МААМ-картинки

Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание дошкольников»

Любовь Шевякова
Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Л. Г.

По теме «Экологическое воспитание дошкольников»

Актуальность и перспективность опыта.

Инновационная работа Л. Г. выполнена на одну из актуальнейших тем.

Охрана окружающей среды – принципиальная задача для здоровья нации. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.

Публикация «Инновационный педагогический опыт „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Но если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Концептуальность

Новизной и отличительной особенностью проекта является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.

Новизна опыта

- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

- в обогащении жизненного опыта;

- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

- в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Вместе с этим в МБДОУ нашего детского сада преобразилась среда окружения. В настоящее время воспитатель Л. Г. разработала много конспектов занятий по экологии, природоведческие презентации, перспективные планы прогулок и экскурсий по сельскохозяйственным объектам посёлка, изготовили много игр, поделок.

В нашем МДБОУ традиционно проводятся акции:

- «Украсим свой участок поделками»(из бросового материала, силами родителей);

- «День Земли» праздник в посёлке «Первая борозда»;

- «Возвращайтесь птицы на Родину», развешивание скворечников к прилету птиц;

- «Зимняя столовая» (изготовление кормушек, сбор кормов);

- опыты с песком, водой, глиной.

Наличие теоретической базы опыта

Инновационная и педагогическая деятельность осуществляемая Л. Г. имеет достаточное теоретическое обоснование, основанная на анализе программ.

Свою работу с детьми дошкольного возраста она строит в соответствии

-с программой детского сада, основанной в соответствии с комплексной программой воспитания и развития «Детство» авторский коллектив: В. И. Логиновой., Т. Бабаевой.

Цель- обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства : интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Введение ребёнка в окружающий мир. Осуществляется с различными сферами бытия и культуры.

Девиз программа «Чувствовать – Познавать – Творить» Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка: линия чувств, познания и творчества.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

-Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

-Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

К программе выпущены методические разработки, представленные в серии книг «Волшебница- вода» и др.

Книга «Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Авторы: Рахманова Н,П., Щетинина В. В., Дыбина О. В. ,

В книге представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3-7 лет. В их содержание включены дидактические игры, алгоритмы, модели и схемы, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников. Книга предназначена для воспитателей детских садов. Детских домов, а также для учителей начальных классов и родителей.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом созданы оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка. Системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают элементарные экологические знания о природе у них формируется правильное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за него, наблюдается снижение уровня заболеваемости детей.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

Сформированности у дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.

Автором доказана оптимальность и эффективность выбранных средств, в результате оздоровительной работы в группе создалась такая система, при которой произошла интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что способствовало физическому и психическому сохранению и укреплению здоровья.

Л. Г. разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через поисково-экспериментальную деятельность,

поисково-экспериментальная деятельность в «Зимнем саду» и на огороде, пополнение пособиями сделанными своими руками нетрадиционное оборудование уголка «Эксперименты и опыты». Для удовлетворения детской двигательной активности используются здоровье сберегающие технологии Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка. Двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, закаливание, гимнастика, фототерапия (введение детских травяных чаёв под контролем старшей мед. сестры, чередование поз во время проведения занятий, использование физкультминуток, пауз релаксации.

Теоретическая значимость работы

Состоит в анализе и обобщении исследований педагогов и психологов по проблеме экологического воспитания дошкольников условиях МБДОУ.

Практическая значимость работы

Особую значимость практической работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитатель видит как способ положительного влияния на ребенка, где открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта. Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды.

-экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что то новое, расти исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю. Овладение детьми знаний о природе о здоровом образе жизни, использование здоровье сберегающих технологий, привело к снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.

Особое внимание Л. Г. отводит теме экологического просвещения родителей. Сотрудничество её происходит через родительские собрания, индивидуальные беседы. Консультации, стенды, пропагандируя педагогические знания. Участие родителей в выставках, совместной деятельности по благоустройству участка группы. Участие педагога в ежегодных проектах и номинациях посёлка от сельского поселения «Лучший дом по озеленению и благоустройству»

- формирование мотивации воспитанников к исследовательской работе и познавательной экологической деятельности через игру, наблюдения, чтения художественной литературы, стихов о природе, животных, явлениях.

Результативность опыта

Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах контрольного обследования. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением опытно-экспериментальной деятельности, дала определённые положительные результаты. Опыт отслеживался с сентября2008г. Практика работы показала следующие результаты, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. Диагностика, проведённая в сентябре 2009 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень-9 детей

Средний уровень-4 детей

Высокий уровень-0 детей

После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных методов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальные результаты улучшились. Диагностика проведённая в мае 2010 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень-1 ребёнок.

Средний уровень-8 детей

Высокий уровень-15 детей

Это средне-старшей группе.

Любовь Григорьевна работает в дошкольной педагогике32 года. Десять лет из них она занимается проблемой экологического воспитания дошкольников. У её воспитанников есть положительные результаты.

-у них сформировано начало экологической культуры

-сформировано, осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

- дети учатся практически действовать по охране природы

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы

- у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.

Наличие обоснованного числа приложений

В работе Л. Г. представлено достаточное количество приложений, которые наглядно иллюстрируют эффективность использования различных материалов и пособий в формировании у дошкольников экологических знаний и экологической культуры.

Конспекты занятий: «Цветущая весна», «Прогулка в зимний лес», «Мир природы глазами детей», «Кто есть человек и его место в природе» и др.

Досуги: «не обижайте муравья», «Лесная аптека на службе человека», «Праздник волшебницы воды»

Беседы: «Кому мы говорим спасибо в царстве растений», «Почему исчезаю животные», «Что такое природа»

Презентации: «Напоминающие экологические знаки», «В гости к осени», «Природные явления»

План опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, План целевых прогулок и экскурсий по сельскохозяйственным объекта посёлка Красное сельцо.

Выступления на родительских собраниях: «Семья и экологическая культура». «Экоинформация», «Свою любовь к природе передаю детям». «Радость общения с природой»

Подвижные и дидактические игры экологического содержания

Выступление на методическом объединении в детском саду: «Работа с дошкольниками в экологических комплексах ДОУ»2008

Публикации по теме:

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание» СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Экологическое воспитание» Ст. воспитатель: Бочанская Наталья Васильевна. Воспитатели: Цунаева Светлана Вячеславна,.

Экологическое воспитание в ДОУ Природа- это уникальная книга. Ее тираж - один экземпляр. Только один! И поэтому, читая ее, Нужно беречь каждую страницу Мир вокруг нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 11 марта 2013 в 21:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шевякова (УИ 79792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД