Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников

АННА ЮРЬЕВНА МАНОХИНА
Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников

Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников.

Из опыта работы дефектолога д/с №202 г. Краснодара: Манохиной А. Ю.

К нам в садик приходят дети с разной степенью снижения слуха. Глухие дети при поступлении в детский сад могут реагировать на некоторые громкие неречевые звуки. Слабослышащие дети с лучшими остатками слуха могут реагировать на голос повышенной или нормальной громкости на разном расстоянии от уха. Но даже и небольшие остатки слуха имеют существенное значение для ребёнка с нарушением слуха. Этот слух нужно использовать и развивать для всестороннего развития и обучения ребёнка и дальнейшей адаптации в социуме.

Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников является развитие остаточного слуха. Эта работа осуществляется в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

Работа по РСВ включается в весь пед процесс. (занятия педагогов и узких специалистов с обязательным использованием ЗУА коллективного пользования (ВРБОТОН) и индивидуальными слуховыми аппаратами, имплантами.

В своей работе по РСВ я сделала акцент на разработке дидактического иллюстрированного материала, который способствует поддержанию интереса ребёнка к обучению и лучшего усвоению программного материала. Цель этого пособия обеспечить максимально эффективную работу по развитию остаточного неречевого и речевого слуха неслышащих. Так же в этом сборнике собраны дидактические игры по СВ, конспекты занятий, методические рекомендации для воспитателей и родителей.

На первоначальном этапе, когда ребёнок учится воспринимать, слышать звук используются в основном, конечно, различные игрушки, муз. инструменты, различные предметы, бросовый материал. Ребёнок слышит звук и совершает какое-то действие (складывает кубики в машину, собирает пирамидку, топает, хлопает и т. д. Сначала работа строится на слухо-зрительной основе, а затем на слух.

На следующем этапе (различение звучаний) используются и игрушки, и картинки, и таблички, и фото. Перед ребёнком лежит наглядность, за экраном произноситься или проигрывается материал, ребёнок показывает или называет то, что услышал.

В работу на разных этапах подключается и иллюстрированный материал, картинки и задания на листах.

Успехи и достижения наших детей мы показываем на утренниках и развлечениях, в том числе и на совместных мероприятиях со слышащими сверстниками. Мы работаем в тесной связи с муз работниками, т. к. слуховое восприятие неразрывно связано с восприятием музыки, ёё оттенков. Дети учатся слушать музыку, вовремя начинать и заканчивать движения, показывая при этом и ритм и плавность движения.

При исполнении песен мы иногда используем муз. инструменты, что тоже способствует развитию у ребё нка слухового восприятия восприятия: ритма, плавности, громкости и количества звучания, т. е. не просто звенеть, а соблюдать определённый ритм или, если этого требуется и определённое кол-во зв-й. Дети учатся вовремя начать и закончить игру.

Слуховое восприятие тесно связано и с произношением. При исполнении песен или рассказывании стихов применяется Ф. Р., которая помогает детям воспроизвести оттенки речи, её плавность или наоборот, ритмичность; дети учатся интонировать свою речь (для неслышащих детей свойственна монотонность речи и равноударное произношение слов, протягивать гласные при пении, добавлять эмоции, читать с выражением.

Всему этому дети учатся не только у взрослых, но и у слышащих сверстников. Они смотрят и пытаются подражать слышащим детям, учатся прислушиваться к речи, смотреть в лицо говорящего, окрашивать свою речь интонациями, обогащают свой словарный запас, учились эталонам поведения и речевых высказываний в обществе слышащих, учатся воспринимать оттенки речи: ритм, громкость, плавность, и, что не мало важно, у наших детей вырабатывается потребность в речевом общении, а мотивация для ребёнка имеет важное значение в его развитии и, в частности, развитии слуха и речи соответственно.

Публикации по теме:

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации. Стойкое поражение слуха приводит к нарушению развития речи и всей познавательной.

Роль слуха в развитии речи. Особенности речевого развития ребенка при нарушении слухового анализатора Снижение слуха любой степени оказывает значительное влияние на развитие речи ребенка. Глухота – наиболее тяжелая степень снижения слуха,.

Автор публикации:
Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников
Опубликовано: 6 октября 2014 в 17:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 июля. День Алисы в стране чудес на МААМ

4 июля исполняется 157 лет со дня выхода в свет одной из самых удивительных сказочных историй на свете – «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Эта книга кардинальным образом изменила всю детскую...

4 июля. День водного транспорта на МААМ

Сегодня празднуем День водного транспорта на МААМ, потому что на первое воскресенье июля приходится профессиональный праздник — День работников морского и речного флота. Поздравляем всех причастных к...


Горячие темочки