Валерия Фоменко
Инсценировка русской народной сказки «Хаврошечка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Инсценировка русской народной сказки «Хаврошечка» в старшей группе
Воспитатель: Фоменко Валерия Юрьевна.
Действующие лица: внучка, сказочница, Хаврошечка, коровушка, хозяйка, хозяин, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, яблонька, молодец.
Текст в драматической форме
Публикация «Инсценировка русской народной сказки „Хаврошечка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Хаврошечка»
- Темочки
(На первом плане справа большой деревенский дом, слева деревья. На втором плане небо. Рядом с домом, позвякивая колокольчиком, пасется белая Корова. На скамейке сидят: сказочница и внучка).
Внучка: Бабушка, бабушка, расскажи мне сказку!
Сказочница : Какую же сказку тебе рассказать? Ну, так и быть.
Внученька, ты знаешь, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть (выходят сестры, потягиваются, толкаются и садятся на скамейку).
Хаврошечка на них работала : их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала (девочка вышивает на пяльце, идет за водой, идет на поле).
Выйдет, бывало, Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
Хаврошечка :
Коровушка-матушка!
Меня бьют-журят, хлеба не дают,
плакать не велят.
К завтрашнему дню мне ведено
пять пудов напрясть, наткать,
побелить и в трубы покатать.
Сказочница : А коровушка ей в ответ.
Коровушка:
Красная девица,
влезь ко мне в одно ушко,
а в другое вылезь –
все будет сработано.
Сказочница : Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано (девочка обнимает корову за шею, обходит вокруг неё). Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Хаврошечке еще больше работы задаст.
Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей.
Хозяйка:
Дочь моя хорошая,
Дочь моя пригожая,
Поди, догляди, кто сироте помогает:
И ткет, и прядет, и в трубы катает?
Сказочница : Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает.
Хаврошечка : Спи, глазок, спи, глазок!
Сказочница : Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:
Хозяйка:
Дочь моя хорошая,
Дочь моя пригожая,
Поди, погляди, кто сироте помогает.
Сказочница : Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает.
Хаврошечка : Спи, глазок, спи, другой!
Сказочница : Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь - Трехглазку.
Хозяйка:
Дочь моя хорошая,
Дочь моя пригожая,
Поди, погляди, кто сироте помогает.
Сказочница : А сироте еще больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет.
Хаврошечка : Спи, глазок, спи, другой!
Сказочница : А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазка заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу.
Хозяйка: Режь рябую корову!
Сказочница : Старик и так и сяк.
Хозяин: Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
Хозяйка: Режь, да и только!
Сказочница : Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка, про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит.
Хаврошечка :
Коровушка-матушка!
Тебя резать хотят.
Сказочница : А коровушка ей отвечает:
Коровушка: А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Сказочница : Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла, и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
Молодец: Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Сказочница : Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами (яблонька - девочка в костюме, стоит с опущенными руками, а затем поднимает руки вверх).
Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились (яблонька опускает руки, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать (все герои сказки выходят на поклон).
Сказочница : Вот и конец, а кто слушал – молодец.
Этапы работы над инсценированием выбранного произведения.
1. Чтение сказки и характеристика Действующие лица:.
Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»
Задачи:
1. Помочь детям осмыслить идею сказки, оценивать характеры персонажей;
2. Пробуждение в детях способности представлять себе происходящее;
3. Познакомить детей с описанием героев по их характерным чертам: мимика, жесты, характер, выразительность голоса.
Ход:
Главная роль отводится педагогу, потому что именно он должен прочитать сказку детям выразительно, передавая всю красоту и богатство языка, а так же передать все характерные особенности героев сказки, чтобы детям был понятна суть и содержание произведения.
После прочтения сказки педагогом, с детьми проводится беседа с целью погружения детей в сюжет сказки и более глубокого осмысления содержания.
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Кто является главными героями сказки?
- У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, у которой три дочери и батюшкой).
- Как звали дочерей хозяйки? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка). Почему им дали такие имена?
- Вам понравились эти девочки? (Нет) Какими были эти девочки (Злыми). А Хаврошечка была какая? (Добрая).
- А что делала Хаврошечка? (Она на них работала). Значит, она была какая? (Работящая). А дочери хозяйки? (Ленивые).
- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? (Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу).
- Что она при этом говорила? (Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово).
- А была ли довольна хозяйка работой девочки?
- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке? (Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали).
- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (Нет).
- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? ( Она говорила: спи глазок, спи другой).
- Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?
- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? (Триглазка всё увидела).
- Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)
- Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.
-Что выросло на этом месте? (На том месте выросла яблоня с наливными яблочками).
- Чем закончилась сказка? (Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила, и барин женился на ней).
-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» (Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили).
Далее дети более подробно знакомятся с персонажами сказки, обговариваются характерные черты героев, их голос, характер.
Приведем примеры описаний героев и их речи, предложенных детьми.
Хаврошечка : добрая и отзывчивая девушка, работящая, не злопамятная, красивая, жалостливая. Голос звонкий и ласковый.
Коровушка: рябая корова, волшебный помощник Хаврошечки, верный друг, бескорыстный и самоотверженный.
Хозяйка: злая, не любит свою падчерицу, заставляет ее работать с утра до вечера. Голос громкий и грубый.
Одноглазка, Двуглазка, Триглазка: ленивые, коварные, завистливые, черствые, эгоистичные, жадные.
Молодец: молодой, богатый, взял замуж Хаврошечку.
Так же детям можно изобразить повадки всех персонажей: мимикой, жестами, движениями, эмоциями передать характер и особенности героев.
2. Распределение ролей на основе качеств человека и персонажа.
Цель: распределить роли между детьми, оценивая их выразительность речи, соотнося его с персонажами.
Ход:
Для начала можно разделить детей на две подгруппы : «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия. «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.
Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.
В конце, осуществляется подбор персонажа для каждого ребенка.
Охарактеризуйте действующих лиц:
Внучка: маленькая девочка, добрая.
Сказочница : бабушка, вежливая, добрая.
Хаврошечка : добрая и отзывчивая девушка, работящая, не злопамятная, красивая, жалостливая.
Коровушка: рябая корова, волшебный помощник Хаврошечки, верный друг, бескорыстный и самоотверженный.
Хозяйка: злая, не любит свою падчерицу, заставляет ее работать с утра до вечера.
Хозяин: трусливый, не имеющий своего мнения, подчиняется жене.
Одноглазка, Двуглазка, Триглазка: ленивые, коварные, завистливые, черствые, эгоистичные, жадные.
Молодец: молодой, богатый, взял замуж Хаврошечку.
Яблонька: стройная.
Сформулируйте исполнительские задачи для актеров:
Внучка: девочка выходит, садится рядом с бабушкой-сказочницей, просит рассказать сказку, затем уходит в зрительный зал, выходит на поклон.
Сказочница : бабушка сидит на лавочке, на сцене, разговаривает с внучкой, уходит на край сцены, рассказывает сказку, выходит на поклон.
Хаврошечка : выходит на сцену, вышивает на пяльце, идет за водой, идет на поле, обнимает корову, во время сцен хозяйки и ее дочерей на сцену не выходит; на сцене ухаживает за Яблонькой, встречает жениха, берет его под руку, выходит на поклон.
Коровушка: появляется в начале спектакля, обнимается с Хаврошечкой, периодически появляется на сцене вместе с Хаврошечкой, делает за нее работу, в конце превращается в Яблоньку – уходит со сцены с хозяином, выходит на поклон.
Хозяйка: выходит на разговоры с дочерьми и мужем, стучит ногой, взмахивает руками при разговоре со стариком и дочерьми, ругается на них.
Хозяин: выходит на разговор со старухой, опуская голову, пожимая плечами, уводит Коровушку со сцены, выходит на поклон.
Одноглазка: выходит с сестрами в начале представления, толкается, показывает кулаком на Хаврошечку, разговаривает с матерью, ходит по сцене с Хаврошечкой, ложится спать, приходит к матери с опущенной головой, почесывая затылок, выходит с сестрами, видит Молодца, толкается с сестрами, прыгает к яблоньке, садится на пол – плачет, выходит на поклон.
Двуглазка: выходит с сестрами в начале представления, толкается, ерзает на лавочке, разговаривает с матерью, ходит по сцене с Хаврошечкой, ложится спать, приходит к матери с опущенной головой, пожимая плечами, выходит с сестрами, видит Молодца, толкается с сестрами, прыгает к яблоньке, топает ногой, выходит на поклон.
Триглазка: выходит с сестрами в начале представления, толкается, разговаривает с матерью, ходит по сцене с Хаврошечкой, ложится спать, подглядывает за Хаврошечкой, бежит к матери – шушукается, выходит с сестрами, видит Молодца, толкается с сестрами, прыгает к яблоньке, садится на пол – плачет, выходит на поклон.
Молодец: выходит на сцену, разговаривает с девушками, берет в руки яблоко, берет под руку Хаврошечку, выходит на поклон.
Яблонька: появляется вместо Коровушки, сначала сидит, потом встает (вырастает, когда приходят сестры поднимает руки наверх, когда приходит Хаврошечка, дает ей яблоко, выходит на поклон.