показатель его речевого и эмоционального развития.
В специальных педагогических и психологических исследованиях выявлены возможности фольклора на развитие образности речи и словесного творчества.
Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали такие педагоги прошлого и современности, как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Н. С. Карпинская и другие.
Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.
Я думаю, что родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка добром и лаской, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И, несомненно, в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Моя работа строится на следующих материалах:
• Бурляева «Мы в Мордовии живем», Саранск: «Мордовское книжное издательство», 2011г
• Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой», М. : ТЦ Сфера, 1998г
• Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-4 лет», М. : «Вентана-Граф», 2016г
• Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М. ,1995.
• Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М. ,2009.
• Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
• Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. – метод. пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПб,. 2008.
• Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
• Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
• Е. И. Тихеева «Развитие речи детей» М., «Просвещение»
Технология опыта
Свою работу с детьми я строю по следующими принципам:
• Принцип активности и самостоятельности. Создаю условия
для речевого взаимодействия ребёнка со взрослыми.
• Принцип познавательной активности. Достигаю выразительностью, эмоциональностью, что позволяет поддерживать внимание детей.
• Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия).
• Принцип поэтапности. Меняю местами части занятия.
• Принцип вариативности. Помогаю закреплять и расширять знания детей.
• Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.
• Активное включение детей в повседневную деятельность.
Моя работа ведется по двум направлениям:
I Совместная деятельность воспитателя и детей
1. Обучение непосредственно в организованной образовательной деятельности.
2. Обучение и закрепление знаний детей в режимных моментах.
II Самостоятельная деятельность детей
1. Игровая деятельность;
2. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития.
В работе я использую такие приемы и методы развития речи на материале устного народного творчества, как:
1. Иллюстративные материалы: картины, иллюстрации, персонажи кукольного театра, фигурки фланелеграфа и многое другое. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.
2. Беседа после чтения, которая должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать содержание того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.
Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы
3. Очень часто совместно с детьми прослушиваем аудиосказки. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в музыку, задуматься о характере героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
4. Применяю разнообразные творческие задания, что позволяет развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.
Используя малые формы фольклора, я стараюсь активизировать внимание детей в течение всего дня
Использование колыбельных песенок и потешек значительно помогает мне в воспитании положительного отношения детей к режимным моментам.
Применяю потешки для мотивации двигательной активности, например:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Ребенок старается выполнять движения, о которых говорится в потешке
Во время одевания на прогулку:
Раз, два, три, четыре, пять —
С вами мы идем гулять.
Надели на ножки
Ботиночки-сапожки,
Завязали Настеньке
Шарфик полосатенький.
И пошли скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Потешки помогают и во время кормления, особенно тогда, когда ребенок отказывается от еды
Есть у нас ложки,
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
При подготовке детей ко сну, я также обращаюсь к потешкам.
Ходит, бродит тихий Сон,
Возле наших окон,
Ходит, бродит сонная Дрёма,
Возле нашего дома
Сон и Дрёма глядят –
Все ли детки спят…
Мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить потешки в свои сюжетные игры – во время кормления куклы или укладывания её спать.
Загадки развивают память, способствует умственному развитию ребенка, а также воспитывают поэтическое чувство, подготавливают ребенка к восприятию классической литературы.
Для детей я использую загадки с точно названными признаками.
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).
А еще, ребятам очень нравятся загадки-обманки
Утром рано я встаю,
Молочком всех напою,
Травку я жую за речкой,
А зовусь я как?.
Пестушки использую, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательную
активность
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам
- В ямку - бух!
Пословицы я использую в различных ситуациях, например: дети собираются на прогулку.
Напоминаю медлительному Диме: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Никита оделся неаккуратно, говорю: «Поспешил – людей насмешил». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.
Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи.
Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.
Применяю прибаутки тогда, когда ребенок утром плачет и не хочет расставаться с мамой
Ко'кли-мо'кли,
Глазыньки промокли,
Кто будет плакать,
Лягушкой будет квакать!
После прочтения прибаутки, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию и назвать всех перечисленных героев, назвать их характерные внешние особенности:
Сидела белка на тележке,
Продавала всем орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Очень часто использую игры – драматизации для развития речи детей.
Во время игры, ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. (Вышла курочка гулять)
В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети стараются передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (волк и медведь – грубым, лиса – хитрым голосом,, высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение.
В ходе этих игр-драматизаций развивается у детей речь, память, творческое воображение.
И еще мне очень хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка.
Разнообразные виды красочных видов театров побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.
Работу по развитию речи детей через знакомство с устным народным творчеством стараюсь проводить не только с детьми в детском саду, но и с родителями детей. Взаимодействие с семьями воспитанников - одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
Для родителей были оформлены следующие консультации:
«Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
«Роль родителей в возрождении русских традиций»
Оформление папки-передвижки «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
Анализ результативности опыта.
Работая по данной теме, я добилась следующих результатов:
• у детей повысила интерес к заучиванию наизусть и рассказыванию произведений художественной литературы;
• сформировала у детей способность выразительно читать наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон;
• повысила у детей слуховую память, внимание, речь;
• научила детей понимать и различать формы художественной литературы;
• Дети научились самостоятельно использовать и применять малые формы фольклора в игровой деятельности;
• научила бережно относиться к книгам
В начале учебного года я провела диагностику уровня развития речи и знания малых форм фольклора, использование его в самостоятельной деятельности. Мной продиагностировано было 11 человек.
Результат по проверке знания детьми малых форм фольклора на начало года оказался таким, что мало детей знают и используют его в самостоятельной деятельности. Из 11 человек только 3 знали и могли применить некоторые формы фольклора. Меня очень порадовал контрольный срез, который я сделала в конце года. Я увидела, что количество детей, знающих и применяющих малые формы фольклора, увеличилось.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Работая по данной теме, я столкнулась с тем, что, к сожалению, родители в силу своей занятости, часто забывают о процессе развития речи своего ребенка и пускают это на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения русского народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях старшего возраста.
Как уже ранее говорилось, дети не знают наследие своего народа, культуру и это сказывается на том, что у детей возникает «дефицит общения»
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Мой опыт работы могут использовать воспитатели дошкольных учреждений, родители, воспитатели групп продлённого дня.
Распространение опыта осуществляю через публикации на сайтах:
- https://sosnov13.nubex.ru
- www.maam.ru/users/967714