Ирина Репина
Инновационный педагогический опыт «Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Репиной Ирины Владимировны
музыкального руководителя структурного подразделения «Красносельцовский детский сад» МБДОУ «Детство»
Рузаевского муниципального района
Тема:
«Русский музыкальный фольклор в художественно – эстетическом развитии дошкольников»
2017г.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Народное творчество в воспитании детей.
Актуальность, цель работы
Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как один из приоритетов общего развития ребенка.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Развивая чувства, черты характера ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративного прикладного искусства.
Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Работая с детьми повседневно, я уделяю большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.
Важнейшим условием плодотворной работы по приобщению детей к истокам народной культуры является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры
Целью работы по приобщению детей к национальному искусству, я вижу в систематическом использовании в своей практике всех жанров народного творчества, посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, приучить их видеть и слышать голоса природы, чувствовать ее.
Национальная культура — это неисчерпаемый источник чувств, переживаний, эмоций человека, представлений о красоте, истине, добре и зле.
2. Задачи, реализуемые в процессе приобщения
детей дошкольного возраста к истокам народной культуры:
1. Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
3. Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству.
4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство, в основу которых положена эмоциональная отзывчивость.
5. Формировать умение детей выражать эмоциональное состояние - радость, обида, гнев, удивление средствами мимики, жестами, интонациями.
6. Создать необходимую предметно–развивающую среду.
3. Педагогические принципы, по которым строится работа по приобщению детей к народной культуре:
- принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.
- принцип природосообразности - учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.
- принцип доступности и нарастающей трудности - переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.
- принцип интеграции - определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.
- принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
- личностно-ориентированный - признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников.
4. Методы, используемые в работе над развитием
эмоциональной сферы дошкольников
в процессе приобщения к музыкальному фольклору :
Словесные - включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события.
Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото- и видео- презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.
Практические - представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).
Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями, а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству реализует содержание игрового метода.
Имитационный метод - когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом. Способ передачи практических навыков от педагога к детям происходит с помощью подражания, как бы «из уст в уста».
Репродуктивный метод - когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения. Данный метод наибольшую эффективность имеет на начальных этапах обучения, а в дальнейшем применяется в качестве корректирующего момента.
Метод синкретизма фольклорного творчества - синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный – в процессе исполнительского общения.
5. Приемы, используемые в работе:
- слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;
- «живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;
- прохлопывание ритмических рисунков мелодий;
- использование музыкально – дидактических игр, интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;
- пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности;
- пение с инсценированием.
6. Наличие теоретической базы
В своей работе я использую следующую литературу:
1. А мы просо сеяли. Русские народные игры-хороводы для детей младшего возраста.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду.
3. Власенко О. П. Праздник круглый год.
4. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет.
5. Князева О. П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
6. Метлов Н. А. Музыка – детям.
7. Мерзлякова С. И. Фольклорные праздники для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Гусли звончатые.
8. Михайлова М. А. А у наших у ворот развеселый хоровод.
9. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей.
10. Периодические издания, журналы:
- «Музыкальный руководитель»,
- «Дошкольное воспитание»,
- «Ребенок в детском саду»
7. Методика приобщения детей к русскому музыкальному фольклору
Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребё нке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.
Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка как системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконного народного творчества, так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал).
6.1. Использование народных мелодий для музыкально-ритмических движений.
Хотелось бы рассказать о том, как я использую народную музыку в работе с детьми по разделу музыкально-ритмического движения.
Подбирая музыку для движений, я исхожу из того, что она должна быть художественно доступной ребенку по форме и по изложению.
Важно, что бы ребенок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства ее выразительности, как. Например, ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавая это движение.
Русская народная музыка в большинстве случаев отмечает этим требованиям. Мы стараемся как можно чаще пользоваться обработками народных мелодий композиторов Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и многих других.
Помимо наличия хорошей обработки мелодий, они должны быть еще хорошо сыграны, чтобы была видна ясная, логическая фразировка., помогающая детям легче услышать начало и конец музыкальной фразы.
Как же я использую народные мелодии при разучивании различных видов танцевальных движений с детьми подготовительной группы?
Начинаем обычно с простого хороводного шага. Еще в младшей группе мы приучаем водить хоровод под соответствующую музыку. В старшей группе постепенно подводим детей к усвоению русского хороводного шага. Это дается не всем легко. И только в подготовительной группе они, слушая музыку, передающую спокойный, величавый характер русского хороводного шага, лучше осваиваются с этим движением.
Очень хорошо передают характер спокойной, величавой ходьбы такие мелодии, как «Там, за речкой, там,за перевалом», «Лебедушка», «А я по лугу» и др.
Так же я разучиваю и другие танцевальные движения, т. е. подбираю подходящую музыку и показываю движения под нее. Часто меняю музыку, чтобы у детей не создалось впечатление, что данное движение может быть выполнено только под одну мелодию.
Такие движения, как ковырялочка, полуприсядка используются в плясках небольшими подгруппами. Очень хорошо подсказывают эти движения следующие русские мелодии : «Из-под дуба», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах, ты береза». Разучиваю я эти движения с детьми в медленном темпе в облегченной форме.
Знакомя детей с русскими народными мелодиями, мы одновременно решаем три задачи: учим ребят слышать и понимать музыкальную речь, прививаем детям любовь к народной русской музыке, приучаем малышей выразительно, по своим возможностям, передавать характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности, в движении.
6.2. Русская пляска
На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков мы разучиваем с ними русские пляски. Пляска тесно связана с народной песней и народной музыкой. Она, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера.
Обучая детей русской пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присуще веселье, задор, в сочетании со сдержанностью и скромностью.
Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений русской пляски. Дети старшего дошкольного возраста должны освоить следующие элементы русской народной пляски : простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом, переменный шаг, приставной боковой шаг, полуприсядка. Но я в своей работе использую и другие элементы русской пляски, доступные детям старшего дошкольного возраста : проходка с каблука, припадание, «гармошка», «ковырялочка», дробь.
Работа над элементами проводится и в группе, и на прогулке под руководством воспитателя.
Пляски состоят из нескольких элементов, объединенных в фигуры. Три, четыре фигуры, связанные между собой сюжетно и составляют пляску.
В своей работе я использую все формы русской пляски : круговые, парные, сольные.
Вот, полюбившийся детям, веселый, задорный танец с ложками (р. н. м. «Полянка»). Присутствие в танце деревянной ложки вызывает у детей большую радость. Работу начинаем с рассматривания ложек разной росписи. Плясовое движение (шаги с притопами) разучиваем с одновременным отстукиванием ритмического рисунка.
В нашем репертуаре есть такие танцы как «Сударушка», «Байновская кадриль», «Танец с павлопосадскими платками» на мелодию русской народной песни «Коробейники», «Травушка-муравушка» и др.
6.3. Русская народная песня в работе с детьми дошкольного возраста.
Во всех возрастных группах я использую маленькие попевки, песенки, прибаутки. Очень хороши программные песенки для младшей и средней группы: «Ладушки», «Петушок». Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую мягкую игрушку, а когда песня выучена, предлагаю узнать ее по мелодии. Игрушка радует детей и они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь протяжно и ласково.
В старшей и подготовительной группах попевка «Скок-поскок» помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает легкость, подвижность голоса.
Вообще, многие народные песни использую в качестве распевок. Поем с детьми в разных тональностях: «Две тетери», «Андрей-воробей», «Лиса по лесу ходила», «Заиька», «Скок-скок-поскок».
Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, Ванечка-дружок, девицы-красавицы, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой. Дети отмечают, что в припевах русских песен часто встречаются слова «люли-люли».
Несмотря на то, что в песнях незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, например, коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.
Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными.
Дети старшей группы очень любят русскую народную шуточную песню «Как у наших у ворот», а в подготовительной группе разучиваем песню «Комара женить мы будем». Эти песни с удовольствием инсценируются детьми.
Глубокое впечатление производит на детей песня «Зимушка-зима» в обработке Ан. Александрова. Кантиленный характер песни помогает развитию дыхания у детей.
Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступным детям по содержанию, интересных по сюжету, слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Ой вставала я ранешенько», «Было у матушки 12 дочерей», «Я на горку шла», «Купим мы, бабушка» и др.
Главная задача – чистое выразительное интонирование. Дошкольники не всегда могут спеть чисто звук с инструмента. Поэтому все время говорю: «Пойте, как я!». И дети действительно могут произвести звук нужной высоты.
Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развивается творческое мышление.
6.4. Русский фольклор в музыкальных играх.
В системе дошкольного воспитания большое место занимает музыкальная игра. Она формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, развивает его умственные и творческие способности.
В репертуаре музыкальных игр большое место занимают игры фольклорного характера, игры с русской народной музыкой.
Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Элемент состояния, заключенный в игре, привлекает ребенка. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке.
Большое внимание уделяю играм по народным потешкам. Потешки тесно связаны с народной песней, благодаря чему очень музыкальны и ритмичны.
Используя потешки в младшей группе, мы вызываем у малышей ритмичный бег, подпрыгивание, движение галопа, все виды движений, способствующие общему физическому развитию. Под текст потешки «Огуречик» дети младшей группы развертывают короткое игровое действие. Они сначала прыгают, потом осторожно подбираются к мышке.
Такая же и потешка «Солнышко, солнышко».
В хороводные игры фольклорного характера входят присказки, приговорки, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Это популярные игры: «Плетень», «Каравай», «Патока с имбирем», «Колобок», «Теремок» и др.
Сколько добрых ощущений испытывает ребенок младшей группы в хороводе «Ходит Ваня»! Ведь найти надо дружочка! Дети любят, чтобы их в играх называли по имени. Поэтому, играя в хоровод «Ходит Ваня», мы называем имя водящего ребенка.
Хороводы для детей старшей и подготовительной группы «Теремок», «Как на тоненький ледок», «Ворон» просты по форме, богаты яркими, понятными детям образами. Ребята с удовольствием водят их.
В играх с пением, драматизациях я не требую от ребят исполнения движений, не соответствующих детским проявлением чувств. Стремлюсь, чтобы дети сами действовали творчески.
Систематическое использование хороводных игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для творческой инициативы самих детей.
6.5. Русское народное творчество в праздниках и развлечениях.
Итогом работы с русским народным материалом являются наши праздники и развлечения, досуги в вечернее время. Выученные на занятиях попевки, песни, хороводы мы используем в праздниках, оформляя их различными интересными предметами, элементами костюмов.
На развлечениях показываем разнообразные приемы, синтезирующие различные виды художественной деятельности : пение и движение, пение и игра на инструменте, танец.
Для малышей через театр игрушек, настольный театр показываем сказки с музыкальным сопровождением : «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь».
Народному творчеству мы посвятили интересные развлечения, основанные на русском фольклоре : «Смех да веселье», «Посиделки», «На бабушкином дворе», «Праздник яблока», «Ярмарка», «Сороки» и др.
Начиная с 1992 года в нашем детском саду стало традицией праздновать Масленицу. Это и песни, хороводы, игры, шутки, ряженые, угощение блинами.
Традиционным стал и праздник «Святки». Дети разыгрывают святочные гуляния. Это и пение колядок, народные игры, шутки и, конечно, чаепитие с рождественской выпечкой, приготовленной родителями.
В конце развлечения обязателен сюрпризный момент. В гости к детям приходит и Баба Яга, и Емеля на печи выезжает, и Леший, и Петрушка.
Дети рады таким праздником, т. к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.
Таким образом, почти все праздники мы проводим на основе или с частичным использованием фольклорного материала.
7. Работа с родителями
Огромным значением в развитии и воспитании ребенка является семья. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение. В своей работе я стараюсь опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Использование потенциала семьи осуществляется путё м:
- участия родителей в выставках семейного творчества;
- предоставления родителями фотографий, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
- участия родителей в прогулках и экскурсиях;
- совместного с детьми участия в развлечения;
- изготовления пособий, поделок, атрибутов, костюмов.
Благодаря этому родители становятся полноправными участниками педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.
Также в своей работе я иногда сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Я вела поиск новых приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народному творчеству. Я заметила, что дети проявляют большой интерес к игре на музыкальных инструментах. Это стимулирует детей к активным выражением чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают народную песню, сопровождая её игрой на народных инструментах, у них появляется стремление активно реализовать себя в игре на ложках, колокольчиках и др. инструментах. Я предложила детям самим изготовить инструменты – шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки и они с удовольствием отозвались. Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги. Эта работа помогла мне активизировать творческие способности детей.
8. Анализ результативности.
Положительным итогом проводимой работы по приобщению детей к истокам народной культуры явились следующие результаты:
- Сформировался интерес к народной культуре, праздникам, обычаям и обрядам.
- Систематизировались знания детей о музыкальном фольклоре.
- Дети познакомились с народными инструментами и обучились навыкам элементарного музицирования на них.
- Расширилось представление детей о родном крае;
- Развилось чувство уважения, любви к своей Родине, республике, родному селу, чувство доброты и благородства.
Основываясь на своем опыте, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа,его быта.