Екатерина Клешковских
Интегрированная совместная образовательная деятельность воспитателя и тифлопедагога «Водные обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя и тифлопедагога для детей с нарушением зрения «Водные обитатели» по художественно-эстетическому развитию
Авторы: Воспитатель Денисова С. М., учитель дефектолог (тифлопедагог) Клешковских Е. Н.
Цель:
Публикация «Интегрированная совместная образовательная деятельность воспитателя и тифлопедагога „Водные обитатели“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
Совершенствовать умение изображать водных обитателей, развивать способность выделять информативные признаки объектов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги т д.)
Задачи:
1. Воспитывать художественно- эстетический вкус;
2. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызывать эмоциональный отклик;
3. Продолжать учить детей рисовать обитателей подводного мира, композиционно грамотно располагать изображения на листе бумаги;
4. Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы, умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка);
5. Обобщить знания детей о подводном мире, морских обитателях, активизировать словарный запас по данной теме. Систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов : озера, водопады, реки, моря, океаны.
6. Развивать пространственное мышление. Учить зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине. Уметь считывать пространственные положения предметов на схеме; соотносить в большом пространстве.
7. Упражнять детей в рисовании предмета, отталкиваясь от основной формы, или формы дополнительных деталей, учить зрительному анализу строения рыбы.
Оборудование и материалы: краски акварельные, цветные карандаши, простые карандаши, стаканчики с водой, палитры, кисточки, салфетки, ноутбук, аудио запись “Шум моря ”, слайды с изображением разных морских обитателей.
Предварительная работа: беседы, просмотр журналов, картинок, совместная деятельность воспитателя и детей по изготовлению аквариума (рисованию воды в аквариуме, отгадывание загадок, дидактические игры “Золотая рыбка”, “Собери картинку”, малоподвижные игра “Море волнуется”, чтение рассказов о водоемах и их обитателях)
Ход деятельности
Процесс вовлечения в деятельность.
(дети сидят на ковре, звучит шум моря).
• Воспитатель : Ребята, что вы слышите?- Шум мор. Какое море? (соленое, теплое, голубое, голубое) на нашей планете самое главное богатство - это вода.
• Тифлопедаг : Я предлагаю Вам рассказать мне то, что вы знаете о водном богатстве нашей планеты. Педагог показывает детям план группы и сообщает что на плане изображено то место, где спрятана картинка. Дети находят на схеме дверь, окна, рассказывают, как расположена мебель в комнате, отвечая на вопросы; ищут картинки, приносят их педагогу (помощь Вике, Давиду) Что изображено утебя на каритнке (дети поочереди отвечают на вопросы)
- Какая картинка лишняя?
(пресный соленый водоем, искусственный, естественный)
• Воспитатель : найдите ту картинку, на которой изображено то, о чем говорится в загадке:
Обманывать не стану.
- я меньше океана,
Но я большое, все же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Соленая вода -МОРЕ
Что мы можем увидеть на морском дне (водоросли, кораллы, трава)
Педагог предлагает детям поделиться на 2 команды (цвет и размер, работа в команде)
Тифлопедагог. : Что Вы нашли в конвертах? (водоросли); по какому признаку можно разложить водоросли? (по оттенку, по высоте)
Работа команд. Оценка педагога
• Воспитатель : А кто еще у нас живет в морях? (рыбы, медузы и прочее)- Морские обитатели
Хотели бы вы отправиться в путешествие в подводный мир?
Погружаемся миниподлодку и отправляемся в морские глубины.
Мы в погружаемся и плывем….
(1 слайд черепаха)
Кто же нам встретился?
• Это рыба или морское животное?
Морские черепахи бывают очень большого размера: большие папы. Мамы откладывают на берегу в песке яйца, из них вылупляются черепашата, вот такие маленькие, как моя ладонь. Питаются черепахи водорослями и мелкими рыбами. Давайте попрощаемся с черепашкой и поплывем дальше.
(2 слайд- дельфины)
Смотрите, к нам на встречу плывут дельфины.
• Дельфины это рыбы или животные?
Дельфин это морское животное (млекопитающие) питается рыбой и дышит воздухом, кормит своих малышей молоком, рождается в воде. Они очень веселые и любят играть, а давайте покажем им как мы играем.
Ой ребята посмотрите, кто же к нам плывет на встречу.
(3 слайд - медуза) они могут быть разной формы, окраски. Питаются медузы мелкими животными- Планктоном. Их не рекомендуется брать в руки, они выделяют особую жидкость Которая может обжечь вам кожу.
(4 слайд- акулы)
Эту рыбу нам стоит опасаться. Акулы самые большие рыбы, хищные и опасные не только другим рыбам, но и человеку. В морях и океанах есть разные виды акул: тигровая акула, акула молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула
(5 слайд- РЫБЫ)
• Тифлопедагог :
Что общее имеют все рыбы? (голова туловище, хвост, плавники)
Чем покрыто тело рыбы? (чешуей, защищает рыбу от повреждений)
Что помогает рыбе двигаться по воде (хвост и плавники)
Какую форму может иметь туловище рыбы (овал, круг) Хвост? (треугольник) Плавники? Какая окраска? (полосочки, крапинки, волнистые линии)
Почему на этой картинке рыбки изображены разного размера? (рыбки которые ближе они больше, 1 план-то, что близко, видно четко полностью и расположено низко, 3 план- то что далеко, видно не четко и расположено высоко)
В каком направлении плывет рыбка, которая расположена справа? (показ лазерной указкой)
А на этой картинке, рыбка (справа) спряталась за водорослью.
Справа на картинке изображена красивая рыбка и длинные водоросли. Что находится ближе к нам рыбка или водоросль?
• Воспитатель : пора возвращаться из путешествия - к сожалению в подлодке заканчивается запас воздуха, поэтому мы должны возвращаться.
Ребята, а где в квартире, в помещении мы можем увидеть кусочек моря? (аквариумы)
Мы с вами уже приготовили аквариумы, наполнили их чистой фильтрованной водой. Пришло время заселить его обитателями. Ваша задача нарисовать обитателей аквариума на выбор, приклеить или дорисовать водоросли.
Предлагаю вам пройти за столы и нарисовать морских обитателей аквариума.
(дети со сложной зрительной патологией – обводка и дорисовывание по трафарету). После создания наброска дети раскрашивают работу красками, фломастерами, цветными карандашами.
• Тифлопедагог : : Обратите внимание на то, что вы будите рисовать вначале? Рыбок или водоросли? Если рыбка спряталась за водорослями, то сначала рисуем водоросли, затем те части туловища рыбки, которые видны из-за водоросли. Если водоросль находится за рыбкой, то сначало, рисуем рыбку, а затем те части водоросли которые видны из-за рыбки (показ на доске) Тоже с камушками если рыбка плывет внизу
Вы можете взять любые, необходимые принадлежности для рисования (карандаши, фломастеры, краски)
Приступаем к работе. (10-15 минут)
Творческая деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя и тифлопедагога
Помощь педагога: - Правильно: «Тут нарисованы тела рыбок. Сейчас я пририсую рыбкам плавники и хвостики. Длинный плавник нужно рисовать наклонными мазками (примакивание) вплотную друг к другу. Получился длинный зубчатый плавник. Внизу плавники короткие, поэтому приложу кисточку всего два раза. Хвостик тоже можно нарисовать наклонными мазками» (педагог показывает разные способы изображения плавников и хвоста). Голова рыбки может быть повернута в любую сторону, отделяем жаберной дугой рисуем глаза А затем, макаем пальчики в приготовленную гуашь и рисуем чешую у рыбы способом примакивания
Рефлексия
• Воспитатель : А сейчас давайте пройдем, сядем на ковер и поделимся своими впечатлениями от н ваших работ. Расскажите, чья работа нравиться и почему. Педагог оценивает работы детей и раздает золотые рыбки, исполняющие желания
• Тифлопедагог : Посмотрите на слайд. Чего не хватает на рисунках? (на слайде изображен аквариум) Что это за кружочки на рисунках аквариума? Это пузырьки воздуха. У меня есть, то чем вы можете украсить свои работы, но чтобы получить пузырьки воздуха (бусины жемчужного цвета с самоклеящееся основой) для этого нужно выполнить задание: узнать на ощупь количество кругов
Каждый из детей с закрытыми глазами считает количество кругов на поверхности картонного листа
На этом наше путешествие окончено. Спасибо всем!