Евдокимова Мария Викторовна
Интегрированная НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность
в подготовительной группе для детей с задержкой психического
развития тема: «Путешествие в лес».
Подготовила: учитель-дефектолог Евдокимова Мария Викторовна
Тема: «Путешествие в лес»
Приоритетная образовательная область - «Познание».
Интегрируемые образовательные области - «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Цель образовательной деятельности: Создание условий для развития познавательных способностей детей.
Задачи.
Публикация «Интегрированная НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Область «Познание»
1. Уточнить знания о многообразии мира насекомых, их характерных признаках, жизненных проявлениях.
2. Закреплять умение сравнивать и группировать предметы по разным признакам.
3. Совершенствовать умение употреблять родительный падеж существительных во множественном числе.
4. Закреплять навык слогового анализа слов.
5. Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными в родительном падеже.
6. Тренировать умение составлять предложения с сравнительным союзом «а».
7. Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными в родительном падеже.
8. Закреплять умение составлять целое изображение из нескольких частей.
Область «Коммуникация»
1. Уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса.
2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.
Область «Социализация»
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Область «Чтение художественной литературы»
1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий.
2. Вспомнить произведение К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Область «Здоровье»
1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
Методы и приемы:
1. Практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика).
2. Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр).
3. Словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).
Материалы и оборудование: «волшебный мешочек», игрушки-насекомые из резины, карточки с изображением насекомых и цветов, бабочки из цветной бумаги, карточки с цифрами, наборы геометрических фигур, магнитофон, музыка «Шум леса».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность:двигательная, игровая, коммуникативная, чтение, музыкальная.
Формы и методы организации совместной деятельности:соотнесение
речи с движением, пальчиковая гимнастика;игровая ситуация, игровые упражнения,дидактические правила;беседы, составление предложений и рассказов,вопросы;загадывание загадок, чтение стихотворений;действия под музыку
Логика образовательной деятельности
Этапы НОД:
1. Введение в игровую ситуацию
2. Чтение и отгадывание загадок
3. Динамическая пауза
4. Согласование существительных с числительными в родительном падеже
5. Динамическая пауза
6. составление предложений с сравнительным союзом "А"
7. Беседа о пользе и вреде насекомых
8. Составление целого изображения из частей (геометрические фигуры)- игра "Сложи картинку"
9. Итоговая беседа.
Действия педагога:
1. Обращает внимание детей на "волшебный мешочек", задаёт вопросы
2. Загадывает загадки о насекомых, побуждает провести слоговой анализ слов
3. Предлагает сдуть с ладони бумажных бабочек
4. Предлагает сосчитать насекомых, согласуя слова в предложении
5. Побуждает выполнить действия по тексту
6. Предлагает сравнить насекомых между собой,используя слова: "большой-маленький","длинный-короткий","широкий-узкий"
7. Предлагает перечислить полезных и вредных насекомых, назвать пользу и вред насекомых
8. Предлагает собрать бабочку из геометрических фигур
9. Обращает внимание детей на проделанную работу, вспомнить произведение К. И. Чуковского "Муха-Цокотуха", комментирует оценку деятельности воспитанников.
Действия воспитанников:
1. Находят насекомых, отвечают на вопросы, делают выводы
2. Отгадывают загадки,проводят слоговой анализ слов
3. Сдувают с ладони бумажных бабочек направленной сильной воздушной струёй
4. считают насекомых, согласуя слова в предложениях
5. Имитируют движения по тексту
6. Составляют сравнительные предложения
7. Составляют предложения о пользе и вреде насекомых
8. Собирают бабочку из геометрических фигур
9. Делятся впечатлениями.
Ожидаемые результаты:
1. Повышена мотивация к содержанию НОД.
2. Закреплено умение отгадывать загадки, анализировать полученные ответы, проводить слоговой анализ слов.
3. Выработана направленная воздушная струя. Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.
4. Сформировано умение согласовывать существительные с числительными в родительном падеже.
5. Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.
6. Закреплено умение составлять предложение с сравнительным союзом «а».
7. Закреплено умение разграничивать полезных и вредных насекомых.
8. Закреплено умение составлять из частей целое изображение.
9. Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД.
Развернутый конспект совместной деятельности тема: «Путешествие в лес»
Введение в игровую ситуацию.
Педагог собирает детей вокруг себя.
-Ребята, посмотрите какой интересный мешочек, он наверное волшебный. Кто же там спрятался? (дети по очереди достают из «волшебного мешочка» насекомых и отвечают полными предложениями: «Я нашёл (а) муху и т. д.»)
-А какие части насекомых вы знаете? (голова, тело, усы, крылья, лапки)
-Давайте сосчитаем лапки у насекомых (каждый ребенок выполняет задание со своим насекомым: «Одна лапка, две лапки и т. д.»
-А теперь вокруг себя обернись и в лесу очутись… (дети кружатся, в это время звучит красивая музыка)
Игра «На лесной полянке»
-Посмотрите, мы с вами оказались в лесу на волшебной полянке, рассаживайтесь на свои места (дети садятся на стульчики, расставленные полукругом)
-Как много красивых цветов на полянке! Как вкусно они пахнут. (дети имитируют сбор цветов: глубокий вдох через нос, выдох через рот, на выдохе произносят слова: «А-а-х-х!»)
-Поднялся сильный ветер, как раскачиваются ветки деревьев, давайте споём песенку ветерка (дети имитируют звук ветра: «с-с-с» и раскачивают руками из стороны в сторону)
Ига «Отгадай загадку»
-Ветер стих и прилетели насекомые, а вот какие насекомые прилетели вы должны догадаться, отгадав следующие загадки:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)
Целый день она летает,
Очень всем надоедает. (муха)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (комар)
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)
Яркий мини вертолёт
Отправляется в полет.
Но зачем ему глаза?
Да он просто… (стрекоза)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
(дети дают ответы, на доску выставляются картинки с насекомыми, а также дети делят слова (названия насекомых) на слоги)
Игра «Найди для насекомого свой цветок»
-Что больше всего любят насекомые? (Цветы. На доску выставляются три цветка: мак, тюльпан, гвоздика. Дети определяют сколько слогов в названии каждого цветка. Педагог раздает каждому ребенку картинку с насекомым)
-Ребята, наша задача посадить каждое насекомое на свой цветок. Для этого нужно быть очень внимательным. Количество слогов в названиях цветов должно совпадать с количеством слогов в названиях насекомых (дети по очереди выходят к доске и ставят картинку с насекомым рядом с нужным цветком, аргументируя свой выбор: «Жук сядет на мак, т. к. здесь один слог и т. д.»)
Подвижная игра «Бабочки»
-Давайте вспомним, как летают, порхают бабочки (дефектолог раздаёт детям бабочек из бумаги, каждая бабочка на ладони у ребёнка. Дети должны подуть на бабочек сильной, направленной воздушной струёй. Игра повторяется несколько раз)
Игра «Сосчитай насекомых»
-Ребята, на нашей волшебной полянке много насекомых, их нужно всех сосчитать (на доске карточки с цифрами и картинки с насекомыми, дети отвечают полными, развернутыми предложениями: «На полянке одна муха и пять жуков» или «На полянке две стрекозы и семь комаров» и т. д.»)
Игра «Сравни насекомых»
-А все ли насекомые одинаковые по размеру и величине? Давайте сравним наших насекомых (на доске картинки с насекомыми, дефектолог начинает сравнение, а дети продолжают: «Пчела большая, а паук…маленький, у стрекозы крылья длинные, а у комара…короткие, спинка у жука широкая, а у гусеницы…узкая»)
Беседа на тему: «Что ты знаешь о вредных и полезных насекомых?»
-Ребята, а каких полезных и вредных насекомых вы знаете? (дети по очереди называют насекомых и рассказывают о пользе или вреде для человека)
Подвижная игра «Стрекоза»
-Давайте вспомним, каких насекомых мы сегодня видели? (педагог вместе с детьми повторяют слова подвижной игры и совершают содружественные движения)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза.
Как фонарики глаза.
Покружились,
Пожужжали,
Полетали,
И устали.
Игра «Собери бабочку»
-Ребята, давайте пройдём и сядем за столы. У каждого из вас набор из геометрических фигур. Вы должны собрать из них бабочку (дефектолог демонстрирует изображение бабочки и просит детей вспомнить и назвать основные части насекомого. Далее дети собирают своих бабочек и рассматривают работы других детей).
-Назовите из каких геометрических фигур собраны ваши бабочки (дети отвечают полными предложениями: «Крылья из треугольников» «Голова из круга» и т. д.)
Беседа на тему произведения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
-Ребята, посмотрите на картинку, какие насекомые изображены на ней (дети перечисляют всех насекомых)
-Из какой сказки эти герои? (из сказки «Муха-Цокотуха»)
-Кто автор этого произведения? (К. И. Чуковский)
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Что нового и интересного вы сегодня узнали, в какие игры играли? (ответы детей). А я вам хочу сказать спасибо, мне очень понравилось с вами общаться (все друг другу хлопают).
Литература:
1. Пушкарёва М. А., Морозова И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. Мозаика-Синтез, 2011
2. Пушкарёва М. А., Морозова И. А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. Мозаика-Синтез, 2011г
3. Н. Т. Клименко. 1000 игр, скороговорок, загадок для развития речи малышей. Астрель 2009
4. А. В. Никитина. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки. Для детей 6-7 лет. КАРО 2009
5. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2/ под общей редакцией С. Г. Шевченко – М. : Школьная Пресса, 2004
6. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ под общей редакцией С. Г. Шевченко – М. : Школьная Пресса, 2004