Приложение МААМ

Инструменты детского звукотворчества в традиционной культуре финно-угорских народов, фиксация их на территории проживания

Мария Зайцева
Инструменты детского звукотворчества в традиционной культуре финно-угорских народов, фиксация их на территории проживания
▼ Скачать + Заказать документы

Данная тема «Инструменты детского звукотворчества в традиционной культуре финно-угорских народов» посвящена исследованию процесса вхождения и адаптации ребенка к нормативам традиционной системы звуковых сигналов, знаков и символов, всего звукового комплекса окружающей среды посредством звуковых орудий.

Объектом исследования в данной работе является инструментальная культура финно-угорских народов.

Публикация «Инструменты детского звукотворчества в традиционной культуре финно-угорских народов, фиксация их на территории проживания» размещена в разделах

В качестве предмета исследования выступают инструменты детского звукотворчества и их жанровые сферы в системе традиционной культуры финно-угорских народов.

Целью исследования является максимально полная презентация жанровых сфер и инструментов детского звукотворчества.

Достижение цели требует решения ряда задач:

• Изучить материалы и публикации, содержащие информацию об инструментах детского звукотворчества финно-угорских народов;

Зафиксировать инструменты детского звукотворчества, сохранившиеся в настоящее время, на территории проживания автора;

• Сравнить полученный в ходе экспедиционной работы материал с источниками, содержащими информацию об инструментах детского звукотворчества;

• Использовать инструменты детского звукотворчества в творческой деятельности детского коллектива «Veritaine» («Веретенце») отделения «Музыкальный фольклор» Национальной школы искусств Пряжинского района.

Этномузыковедческие исследования по данной теме появляются лишь в конце ХХ века. Их условно можно разделить на два типа: первые содержат описания музыкальных инструментов, которые по ряду признаков могут быть отнесены к разряду детских. Это публикации И. Тынуриста «Эстонские народные музыкальные инструменты», П. И. Чисталева «Коми народные музыкальные инструменты», Н. И. Бояркина «Мордовская народная музыка : Многоголосные инструментальные традиции», О. М. Герасимова «Народные музыкальные инструменты мари». В других публикациях в которых инструменты детского звукотворчества выделены в соответствующий жанр традиционного инструментального творчества. Так О. Эльшек, с позиций функциональной и музыкально-стилистической дифференцирует инструментальные жанры Словакии, выделяя «детский инструментальный жанр». В данной сфере применяются другие музыкальные инструменты, в отличие от охотничьих и пастушьих, большей частью это идиофоны или аэрофоны, которые дети изготавливают сами для своих игр. Связь с природой более всего проявляется у мальчиков-подпасков, пасущих коров, гусей или других домашних животных. Для «детского инструментального жанра» характерно звукоподражание, сигнализация животным и т. п., однако над утилитарностью превалирует момент игры, развлечения.

Традиционные детские игрушки и игры народов Карелии не были предметом специального исследования. Большая их часть (как отмечает С. М. Лойтер, опубликованных в периодических изданиях XIX – начала XX века, находится либо в архивах, либо в коллекциях и потому не введена в научный оборот. Тем не менее, традиционная культура детства содержит богатый фольклорно-этнографический, культурологический и лингвистический материал.

Начало собирания фольклора в Карелии началось в 60-е годы XIX века, когда в России усилилось внимание к «крестьянскому вопросу». Именно в это время петрозаводский учитель К. Петров записал и дал подробное описание 18-ти детских игр, которые опубликовал центральный российский журнал «Учитель». Дословно материал К. Петрова поместили в «Олонецкие губернские ведомости» (ОГВ. 1897. № 70, 74, 77). В этой же газете, ее специальном разделе, посвященном изучению этнографии и фольклора края, опубликованы записи детского фольклора двух других народных учителей – Д. И. Лебедева и П. Левина, содержащие колыбельные песни и рассказы об играх с сопровождающими их считалками, стихотворными припевками.

В 80-е годы XIX века известный этнограф и лингвист Г. И. Куликовский, сам уроженец Олонецкой губернии, собирая материал для будущего «Словаря Олонецкого края», обратил внимание на детские игры – и не только описал их, но предпослал небольшое исследование об их роли в истории человеческой культуры. Так же в публикациях И. Г. Куликовского, П. Певина, С. В. Беляева описаны детские игрушки и «забавы», распространенные в Олонецкой губернии, в ряде случаев являющиеся инструментами детского звукотворчества.

В 1887 г. Н. Н. Харузина и В. Н. Харузину по заданию Этнографического Императорского общества были направлены в Олонецкую Губернию. В. Н. Харузиной была подготовлена большая иллюстрированная работа «Игры и игрушки у малокультурных народов». В этой работе она поставила совершенно новые вопросы о связи игрушки с человеческой психикой, верованиями и спецификой быта народов. Например, игры в кости, в мяч, различные виды погремушек, волчок, ходули она рассматривала как обязательную часть обрядовых действий религиозного характера.

Е. П. Михайлов, изучая музыкальную инструментальную культуру северо-запада Вологодской области, при описании разделил зафиксированные инструменты на несколько групп по функциональному признаку, учитывающему сферу деятельности человека. В публикации Е. Михайлова «Традиционные музыкальные инструменты Онежско-Белозерского межозерья» представлено пять основных групп: пастушьи, охотничьи инструменты, инструменты быта, детские инструменты, а также инструменты сферы отдыха и досуга. Отметим, что принятое Е. Михайловым деление в некоторой степени условно, так как ряд инструментов может употребляться в нескольких сферах. Тем не менее, группа детских музыкальных инструментов самая большая из всех зафиксированных, наиболее часто встречаются инструменты подкласса свободных аэрофонов: листья деревьев (береза, осина, листок травы (осока, береста.

Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки – трещотки, погремушки, «жужжалки», бубенцы и т. д. Они развивали у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к музыкальной деятельности. Важно, что эти игрушки – музыкальные инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Детское звукотворчество близко к природе, т. к. его основу составляют имитации звуков окружающего мира, поэтому ребенок учится воспроизводить звуки на простейших орудиях, подаренных природой: расщеплённых стеблях лука, травинках, листках деревьев, он пытается имитировать звуки и интонационные формулы окружающего мира, животных, птиц.

Игры детей часто связаны, а нередко и воспроизводят трудовую деятельность, бытовые и обрядовые сцены взрослой жизни. Значительная роль в освоении гендерной роли принадлежала игрушкам. В карельской семье традиционно изготовливались игрушки: погремушки, сплетённые из бересты – шарики с камушками внутри, берестяные мячики, волчки, глиняные свистульки, сделанные родителями или купленные в городе на ярмарках.

Инструментами детского звукотворчества, традиционно функционировавшими во второй половине XIX столетия в Олонецкой губернии и были описаны в Олонецких губернских ведомостях И. Г. Куликовским, были (меленки, фурчалки, трепещалки, свистульки, трубы, волчек, погремушка). Представленные игрушки – инструменты детского звукотворчества имеются в ряде традиционных финно-угорских культур. Так подобный «меленкам» музыкальный инструмент у саамов называется навьта. На плетённую кожаную нить укрепляется выструганная деревянная пластинка, которой придаётся вращательное движение вокруг своей оси.

У мордвы увама, увнома (названия, производные от глаголов «ворковать», «выть») – архаичный, вихревой аэрофон; небольшая овечья, куриная косточка или тяжелая деревянная палочка с двумя отверстиями посередине, сквозь которые пропущена прочная нитка. Посредством нитки производится быстрое вращение косточки, вследствие чего возникает жужжащее (воющее) звучание.

Традиционный инструмент удмуртов сюй шулан – глиняная свистулька, имеющая форму утки, голубя, собаки, курочки, петуха или гусиного яйца (размером примерно 100-120 мм).

Среди традиционных мордовских музыкальных инструментов имеется кевень тутушка (эрзя) – глиняная пустотелая свистулька из обожженной глины с двумя отверстиями или без них в форме птиц, домашних и диких животных.

Для вепсов изготовление инструментов – петухов, kukeine, fistulk,tutuka – и обжиг их в печах является традиционным. Местные гончарные промыслы вепсов изготавливали глиняные свистки в виде птиц и баранов. В традиционной латвийской культуре тоже можно отметить инструмент свилпе – керамическая свистулька в виде морских животных, птиц, коней. Изготавливались они из глины и окрашивались в зелёный, коричневый цвет. У эстонцев Сави пиилу – керамическая свистулька в форме уточки с двумя грифными отверстиями.

Дети в удмуртских деревнях забавлялись игрушкой, которую называли кружок вертящийся «На дощечке, с помощью гвоздя и нитки чертиться окружность, в поперечнике около 1 верш. И по этой черте вырезается кружок. Центр кружка просверливается шилом и в образовавшееся отверстие пробивается стержень толщиною с утиное перо, но так чтобы кружок находился не на середине стержня, а один конец был несколько короче другого. Который конец короче, заостряется ножом для того чтобы вертящийся кружок не разбегался много. Чтобы заставить кружок вертеться, стоит только длинный конец стержня взять между ладонями рук или между большим и средним пальцем правой руки и вертнуть кружок по солнцу» .

Погремушки – идиофоны, имеющиеся в ряде финно-угорских традиционных инструментальных культур. Так для мордовской культуры характерны погремушки (севонень кальдерька – дословно глиняная погремушка) четырех видов.

1. яйцевидные (размером приблизительно 90*40 мм)

2. бочонковидные(50*30 мм, 60*50 мм)

3. цилиндрической формы с плоскими торцами (50-60*30 мм)

4. сигарообразные (95*166 мм)

Известно, что в саамской культуре можно встретить погремушки, изготовленные из гусиного горла, либо зоба тетерева. В полость насыпали камушки, песок, другие мелкие предметы. Такие инструменты использовались в ритуале лечения.

Автором была проделана работа по поиску и фиксации представленных И. Г. Куликовским инструментов детского звукотворчества на территории проживания автора. В связи с изменением традиционного быта многие музыкальные инструменты ушли в прошлое, попав прежде в сферу детского музицирования. Самые простые – сезонные аэрофоны, которые дети могут изготовить сами. Наиболее часто встречаются инструменты подкласса свободные аэрофоны: листья деревьев (берёза, осина, листок травы или береста.

Так в п. Эссойла были зафиксированы исполнители на травинке, ивовом свистке, листке акации, бересте (и полиэтиленовой пленке, дудочке из дудника и рожке из бересты. На травине и бересте традиционно имитируются голоса птиц, с ивовым свистком дети деревень играли в жмурки, дудочка из дудника, выполняла эстетическую функцию и сопровождала минуты редкого досуга во время сенокоса.

Традиционные музыкальные инструменты детского звукотворчества, описанные И. Г. Куликовским на страницах «Олонецких губернских ведомостей» имеют аналоги в ряде культур в связи с их архаичностью. Функционирующие первоначально как ритуальные, охотничьи, пастушеские, с течением времени они перешли в сферу детского звукотворчества. В настоящее время приходится констатировать факт частичного сохранения указанной традиции и в ряде случаев в памяти взрослых, а не в сфере детского досуга. Тем не менее, задачей автора становится не только изучение, но и адаптация известных инструментов детского звукотворчества к детской среде.

Являясь преподавателем «Отделения фольклора» школы искусств Пряжинского района, автор использует многие музыкальные инструменты детского звукотворчества, в своей деятельности. В фольклорном ансамбле «Веретёнце», руководителем которого является автор, используются музыкальные инструменты, изготовленные местными мастерами. Так свистульки для участников ансамбля вылепила Нина Владимировна Беличева (1959 г. р.) проживающая в д. Корбиселька. Она делает глиняные свистульки в виде различных животных и птиц. В ансамбле «Веретенцы» глобулярные флейты используются в программе, реконструирующем праздник Масленицы.

Традиционные идиофоны – погремушки из бересты с различными натуральными наполнителями (горох, камешки, греча, фасоль) сделал для «Отделения фольклора» Анатолий Иванович Беличев (1956 г. р.). Использование идиофонов в ансамбле связано с имитацией природной стихии– ветра, шума.

Игры и игрушки в жизни ребёнка это не просто забава, с помощью них он расширяет границы своего опыта, становиться самостоятельным. Без игрушек ребёнок не сможет состоятся как носитель культуры, чья индивидуальность вплетается в общую картину традиции.

Публикации по теме:

Благоустройство территории детского садаБлагоустройство территории детского сада Детский сад недаром называют вторым домом для дошколят. Здесь малыши проводят большую часть своего дня, здесь они развиваются, общаются,.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Формирование представлений детей 6–7 лет о культуре народов севера средствами народного творчества.Формирование представлений детей 6–7 лет о культуре народов севера средствами народного творчества. Саморазвитие "Формирование представлений детей 6-7 лет о культуре народов севера средствами народного творчества" Отсутствие или нехватка.

Летнее оформление территории детского садаЛетнее оформление территории детского сада При в ходе в детский сад вас встречает добродушный Незнайка, сделанный семьей Ильи Мамсина. Из старого детского зонтика мы смастерили.

Цветник на территории детского садаЦветник на территории детского сада Цветы всегда радуют глаз, а красиво оформленные цветники зачаровывают. Цветники можно использовать как обучающее и наглядное пособие. Дети.

Образовательный терренкур на территории детского сада Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Поэтому важной задачей педагогического.

Оформление и благоустройство территории детского учрежденияОформление и благоустройство территории детского учреждения Мы живем на планете Земля. Природа Земли это интересный, сложный и удивительный мир. 2017 год объявлен годом экологии и наш детский сад.

Оформление территории детского садаОформление территории детского сада Скоро долгожданное лето. Так хочется, чтобы территория детского сада летом была веселым, привлекательным и для детей и взрослых. Заходят.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Подготовил: Воспитатель МБДОУ «Детский.

Озеленение территории детского садаОзеленение территории детского сада Участие в акции «Украсим клумбу» (совместное озеленение территории детского сада) «Родители (законные представители)являются первыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инструменты детского звукотворчества в традиционной культуре финно-угорских народов, фиксация их на территории проживания
Опубликовано: 8 сентября 2017 в 09:44
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инструменты детского звукотворчества в традиционной культуре финно-угорских народов, фиксация их на территории проживания» (включая файлы) размещена пользователем Мария Зайцева (УИ 1253552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД