МААМ-картинки

Инновационный проект «Формирование мотивации дошкольников к чтению»

Анна Горохова
Инновационный проект «Формирование мотивации дошкольников к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационный проект

«Формирование и развитие мотивации к чтению дошкольников»

Срок реализации: 2 года

Автор проекта :

Горохова Анна

Александровна

Во все времена книга была и остается одним из лучших средств воспитания человека.

В наше время много говорится о том, что дети читают меньше и все больше утрачивают интерес к литературе. В этом есть и не малая вина взрослого.

Публикация «Инновационный проект „Формирование мотивации дошкольников к чтению“» размещена в разделах

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Отношения к книгам изменилось. Сегодняшний мир — иной. С самого рождения дети окружены планшетами, сотовыми телефонами, гаджетами и интерактивными игрушками, а современный ребенок на радость родителям быстро осваивают все эти высокотехнологичные достижения. Играя в компьютерную игрушку на очередном планшете или просматривая новинки кинематографической индустрии на мониторе компьютера или телевизора, ребенок, бесспорно, развивает свои способности и получает новую информацию. Однако, в отличие от детей предыдущих поколений, выросших в период более скромного технического бума, дети стали меньше общаться друг с другом, они стали меньше читать и разговаривать. Несмотря на давно всем известный факт, что просмотр телевизионных передач пагубно влияет на психическое развитие детей, по данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть по 4 часа в день. Как результат чаще стали встречаться дети, имеющие задержку психического и речевого развития. Всё больше детей старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. Наблюдаются проблемы связной речи, скудным стал словарный запас дошкольника, в чем и заключается актуальность данного проекта.

Со всеми этими проблемами поможет справиться детская литература. Ведь через книгу проще всего приобрести навыки связной речи и научиться наиболее полному выражению своих мыслей.

Книга оказывает большое влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, она является средством развития и обогащения речи, фантазии, эмоционального мира ребенка. Только приученный к книге ребенок способен легко понять содержание прочитанного или услышанного.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС 353560, Россия, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Ленина, 53

ТЕЛЕФОН 8(86146)2-32-56

E-mail mbdu7@mail.ru

ТЕМА ПРОЕКТА «Формирование мотивации к чтению дошкольников»

АВТОР ПРОЕКТА Горохова Анна Александровна

УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Педагог – психолог МБДОУ д/с о/в №7 Джулакян Астчик Сергеевна

Родители старшей группы – 28 чел.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Главная цель проекта : развитие позитивного интереса к чтению и книге у детей дошкольного возраста, через призму художественно-эстетического восприятия

Объект – педагогическая система, обеспечивающая воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста.

Предмет проекта – процесс развития инициативы и любознательности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

В соответствии с целью проекта определены следующие задачи:

формировать и развивать мотивацию к чтению;

формировать умение работать с детской книгой;

развивать интерес к чтению, посредством художественно-эстетического восприятия;

расширять круг чтения дошкольников.

Теоретико - методологические основы исследования составляют: концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, В. Г. Каменская, концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева, Л. М. Кларина, Р. М. Чумичева, исследования своеобразия методики руководства самостоятельной детской деятельностью (Р. С. Буре, Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская, Е. Е. Кравцова, Н. Я. Д. В. Сергеева); исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии ребенка (Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (Е. Н. Герасимова С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, М. Н. Полякова и др.).

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Направление Наименование ресурса

Нормативноправовые Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность ДОО

Приказ УО №509 от 23.03.2018г. «Об итогах экспертизы»

Научнометодические: Создание и функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОО. Построение структурно-функциональной модели педагогических условий, при которых процесс развития мотивации дошкольников будет осуществляться эффективно.

Материально-технические: Перечень методического и дидактического обеспечения проекта. Технические средств обучения

Срок реализации: 2 года.

Участники проекта : дети, воспитатели, педагог - психолог, родители.

Предполагаемый продукт проекта : совместное мероприятие детей и родителей; выставки творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме; разработанные рекомендации для родителей «Чтение выходного дня», «Читаем вместе», «Развитие семейного чтения», «Как зародить традицию чтения в семье».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

- Анкетирование родителей по теме «Семейное чтение миф или реальность», «Что мешает семейному чтению

- Подбор наглядно-дидактического материала;

- Подбор художественной литературы, репродукций картин;

- Подбор аудио книг, голосовых отрывков из художественных произведений;

- Организация развивающей среды в группе;

- Подбор подручного материала для творческих заданий.

Основной этап

– Ознакомление детей с художественной литературой;

– Проведение бесед «Хорошо читать нам с мамой», «Мы с бабулей и дедулей вместе сказочку прочтем», «Разноцветная страничка» и моя сестричка»;

Рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

Работа с родителя (анкетирование, индивидуальные беседы разработка рекомендаций по вопросам семейного чтения, совместные творческие выставки; оказание содействия в оформлении и обогащении театрального центра);

Проведение занятий по ознакомлению дошкольников с разными видами устного народного творчества (колыбельные, попевки, заклички, приметы, загадки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, по ознакомлению с русскими народными сказками, былинами, легендами; по ознакомлению с поэзией и прозой русских и зарубежных писателей.

Проведение мероприятий: театральная деятельность «Играем в сказку», мозговой штурм «Угадай сказку», викторины «Русские народные сказки», «К. Чуковский», «С. Маршак», «А. Пушкин», «Музыкальный калейдоскоп».

Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

Художественно – эстетическая деятельность с детьми по прочтенному произведению (воссоздание сюжета посредством рисования, лепки, аппликации, конструирования, создание атрибутов для театральной деятельности)

Заключительный этап

Анализ результатов проекта : анкетирование родителей «Семейное чтение», выставка творческих работ, инсценировка сказки по выбору детей, мюзикл «Однажды в сказке», рекомендации родителям и педагогам по вопросам развития детской мотивации.

ПЛАН ПРОЕКТА

Содержание работы

Подготовительный этап

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.)

Подбор наглядно-дидактического материала

Подбор репродукций художественных картин по теме

Подбор художественной литературы

Подбор дидактических игр

Разработка бесед

Разработка анкет, рекомендаций для родителей

Разработка рекомендаций для воспитателей

Организация развивающей среды в группе

Основной этап

Чтение :

Устное народное творчество (УНТ) :

«Считалочки» Для детей дошкольного возраста.

«Календарные песни и считалки» Литературно-художественное издание. Минск. Харвест. 2004.

«Гой еси вы, добры молодцы» Русское народное поэтическое творчество. Москва. «Молодая гвардия». 1979

Пословицы и поговорки о временах года

«Азбука скороговорок и чистоговорок для развития речи» (с картинками).

«Веселые скороговорки с картинками для развития речи дошкольников»

«Кубанская азбука», составитель О. Хамцова, Краснодар, 2012.

Аудио и видео ресурсы

Песенки и мультфильмы про буквы алфавита https://www.youtube.com/playlist?list=PLXbkFI-fCelAuLhQV49sYs_P6JiwAdE2t

Веселые буквы https://vk.com/video-34638571_165320098

Хрюша и Степашка учат буквы https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=0a7b5nGZKsU

Развивающие мультфильмы для малышей https://www.youtube.com/watch?v=jNM8WCiEYi0

Говорящая азбука для малышей https://www.youtube.com/watch?v=ydtz0d-l_YM

Детские писатели

С. Маршак «Обо всем на свете» (азбука в стихах и картинках)

Т. Шатских «Азбука в загадках»

С. Маршалова «Азбука в стихах»

Л. Гржибовская «Азбука для малышей»

П. Синявский «Азбука для девочек»

П. Синявский «Азбука для мальчиков»

И. Ильх «Азбука профессий»

Л. Слуцкая «Вкусная азбука»

А. Парошин «Веселая автомобильная азбука»

В. Косовицкий «Дорожная азбука в загадках»

Т. Бокова «Семейка букв» и др.

Краткий и полный пересказ прочитанного

Воссоздание сюжета посредством рисования, лепки, аппликации, конструирования, создание атрибутов для театральной деятельности

Сравнительный анализ одного и того же героя в разных сказках: его повадки, характер, поступки, поведенческие качества

Работа над лексическим значением слов и выражений, непонятных для детей, а также над переносным и прямым значением слов, омонимов, синонимов, антонимов

Заключительный этап

Проведение выставок:

«Моя первая книжка»

«Мой любимый герой»

Разработка и проведение тематических недель (неделя «С. Маршака», «К. Чуковского», «Неделя русских народных сказок», «Неделя поэзии»)

Театральные инсценировки «По мотивам русских народных сказок» (совместно с родителями)

Анкетирование родителей «Семейное чтение»

Викторина «Мама, папа, я – читающая семья»

Рекомендации родителям и педагогам по вопросам развития детской мотивации

Мюзикл «Однажды в сказке»

Папка – передвижка «Альбом читателя»

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТА

• Повышение эффективности и качества педагогического процесса ДОУ, развивающего эффекта образовательной работы с детьми.

• Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию у дошкольников мотивации, инициативы и любознательности.

• Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах развития мотивации детей в различных видах деятельности, в том числе и художественно-эстетической.

• Повышение интереса к познавательной деятельности у детей, в том числе за счет использования информационных ресурсов (наглядно-дидактические пособия, программно- методические комплексы познавательной направленности).

• Приобщение семьи к процессу речевого, познавательного развития ребенка, к оказанию ему помощи познать и полюбить художественное слово.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Формирование мотивации к ЗОЖ через внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях санатория» План по самообразованию. Тема: «Формирование мотивации к здоровому образу жизни через внедрение здоровьесберегающих технологий в практику.

Формирование и поддержка учебной мотивации обучающихся «Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказ-ки. Или глобального объяснительного.

Формирование мотивации дошкольников на логопедических занятиях Формирование мотивации дошкольников на логопедических занятиях. Денисова А. В. учитель-логопед, СП детский сад «Тополек» ГБОУ СОШ № 8 п. г. т.

Инновационный опыт «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео - играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие,.

Консультация «Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста» В наш век компьютерных технологий педагоги и родители понимают, что для развития ребенка чтение необходимо, но что же делать, чтобы вызвать.

Мастер-класс «Нетрадиционный способ мотивации к чтению у дошкольников» Актуальность. Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать.

Педагогическая идея воспитателя «Формирование у дошкольников потребности к слушанию и чтению» В настоящее время выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать.

Проект «Образовательные терренкуры, как инновационный метод образования дошкольников в условиях реализации ФГОС» Проект «Образовательные терренкуры как инновационный метод образования дошкольников в условиях реализации ФГОС»     Проблема: В Федеральном.

Развитие познавательной мотивации у дошкольников Коновалова Т. И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 115 Адмиралтейского района Санкт - Петербурга Метод учебного проекта: развитие познавательной.

Презентации «Формирование интереса и потребностей к чтению у детей» Презентация подготовлена и демонстрировалась на родительском собрании. Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Формирование мотивации дошкольников к чтению»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 21:04
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный проект «Формирование мотивации дошкольников к чтению»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Горохова (УИ 365994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД