Лучший педагог года

Инсценировка русской народной сказки «Хаврошечка» в старшей группе

Валерия Фоменко
Инсценировка русской народной сказки «Хаврошечка» в старшей группе

Инсценировка русской народной сказки «Хаврошечка» в старшей группе

Воспитатель: Фоменко Валерия Юрьевна.

Действующие лица: внучка, сказочница, Хаврошечка, коровушка, хозяйка, хозяин, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, яблонька, молодец.

Текст в драматической форме

Публикация «Инсценировка русской народной сказки „Хаврошечка“ в старшей группе» размещена в разделах

(На первом плане справа большой деревенский дом, слева деревья. На втором плане небо. Рядом с домом, позвякивая колокольчиком, пасется белая Корова. На скамейке сидят: сказочница и внучка).

Внучка: Бабушка, бабушка, расскажи мне сказку!

Сказочница : Какую же сказку тебе рассказать? Ну, так и быть.

Внученька, ты знаешь, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть (выходят сестры, потягиваются, толкаются и садятся на скамейку).

Хаврошечка на них работала : их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала (девочка вышивает на пяльце, идет за водой, идет на поле).

Выйдет, бывало, Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

Хаврошечка :

Коровушка-матушка!

Меня бьют-журят, хлеба не дают,

плакать не велят.

К завтрашнему дню мне ведено

пять пудов напрясть, наткать,

побелить и в трубы покатать.

Сказочница : А коровушка ей в ответ.

Коровушка:

Красная девица,

влезь ко мне в одно ушко,

а в другое вылезь –

все будет сработано.

Сказочница : Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано (девочка обнимает корову за шею, обходит вокруг неё). Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей.

Хозяйка:

Дочь моя хорошая,

Дочь моя пригожая,

Поди, догляди, кто сироте помогает:

И ткет, и прядет, и в трубы катает?

Сказочница : Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает.

Хаврошечка : Спи, глазок, спи, глазок!

Сказочница : Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:

Хозяйка:

Дочь моя хорошая,

Дочь моя пригожая,

Поди, погляди, кто сироте помогает.

Сказочница : Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает.

Хаврошечка : Спи, глазок, спи, другой!

Сказочница : Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь - Трехглазку.

Хозяйка:

Дочь моя хорошая,

Дочь моя пригожая,

Поди, погляди, кто сироте помогает.

Сказочница : А сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет.

Хаврошечка : Спи, глазок, спи, другой!

Сказочница : А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазка заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу.

Хозяйка: Режь рябую корову!

Сказочница : Старик и так и сяк.

Хозяин: Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

Хозяйка: Режь, да и только!

Сказочница : Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка, про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит.

Хаврошечка :

Коровушка-матушка!

Тебя резать хотят.

Сказочница : А коровушка ей отвечает:

Коровушка: А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Сказочница : Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла, и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

Молодец: Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Сказочница : Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами (яблонька - девочка в костюме, стоит с опущенными руками, а затем поднимает руки вверх).

Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились (яблонька опускает руки, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать (все герои сказки выходят на поклон).

Сказочница : Вот и конец, а кто слушал – молодец.

Этапы работы над инсценированием выбранного произведения.

1. Чтение сказки и характеристика Действующие лица:.

Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Задачи:

1. Помочь детям осмыслить идею сказки, оценивать характеры персонажей;

2. Пробуждение в детях способности представлять себе происходящее;

3. Познакомить детей с описанием героев по их характерным чертам: мимика, жесты, характер, выразительность голоса.

Ход:

Главная роль отводится педагогу, потому что именно он должен прочитать сказку детям выразительно, передавая всю красоту и богатство языка, а так же передать все характерные особенности героев сказки, чтобы детям был понятна суть и содержание произведения.

После прочтения сказки педагогом, с детьми проводится беседа с целью погружения детей в сюжет сказки и более глубокого осмысления содержания.

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Кто является главными героями сказки?

- У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, у которой три дочери и батюшкой).

- Как звали дочерей хозяйки? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка). Почему им дали такие имена?

- Вам понравились эти девочки? (Нет) Какими были эти девочки (Злыми). А Хаврошечка была какая? (Добрая).

- А что делала Хаврошечка? (Она на них работала). Значит, она была какая? (Работящая). А дочери хозяйки? (Ленивые).

- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? (Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу).

- Что она при этом говорила? (Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово).

- А была ли довольна хозяйка работой девочки?

- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке? (Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали).

- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (Нет).

- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? ( Она говорила: спи глазок, спи другой).

- Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?

- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? (Триглазка всё увидела).

- Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)

- Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.

-Что выросло на этом месте? (На том месте выросла яблоня с наливными яблочками).

- Чем закончилась сказка? (Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила, и барин женился на ней).

-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» (Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили).

Далее дети более подробно знакомятся с персонажами сказки, обговариваются характерные черты героев, их голос, характер.

Приведем примеры описаний героев и их речи, предложенных детьми.

Хаврошечка : добрая и отзывчивая девушка, работящая, не злопамятная, красивая, жалостливая. Голос звонкий и ласковый.

Коровушка: рябая корова, волшебный помощник Хаврошечки, верный друг, бескорыстный и самоотверженный.

Хозяйка: злая, не любит свою падчерицу, заставляет ее работать с утра до вечера. Голос громкий и грубый.

Одноглазка, Двуглазка, Триглазка: ленивые, коварные, завистливые, черствые, эгоистичные, жадные.

Молодец: молодой, богатый, взял замуж Хаврошечку.

Так же детям можно изобразить повадки всех персонажей: мимикой, жестами, движениями, эмоциями передать характер и особенности героев.

2. Распределение ролей на основе качеств человека и персонажа.

Цель: распределить роли между детьми, оценивая их выразительность речи, соотнося его с персонажами.

Ход:

Для начала можно разделить детей на две подгруппы : «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия. «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители»«актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.

Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.

В конце, осуществляется подбор персонажа для каждого ребенка.

Охарактеризуйте действующих лиц:

Внучка: маленькая девочка, добрая.

Сказочница : бабушка, вежливая, добрая.

Хаврошечка : добрая и отзывчивая девушка, работящая, не злопамятная, красивая, жалостливая.

Коровушка: рябая корова, волшебный помощник Хаврошечки, верный друг, бескорыстный и самоотверженный.

Хозяйка: злая, не любит свою падчерицу, заставляет ее работать с утра до вечера.

Хозяин: трусливый, не имеющий своего мнения, подчиняется жене.

Одноглазка, Двуглазка, Триглазка: ленивые, коварные, завистливые, черствые, эгоистичные, жадные.

Молодец: молодой, богатый, взял замуж Хаврошечку.

Яблонька: стройная.

Сформулируйте исполнительские задачи для актеров:

Внучка: девочка выходит, садится рядом с бабушкой-сказочницей, просит рассказать сказку, затем уходит в зрительный зал, выходит на поклон.

Сказочница : бабушка сидит на лавочке, на сцене, разговаривает с внучкой, уходит на край сцены, рассказывает сказку, выходит на поклон.

Хаврошечка : выходит на сцену, вышивает на пяльце, идет за водой, идет на поле, обнимает корову, во время сцен хозяйки и ее дочерей на сцену не выходит; на сцене ухаживает за Яблонькой, встречает жениха, берет его под руку, выходит на поклон.

Коровушка: появляется в начале спектакля, обнимается с Хаврошечкой, периодически появляется на сцене вместе с Хаврошечкой, делает за нее работу, в конце превращается в Яблоньку – уходит со сцены с хозяином, выходит на поклон.

Хозяйка: выходит на разговоры с дочерьми и мужем, стучит ногой, взмахивает руками при разговоре со стариком и дочерьми, ругается на них.

Хозяин: выходит на разговор со старухой, опуская голову, пожимая плечами, уводит Коровушку со сцены, выходит на поклон.

Одноглазка: выходит с сестрами в начале представления, толкается, показывает кулаком на Хаврошечку, разговаривает с матерью, ходит по сцене с Хаврошечкой, ложится спать, приходит к матери с опущенной головой, почесывая затылок, выходит с сестрами, видит Молодца, толкается с сестрами, прыгает к яблоньке, садится на пол – плачет, выходит на поклон.

Двуглазка: выходит с сестрами в начале представления, толкается, ерзает на лавочке, разговаривает с матерью, ходит по сцене с Хаврошечкой, ложится спать, приходит к матери с опущенной головой, пожимая плечами, выходит с сестрами, видит Молодца, толкается с сестрами, прыгает к яблоньке, топает ногой, выходит на поклон.

Триглазка: выходит с сестрами в начале представления, толкается, разговаривает с матерью, ходит по сцене с Хаврошечкой, ложится спать, подглядывает за Хаврошечкой, бежит к матери – шушукается, выходит с сестрами, видит Молодца, толкается с сестрами, прыгает к яблоньке, садится на пол – плачет, выходит на поклон.

Молодец: выходит на сцену, разговаривает с девушками, берет в руки яблоко, берет под руку Хаврошечку, выходит на поклон.

Яблонька: появляется вместо Коровушки, сначала сидит, потом встает (вырастает, когда приходят сестры поднимает руки наверх, когда приходит Хаврошечка, дает ей яблоко, выходит на поклон.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Фольклорный праздник «Встреча Весны». Инсценировка русской народной сказки «Снегурочка»Фотоотчет «Фольклорный праздник «Встреча Весны». Инсценировка русской народной сказки «Снегурочка» Фольклорный праздник «Встреча Весны». Инсценировка сказки «Снегурочка» - фотоотчёт. Цель: приобщение детей к русскому народному творчеству.

Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора». ФотоотчетИнсценировка русской народной сказки «Каша из топора». Фотоотчет Цель: создание условий и познавательный интерес через русские народные сказки Задачи: Образовательные: продолжать формировать умение воспринимать.

Инсценировка русской народной сказки «Колобок» в средней группеИнсценировка русской народной сказки «Колобок» в средней группе Инсценировка русской народной сказки «Колобок» в средней группе Цель: Продолжать учить детей инсценировать русские народные сказки. Задачи:.

Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц» в стихотворной форме Русскую народную сказку я сочинила по сказке "Лиса и заяц" и теперь дети её смогут поставить для малышей,ведь им легче её выучить и маленьким.

Инсценировка русской народной сказки «Теремок» в средней группеИнсценировка русской народной сказки «Теремок» в средней группе Цель: создание благоприятных условий творческой активности детей посредством театрализованной деятельностью. Задачи: Образовательные:.

Коллективное рисование «Волшебная яблонька» по мотивам русской народной сказки «Хаврошечка» нетрадиционным методомКоллективное рисование «Волшебная яблонька» по мотивам русской народной сказки «Хаврошечка» нетрадиционным методом Изобразительная деятельность привлекает детей, даёт возможность самостоятельно создавать что - то красивое и необычное. А если ещё рисовать.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка. Счет до 10»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка. Счет до 10» Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Путешествие.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки  «Заяц-хваста» в старшей группе Задачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя. Закрепить знания о жанровых.

Фотоотчет «Инсценировка русской народной сказки «Снегурушка и лиса» (средняя группа)Фотоотчет «Инсценировка русской народной сказки «Снегурушка и лиса» (средняя группа) Театральное представление детей средней группы. Инсценировка русской народной сказки «Снегурушка и лиса» в обр. А. Толстого В целях развития.

Автор публикации:
Инсценировка русской народной сказки «Хаврошечка» в старшей группе
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 10:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД