Папки-передвижки

Инструменты развития произвольного внимания посредством дидактических и речевых игр

Рита Потапова
Инструменты развития произвольного внимания посредством дидактических и речевых игр

Уровень формирования внимания во многом определяет результативность обучения ребенка в школе. Внимание — это не всегда данное качество, его нужно развивать. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. При наличии внимания умственные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание - всегда сосредоточенность на чем-либо и само по себе не является особым познавательным процессом. Оно свойственно любому когнитивному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Публикация «Инструменты развития произвольного внимания посредством дидактических и речевых игр» размещена в разделах

Именно в дошкольном детстве формируются все важные психические процессы, которые в течение жизни могут только корректироваться, улучшаться, но это уже происходит с трудом. Поэтому внимание, как один из важнейших психических процессов, мы должны закладывать в детей именно в дошкольном детстве.

Что такое внимание? Внимание - это психическая функция. Первое проявление внимания мы можем наблюдать у малыша через две-три недели после рождения, когда ребенок становится внимательным к облику мамы, к её голосу. Это и есть первое проявление этой психической функции. Затем происходит её развитие. Когда ребёнок начинает посещать дошкольное учреждение, то удерживать внимание на каком-то объекте он может до 7 минут.

В педагогике дошкольной психологии мы выделяем три вида внимания Первое - это непроизвольное внимание; как раз оно возникает тогда, когда есть какой-то эмоциональный раздражитель, либо это какой-то световой, звуковой, либо иной раздражитель, который действует на органы чувств. И тогда волей-неволей мы поворачиваем взгляд и несколько секунд задерживаемся на этом объекте, на этом раздражителе. Это и есть пример непроизвольного внимания.

Если ребенок начинает углубляться в этот раздражитель, начинает его рассматривать, осознанно изучать, то мы имеем дело с произвольным вниманием. Здесь уже немного другая история, другое время концентрации внимания и работа мозга совершенно другая, нежели, когда мы просто смотрим на что-то яркое, громкое.

Внимание – это сосредоточенность нашего сознания на каком-либо объекте.

В дошкольном детстве мы работаем с двумя видами внимания Это – непроизвольное и произвольное внимание. Когда, например, мы готовимся к образовательной деятельности с детьми, к проведению досуговой деятельности, утренников и даже утреннего круга, то мы стремимся удивить детей. Это удивление и есть не что иное как непроизвольное внимание. Каждый педагог стремится использовать такие инструменты для достижения данной цели, чтобы ребенок как можно дольше удерживал своё внимание. А это уже – произвольное внимание.

Внимание для современных детей – очень важный показатель, так как сегодня дети поступают в образовательное учреждение с клиповым мышлением, где всё происходит быстро, скоро. Родители часто удивлены, что в детском саду малыши принимают пищу спокойно, без дополнительных раздражителей. На встречный вопрос о том, каким образом ребенок принимает пищу дома, родители часто отвечают, что ловят момент рекламы или включают любимый мультфильм. В домашних условиях получается, что ребёнок кушает неосознанно, т. е. он не понимает, что он ест, как он есть и сам ли он вообще ест, так как всё его внимание сконцентрировано на экран телевизора или планшета. Здесь работает привычка, когда ребенок так делает всегда. И вдруг малыш приходит в детский сад, где нет телевизора или его включают на короткий период в соответствии с СанПин, всё остальное время дети заняты играми, продуктивной и иной деятельностью. Здесь перед воспитателем встаёт задача поменять привычку ребенка, чтобы он мог удерживать своё произвольное внимание не только на сюрпризных моментах, но и после образовательной деятельности.

Наши ежедневные наблюдения показали, что дети действительно больше являются обладателями непроизвольного внимания, чем произвольного.

Что же такое произвольное внимание? Произвольное внимание – это вид внимания, для которого характерно наличие сознательной цели и волевого усилия. То есть именно в детском саду самый простой способ развития произвольного внимания – это кушать, глядя в тарелку, без телевизора, без планшета, без телефона; кушать осознанно, понимая, что ты ешь, как ты ешь, кушать спокойно, с ровной спиной, некоторое время быть в тишине. Этот способ – самый доступный, показывающий как воспитателю, так и родителю, с чего и как начинать развивать произвольное внимание.

Произвольное внимание носит активный характер, опосредовано социально выработанными способами поведения и связано с деятельностью. Оно присуще только человеку и возникло в процессе труда. Произвольное внимание утомляет через 20 минут (например, запоминание словарных слов, заучивание текста наизусть). Следовательно, через 20 минут человек должен ослабить свою волю, своё внимание, переключиться на более лёгкий вид деятельности, просто отдохнуть.

Когда мы идём, гуляем по улице или по группе, то мы непроизвольно рассматриваем всё вокруг. И если нас вдруг что-то «цепляет», то мы на несколько секунд останавливаем взгляд. Это пример непроизвольного внимания. Если мы начинаем рассматривать и запоминать предметы, слова, объекты, которые рядом с нами, то здесь мы имеем дело с произвольным вниманием.

Непроизвольное внимание возникает независимо от воли человека.

Произвольное внимание связано с волевым усилием и сопровождается напряжением. Оно также тесно связано с творческим мышлением.

Почему ребёнок не может найти себе занятие? Каждый педагог в своей группе, наверняка, наблюдал такие ситуации, когда, зайдя в помещение, малыш берёт сначала одну игрушку, потом быстро оставляет её, перемещается в другое пространство, потом слыша, что дети играют во что-то эмоционально, идёт к ним; затем видит, что у кого-то деталей конструктора больше, чем у него, и идёт туда, может отобрать. Корни такого поведения растут как раз в сформированности произвольного внимания.

Произвольное внимание связано с волевыми усилиями и сопровождается напряжением. Например, игра-бродилка. Взрослому человеку это очень легко. Представьте ребенка: ему нужно бросить кубик, пройти нужное количество шагов, передать кубик следующему игроку, дождаться своей очереди. А как хочется взять фишку и опередить всех, закончить игру, победить.

Постпроизвольное внимание (третий вид внимания) основано на сознательном выборе объектов и связано с наличием интереса. Каждый помнит себя в школьный период, когда был предмет, который не очень нравился, но его необходимо было учить, так как впереди предстоял экзамен. И тогда вы, подросток, преодолевая своё «не хочу» прилагали усилия, чтобы разобраться с той или иной темой, выучить, углубиться в предмет. Однако, в дошкольном возрасте для нас более важно именно произвольное внимание.

Для развития произвольного внимания надо устранить лишние раздражители (радио, телефон и т. п.). Очень важно на первоначальном этапе наладить контакт с родителями, чтобы они в домашних условиях поддерживали и продолжали правила приёма пищи, к примеру. Да, можно побеседовать, какое блюдо мы будем кушать, из каких ингредиентов состоит суп, но… никаких мультфильмов, планшетов, музыки и т. п. Именно это правило является самым простым инструментом развития произвольного внимания.

Следующий шаг – учить преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса нужно делать перерывы на другие виды деятельности. Для этого в дошкольных организациях есть расписание образовательной деятельности, есть смена деятельности: игра, прогулка, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, свободная игра.

Сознательно заботясь о развитии внимания у ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, к его занятиям, его жизни.

Один из интересных способов развития произвольного внимания является упражнение Марии Монтессори «Урок тишины». Как мы реализуем этот приём? Усаживаемся на ковёр в удобную позу, если есть подушки, то можно лечь, и в течение 1-5 минут все молча слушают тишину, слушают не только звуки вокруг, но учатся слушать себя. После этого упражнения ребята делятся впечатлениями от услышанных звуков: кто-то слышал стуки из соседней группы, голоса за окном, как помощник в соседнем помещении наводит порядок, кто-то услышал сопение носика одногруппника, шуршание подушки и т. п. При систематическом выполнении данного упражнения дети учатся сидеть молча, смотреть друг на друга, тренируют свою волю, внимание.

Как всем известно, в дошкольном детстве основной вид деятельности – это игра. Одной из самых простых и распространённых игр для развития произвольного внимания является игра «Найди отличия». Периодически «подбрасываем» детям карточки «Найди 3 отличия», «Найди 5 отличий», «Найди 10 отличий». Картинок существует бесчисленное множество, поэтому можно использовать эти карточки во всех без исключения центрах группы, как в речевом, так и в центре математики, центре игры и т. п., менять эти картинки в зависимости от темы недели. Мы в зависимости от индивидуального развития ребенка просим его осознанно приложить усилия, чтобы найти необходимое количество отличий. Во всей простоте данной игры прячется инструмент для развития произвольного внимания.

Следующий вид игр – это игры на логику: «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Прятки» (когда перед детьми ставится ряд игрушек, дети их называют, потом воспитатель накрывает их тканью и незаметно убирает одну). Игра «Логика», в которой поле 3х3 или 4x4 расположены картинки, в каждом ряду не хватает по одной; недостающие картинки нужно расставить так, чтобы они не повторялись ни по вертикали, ни по горизонтали. Эту игру целесообразно применять в старшем дошкольном возрасте.

Начиная со средней группы, дети очень любят игру «Что сначала – что потом?». Например, зёрнышко много колосков мука пирожок. Затем постепенно усложняем игру и на картинках уже используем сюжеты: дети катают шары из снега на самый большой шар ставят шар среднего размера затем самый маленький украшение снеговика. Все этапы игр зависят от возраста детей и их индивидуального развития.

И одна из самых новых игр – это «Виммельбух». Если дословно перевести с немецкого слово «виммельбух», то получится что-то типа «книга с мельтешащими картинками». Это не просто иллюстрированные истории или привычные нам книжки-картинки. Это развивающие книжки с многофигурными детальными композициями. Основа любого виммельбуха — иллюстрация. На страницах таких книги очень много персонажей и каждый занят каким-то своим делом, у каждого свой характер и привычки. Дети по заданию педагога ищут заданное изображение.

Следующая игра - «Раскраски по номерам». В неё можно играть с кубиком, когда два ребенка по очереди бросают кубик и раскрашивают шарфик тем цветом, который соответствует количеству точек на кубике. Уникальность данной игры ещё и в том, что один и тот же рисунок у каждой пары получится разным. По нашим наблюдениям дети старшего дошкольного возраста могут увлечься и заниматься таким раскрашиванием до 25 минут.

Одна из интереснейших и эффективных игр, которую мы используем на развитии речи, это «Подзорная труба», когда необходимо составить рассказ по картине. Чтобы внимание детей было достаточно продолжительным, мы делаем из бумаги подзорную трубу, дети садятся в полукруг перед картиной и каждый смотрит в свою «подзорную трубу» и видит какой-то один объект и только о нём ребенок рассказывает, причём повторяться нельзя. Дети старшей и подготовительной групп уже хорошо принимают эти правила. Казалось, какое простое упражнение, но сколько в нё м пользы: концентрация внимания на определённом объекте, развитие речи, и не просто развитие речи : ребенку нужно правильно построить предложение, выразить то, что он видит, согласовать эти слова в предложении, используя предлоги. Автор этого метода Лариса Круглова, и он у неё называется «Картинка без запинки».

Для детей подготовительной группы, которые могут читать, применяем игру «Прочитай, найди, раскрась». Ребенок читает, например, слово «туча», раскрашивает на картинке тучу. Возможно, там две тучи, тогда они в квадрате пишут цифру 2; возможно там две – три вазы, тогда они в квадратик пишут цифры 2 или 3, либо они просто ставят галочку, что они прочитали и раскрасили.

В ходе дидактической игры, упражняясь в умении различать признаки предмета, систематизировать их, ассоциировать и обобщать, идентифицировать в соответствии с сенсорными образцами, происходит развитие всех сторон внимания дошкольника : объема, концентрации и распределения. Таким образом, решая умственные задачи в увлекательной игровой форме, ребенок направляет и удерживает сознание в течение определенного времени, учится распределять внимание в соответствии с задачами и ролью в игре, концентрироваться на трудных местах и произвольно регулировать свою активность

Публикации по теме:

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инструменты развития произвольного внимания посредством дидактических и речевых игр
Опубликовано: 11 января 2024 в 22:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД