Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников

АННА ЮРЬЕВНА МАНОХИНА
Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников

Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников.

Из опыта работы дефектолога д/с №202 г. Краснодара: Манохиной А. Ю.

К нам в садик приходят дети с разной степенью снижения слуха. Глухие дети при поступлении в детский сад могут реагировать на некоторые громкие неречевые звуки. Слабослышащие дети с лучшими остатками слуха могут реагировать на голос повышенной или нормальной громкости на разном расстоянии от уха. Но даже и небольшие остатки слуха имеют существенное значение для ребёнка с нарушением слуха. Этот слух нужно использовать и развивать для всестороннего развития и обучения ребёнка и дальнейшей адаптации в социуме.

Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников является развитие остаточного слуха. Эта работа осуществляется в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

Работа по РСВ включается в весь пед процесс. (занятия педагогов и узких специалистов с обязательным использованием ЗУА коллективного пользования (ВРБОТОН) и индивидуальными слуховыми аппаратами, имплантами.

В своей работе по РСВ я сделала акцент на разработке дидактического иллюстрированного материала, который способствует поддержанию интереса ребёнка к обучению и лучшего усвоению программного материала. Цель этого пособия обеспечить максимально эффективную работу по развитию остаточного неречевого и речевого слуха неслышащих. Так же в этом сборнике собраны дидактические игры по СВ, конспекты занятий, методические рекомендации для воспитателей и родителей.

На первоначальном этапе, когда ребёнок учится воспринимать, слышать звук используются в основном, конечно, различные игрушки, муз. инструменты, различные предметы, бросовый материал. Ребёнок слышит звук и совершает какое-то действие (складывает кубики в машину, собирает пирамидку, топает, хлопает и т. д. Сначала работа строится на слухо-зрительной основе, а затем на слух.

На следующем этапе (различение звучаний) используются и игрушки, и картинки, и таблички, и фото. Перед ребёнком лежит наглядность, за экраном произноситься или проигрывается материал, ребёнок показывает или называет то, что услышал.

В работу на разных этапах подключается и иллюстрированный материал, картинки и задания на листах.

Успехи и достижения наших детей мы показываем на утренниках и развлечениях, в том числе и на совместных мероприятиях со слышащими сверстниками. Мы работаем в тесной связи с муз работниками, т. к. слуховое восприятие неразрывно связано с восприятием музыки, ёё оттенков. Дети учатся слушать музыку, вовремя начинать и заканчивать движения, показывая при этом и ритм и плавность движения.

При исполнении песен мы иногда используем муз. инструменты, что тоже способствует развитию у ребёнка слухового восприятия восприятия: ритма, плавности, громкости и количества звучания, т. е. не просто звенеть, а соблюдать определённый ритм или, если этого требуется и определённое кол-во зв-й. Дети учатся вовремя начать и закончить игру.

Слуховое восприятие тесно связано и с произношением. При исполнении песен или рассказывании стихов применяется Ф. Р., которая помогает детям воспроизвести оттенки речи, её плавность или наоборот, ритмичность; дети учатся интонировать свою речь (для неслышащих детей свойственна монотонность речи и равноударное произношение слов, протягивать гласные при пении, добавлять эмоции, читать с выражением.

Всему этому дети учатся не только у взрослых, но и у слышащих сверстников. Они смотрят и пытаются подражать слышащим детям, учатся прислушиваться к речи, смотреть в лицо говорящего, окрашивать свою речь интонациями, обогащают свой словарный запас, учились эталонам поведения и речевых высказываний в обществе слышащих, учатся воспринимать оттенки речи: ритм, громкость, плавность, и, что не мало важно, у наших детей вырабатывается потребность в речевом общении, а мотивация для ребёнка имеет важное значение в его развитии и, в частности, развитии слуха и речи соответственно.

Публикации по теме:

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации. Стойкое поражение слуха приводит к нарушению развития речи и всей познавательной.

Роль слуха в развитии речи. Особенности речевого развития ребенка при нарушении слухового анализатора Снижение слуха любой степени оказывает значительное влияние на развитие речи ребенка. Глухота – наиболее тяжелая степень снижения слуха,.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Математика
  • Математика
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интеграции неслышащих дошкольников в среду слышащих сверстников
Опубликовано: 6 октября 2014 в 17:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

«Приходите, скоморохи, поиграть с ребятами!» Сценарий игрового праздника для детей...
Здравствуйте, друзья мои и коллеги! Я уже в нескольких публикациях рассказывала о нашем масштабном проекте «Музей друзей». Сегодня немного о следующем его...
План Месячника пожилых людей во второй младшей группе
01. 10. 19 Консультация для родителей « Международный день пожилых людей» Познакомить родителей с историей и традициями праздника день пожилого человека....
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Осенние чудеса»
В народе говорят, что осень время мудрости, а описывая и характеризуя осень можно сказать с уверенностью, осенняя пора никого из нас не оставляет...