АННА ЮРЬЕВНА МАНОХИНА
Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников.
Из опыта работы дефектолога д/с №202 г. Краснодара: Манохиной А. Ю.
К нам в садик приходят дети с разной степенью снижения слуха. Глухие дети при поступлении в детский сад могут реагировать на некоторые громкие неречевые звуки. Слабослышащие дети с лучшими остатками слуха могут реагировать на голос повышенной или нормальной громкости на разном расстоянии от уха. Но даже и небольшие остатки слуха имеют существенное значение для ребёнка с нарушением слуха. Этот слух нужно использовать и развивать для всестороннего развития и обучения ребёнка и дальнейшей адаптации в социуме.
Публикация «Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников» размещена в разделах
Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников является развитие остаточного слуха. Эта работа осуществляется в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
Работа по РСВ включается в весь пед процесс. (занятия педагогов и узких специалистов с обязательным использованием ЗУА коллективного пользования (ВРБОТОН) и индивидуальными слуховыми аппаратами, имплантами.
В своей работе по РСВ я сделала акцент на разработке дидактического иллюстрированного материала, который способствует поддержанию интереса ребёнка к обучению и лучшего усвоению программного материала. Цель этого пособия обеспечить максимально эффективную работу по развитию остаточного неречевого и речевого слуха неслышащих. Так же в этом сборнике собраны дидактические игры по СВ, конспекты занятий, методические рекомендации для воспитателей и родителей.
На первоначальном этапе, когда ребёнок учится воспринимать, слышать звук используются в основном, конечно, различные игрушки, муз. инструменты, различные предметы, бросовый материал. Ребёнок слышит звук и совершает какое-то действие (складывает кубики в машину, собирает пирамидку, топает, хлопает и т. д. Сначала работа строится на слухо-зрительной основе, а затем на слух.
На следующем этапе (различение звучаний) используются и игрушки, и картинки, и таблички, и фото. Перед ребёнком лежит наглядность, за экраном произноситься или проигрывается материал, ребёнок показывает или называет то, что услышал.
В работу на разных этапах подключается и иллюстрированный материал, картинки и задания на листах.
Успехи и достижения наших детей мы показываем на утренниках и развлечениях, в том числе и на совместных мероприятиях со слышащими сверстниками. Мы работаем в тесной связи с муз работниками, т. к. слуховое восприятие неразрывно связано с восприятием музыки, ёё оттенков. Дети учатся слушать музыку, вовремя начинать и заканчивать движения, показывая при этом и ритм и плавность движения.
При исполнении песен мы иногда используем муз. инструменты, что тоже способствует развитию у ребё нка слухового восприятия восприятия: ритма, плавности, громкости и количества звучания, т. е. не просто звенеть, а соблюдать определённый ритм или, если этого требуется и определённое кол-во зв-й. Дети учатся вовремя начать и закончить игру.
Слуховое восприятие тесно связано и с произношением. При исполнении песен или рассказывании стихов применяется Ф. Р., которая помогает детям воспроизвести оттенки речи, её плавность или наоборот, ритмичность; дети учатся интонировать свою речь (для неслышащих детей свойственна монотонность речи и равноударное произношение слов, протягивать гласные при пении, добавлять эмоции, читать с выражением.
Всему этому дети учатся не только у взрослых, но и у слышащих сверстников. Они смотрят и пытаются подражать слышащим детям, учатся прислушиваться к речи, смотреть в лицо говорящего, окрашивать свою речь интонациями, обогащают свой словарный запас, учились эталонам поведения и речевых высказываний в обществе слышащих, учатся воспринимать оттенки речи: ритм, громкость, плавность, и, что не мало важно, у наших детей вырабатывается потребность в речевом общении, а мотивация для ребёнка имеет важное значение в его развитии и, в частности, развитии слуха и речи соответственно.