Вера Сажина
Образовательный терренкур на территории детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Поэтому важной задачей педагогического коллектива нашего детского сада в условиях модернизации системы образования является повышение эффективности образовательной работы с детьми и достижение современного качества дошкольного образования.
Для оптимизации образовательного процесса на прогулке коллективом нашего детского сада создан образовательный терренкур.
Публикация «Образовательный терренкур на территории детского сада» размещена в разделах
Образовательный терренкур СП «Детский сад №17» – это пешая тропа на территории детского сада, предназначенная для проведения образовательной и самостоятельной деятельности детей. В пешей прогулке можно использовать все виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Терренкур разделён на зоны. В каждой зоне несколько остановок. Каждая предназначена для определённого вида деятельности. Маршруты разрабатываются разной категории сложности в зависимости от возраста и интересов детей.
Цель формирование основ экологической и валеологической культуры, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей дошкольного возраста. Задачи:
обеспечение психофизического благополучия детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью;
помочь детям усвоить назначение объектов природы на территории детского сада;
постепенно, последовательно продвигать познавательную активность детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы – к многообразию этих впечатлений, конкретным представлениям;
систематически включить детей в сенсорные обследования объектов и явлений природы, проведение опытов;
вызывать у детей положительные эмоции;
укреплять здоровье детей;
проводить систематические физические упражнения на свежем воздухе.
Структура пеших прогулок включает: сбор и движение до следующей остановки терренкура;остановка,привал,познавательно-исследовательская деятельности детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;самостоятельная деятельность детей; сбор дошкольников и возвращение в группу
Сбор. Прогулка начинается от станции «Сказочная поляна», где дети, используя вертушки, проверяют есть ли ветер на улице? Наблюдают за погодой и природными явлениями. Цель: проведение систематических наблюдений за состоянием погоды.
Дети проходят прогулочную аллею (осматривают экспозиции специально созданные на территории детского сада «Деревенька», «Жар-птица», «Альпийская горка», «Верблюжонок»). В деревеньке их встречают Маша и Медведь. На базе вопросов от Маши проходят дальнейшие наблюдения за состояниями природы, строятся предпосылки экспериментальной деятельности (вопросы для каждой прогулки подготавливают воспитатели группы в соответствии с темой и погодными условиями). Здесь проводятся познавательные беседы, воспитатели читают стихи.
Остановка. Станция «Огород». Всех встречают бабушка Мария и дед Иван. Дети разгадывают «огородные» загадки около грядок. Им даются знания о том, как следует выращивать овощи, как их можно есть, какую пользу приносят нашему организму. Цель: уточнение представлений детей о внешних характерных признаках овощей: цвет, величина, их вкусовые качества.
Остановка. Станция «У пруда» , где живёт лягушка. На этой станции детей встречают Золотая рыбка и щенок Филя. Детям даются знания о внешних характерных особенностях лягушки, о том, что она живая, чем питается.
Закрепляются знания детей о внешних характерных особенностях насекомых: бабочек, комаров, мух.
Уточняются отличительные особенности насекомых от птиц.
Проводятся: физические упражнения «Лягушата», «Бабочки», дидактические игры «Кто где живёт?», «Кто лишний?», дыхательные упражнения.
Детям загадывают загадки и рассказывают о свойствах воды.
Остановка. Станция «Мельница»
Дети знакомятся с работой мельницы. Отгадывают загадки о хлебе. Разучивают пословицы. Играют в русскую народную игру «Пирог».
Остановка. Станция «Лиственница». Ребята определяют на ощупь отличия лиственницы от ёлочки. Выражают свои ощущения. Тем самым развивается монологическая форма речи и возрастает познавательный интерес.
Остановка " Деревья и кустарники». Дети могут любоваться плодовыми деревьями и кустарниками в разное время года, сравнивать их с другими посадками, наблюдать, как кормятся на них птицы.
Прогулочная аллея (рассматривание клумб на территории детского сада).
Прогулочная аллея используется при переходе от одной станции к другой. Во время перехода воспитатели наблюдают за ростом растений, любуются красотой, вспоминают с детьми названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждают к сравнительным высказываниям. Также клумбы используются для трудовой деятельности: сбора семян, полива растений. В тёплое время года дети наблюдают за разнообразными насекомыми (бабочки, стрекозы)
Остановка. Станция «Транспорт». Дети узнают о видах транспорта. Отгадывают загадки. Знакомятся с правилами дорожного движения и поведения в общественном транспорте. Играют в подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Автомобили» и тд. На этой станции созданы условия для самостоятельной деятельности детей.
Остановка. Станция «Птичий столб». Проводим беседы с детьми о перелётных и зимующих птицах. Объясняем причину их перелетов (перелетные, зимующие); дети учатся отвечать на вопросы полными ответами. Как надо помогать им зимой. Подвижные игры «Совушка», «Гуленьки», «Курочка и цыплятки» и тд. Словесные игры: «Чей дом», «Доскажи словечко». Дидактические игры «Назови птицу по описанию»,«Кто из птиц лишний» и многие другие.
Остановка. Станция «Птичья столовая». Здесь мы проводим наблюдения за птицами, загадываем загадки о птицах, вспоминаем название птиц прилетающих на участок, читаем стихи, и подкармливаем птиц. Также учим замечать характерные особенности строения птиц
Остановка. Станция «Королева-ель». Дети узнают всё о ели: что может расти под елью, какие лечебные свойства у ели. На этой станции проводятся беседы, исполняются песни «Ёлочка-красавица», «Маленькой ёлочке», проводится дыхательная гимнастика. Так же детям даётся задание придумать рассказы и сказки.
Остановка. Станция «Белая берёза». Здесь мы проводим беседу о времени года, отмечаем состояние погоды, наблюдаем за берёзой, закрепляем название деревьев, беседуем о том, какую пользу деревья приносят человеку, тем самым воспитываем любовь к природе. Берёзу можно потрогать, погладить и даже обнять.
Остановка. Станция «Юные чемпионы». Во время этой остановки инструктор организовывает с детьми игры, физкультминутки, полосу препятствий, гимнастику, образовательную деятельность. У детей развивается двигательная активность, воспитываются дружеские отношения в игре.
Зона асфальтовых игр.
Остановка. Станция «Рисуем водой». При остановке дети с большим удовольствием рисуют кисточками, валиками на асфальте, используя воду. Так же в старшем возрасте используются шаблоны и трафареты.
Остановка «Математический мост» (на асфальте около своего участка воспитатель цветными мелками рисует геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники и тд., в зависимости от возраста. Задание детям: чтобы попасть на свою площадку, следует пройти через математическую арку прыжками по геометрическим фигурам, которые назовёт воспитатель.
Остановка «Площадка для отдыха». В качестве площадок используются беседки на прогулочных участках. Дети могут посидеть за столами.
Ребята не только отдыхают, но и делятся впечатлениями, пьют воду в тёплое время года, могут заняться изготовлением поделок, изобразительной деятельностью, конструированием.
Зона познавательно-исследовательской и самостоятельной деятельности на прогулочных участках.
Остановка «Экспериментальная».
Опыты с водой: целью является выявление свойств воды.
Вода льётся. Перелить воду в стакан, детям предложить переливать воду с ладошки на ладошку в тазике. (тёплое время года)
Вода растекается: полить воду на тарелку.
Вода прозрачная: поставить игрушку за стакан с водой и за стакан с молоком.
Вода не пахнет: предложить детям понюхать цветок и воду, сравнить.
Опыты с почвой: рассматриваем землю, какая она по цвету – твёрдая или мягкая?
Предлагаем детям помять землю руками. Земля мягкая, её можно мять.
Берём землю в кулачок, сжимаем, затем насыпаем землю на латок – земля рассыпается.
Находим в земле остатки растений, рассматриваем.
Опыты с воздухом: выдувание мыльных пузырей.
Ветер по морю гуляет: в ёмкости с водой пускаем кораблики, дуем на них, подгоняя быстрей плыть.
Плавает-тонет: показать, что все легкие предметы обладают плавучестью.
Опыты с песком: мокрый-сухой.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Для этого используются прогулочные участки и спортивная площадка.
Примечание: В зависимости от времени года на территории участка для прогулок группы организуются сезонные игры, развлечения, эксперименты.
Летом: рисование мокрым валиком на асфальте, игры с песком и водой.
Осенью: лабиринты из разноцветных листьев.
Зимой и весной: игры и эксперименты со снегом, льдом, снежные лабиринты.
Сбор детей и возвращение в группу: Дети идут, выполняя упражнения на восстановление дыхания, подобранные педагогом. Всех встречают гномы. Дети делятся своими впечатлениями от прогулки и заходят в группу.
Интернет – ресурсы:
• ped-kopilka.ru
• velichsad12.ucoz.ru