Папки-передвижки

Интегрированное занятие по развитию речи «Первоцветы»

Елена Саркисова
Интегрированное занятие по развитию речи «Первоцветы»

Интегрированное занятие по развитию речи

Тема: Первоцветы

Цель: Создание положительного эмоционального фона, формирование интереса к миру растений

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к окружающему миру.

2. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

3. Расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.

Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи „Первоцветы“» размещена в разделах

4. Закрепить признаки весны.

5. Развивать речь детей, активизировать внимание и память.

6. Воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.

7. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа:

Совместная деятельность: чтение художественных произведений о цветах, весне, заучивание стихов; рассматривание картин, иллюстраций; отгадывание загадок; рисование «Весна»; повторение описания цветов-первоцветов; дидактические игры («Телефон», «Запомни, назови» и др. на закрепление названий ранних весенних цветов); настольно – печатные игры; лексико-грамматические игры «Назови признаки», «Назови действия», «Назови родственные слова» (к весне, солнцу, ветру, траве, цветку); прослушивание магнитофонной записи фрагментов из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; фотовыставка «Весна» (фотографии детей с семьёй); заучивание стихотворения «Лесные правила».

Оборудование к занятию :

Демонстрационный материал: В группе оформлен уголок весеннего леса с выставкой картин и иллюстраций о весне и весенних первоцветах; аудиозаписи с лёгкой тихой музыкой, П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Подснежник»; сундучок для загадок; подарки лесу (поделки и рисунки детей) – солнце, капельки дождя, птички, бабочки; схема – модель для составления описательного рассказа о цветах; солнце (мягкая игрушка)

Раздаточный материал: листы белой бумаги для рисования, гуашь разных цветов, кисточки для рисования; разрезные картинки (весна); перфокарты «Цветы»; фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель: Вот сундучок не простой, а расписной, с секретом. Что здесь может быть? Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных платочков, а живёт в нём загадка. Отгадаете правильно, заиграет красивая музыка.

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (весна)

Чтобы ещё раз убедиться, правильно ли вы отгадали загадку, давайте сложим части картинки и узнаем, что на ней нарисовано.

Д/и «Собери картинку»

Воспитатель:

Какое время года изображено на картинке?

И эту мою загадку отгадали! Молодцы!

Как узнали, что это весна?

Чем весна отличается от других времён года?

Назовите самые первые приметы весны в природе? (Днём стало пригревать солнце, подул тёплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились первые проталины, побежали, зазвенели ручьи и т. д.)

Психоречевая гимнастика «Хлопни в ладоши».

Воспитатель произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. (Если слово о весне, дети хлопают в ладоши).

Воспитатель: Зима ушла, но солнце ещё греет слабо, нередко по утрам мороз. Но днём начинает звенеть весёлая капель. Покажите, как звенит капель. Сначала медленно, а потом всё быстрее. Вы будете говорить «кап-кап-кап», а ритм я буду задавать рукой. Я знаю маленькое стихотворение о капели.

Динамическое упражнение «Капель»

Кап-кап-кап, — капель звенит, Ритмично хлопают в ладоши.

Кап-кап-кап, - словно с нами говорит. Ритмично хлопают ладонями по

ногам.

Кап-кап-кап, - Плачут от тепла сосульки, Собирают «слёзы» в ладошку.

Кап-кап-кап, - И на крышах талый снег. Ритмично гладят себя по голове.

Кап-кап-кап, А у всех людей весною

Это вызывает смех. Поворачиваются вокруг себя.

Воспитатель: Весна! Прекрасная погода! Отправимся в лес! Но сначала вспомним «Лесные правила». (Дети читают стихи о правилах поведения в природе).

Если в лес пришёл гулять, снежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки — убегут с лесной опушки.

Ветки не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать,

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель: Теперь пора в путь. (Дети встают.)

По извилистой дорожке

К речке синей мы пошли.

Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.

Постарайтесь так пройти,

Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдём,

Аккуратненько пройдём.

Воспитатель: Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной. (Под «Вальс цветов» П. Чайковского дети рассматривают иллюстративный материал: картины, открытки с изображением лесных полянок.)

Воспитатель:

Молодые листочки, каких деревьев украсят лес?

Но лес весной украшают и цветы. Как их называют?

Правильно, первые цветы так и называют –первоцветы.

Рассказ воспитателя о первоцветах

Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой. Весной появляются все необходимые условия для роста растений влага, тепло, солнечный свет и они пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. (Воспитатель зрительно обращает внимание детей на иллюстрации первоцветов)

(Демонстрация презентации «Первоцветы»)

Сейчас узнаем знаете ли вы первоцветы. Присядем за лесным столиком.

Работа с перфокартами

Воспитатель: Вот вам задание: найдите среди всех цветов, только весенние-первоцветы, и обведите их кружочком.

(Дети выполняют задание, затем называют первоцветы.)

Воспитатель: А вот и первая проталинка.

Ребёнок – подснежник:

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Я мороза не боюсь,

Хоть и маленький. (Дети отгадывают загадку.)

Игра импровизация «Цветочек»

Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка-подснежника? Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, которым будет каждый из вас. Он еще закрыт.

Дети садятся на корточки, затем медленно встают («вырастают»). Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.

Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается и становится прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнцем, лёгкий ветерок раскачивает его. Подснежник всё время следит за солнышком, куда оно плывёт, туда и цветок поворачивается.

Воспитатель показывает нарисованное солнышко, прикрепленное к палочке. Дети разводят руки, как будто расцвёл цветок, и покачиваются. Воспитатель передвигает солнышко, дети поворачиваются в ту же сторону.

Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.

Воспитатель топает. Дети изображают испуг, складывают руки-ле-пестки, наклоняются к земле.

Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошёл дальше. (Топает, затихая.) И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.

Дети выпрямляются, расправляют руки-лепестки, смотрят на «сол-нышко», улыбаются.

Вот какая история произошла с маленьким подснежником. А теперь закроем глаза и превратимся в ребят: «Раз, два, три».

Воспитатель: Да, первый весенний цветок в нашем лесу — это подснежник.

Беседа - рассуждение "Почему подснежники спешат?"

Оказывается, что корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Когда пригреет солнце, развернутся листья на березах, осинах, дубах, кустах и в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев. А цветам без солнца жить нельзя. Расцветая в окружении снегов, подснежник сам похож на снежинку.

Воспитатель: А теперь послушайте ещё один рассказ о весеннем первоцвете. (Воспитатель даёт описание мать – и - мачехи, не упоминая названия растения.)

Растёт на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка. (Ответы детей.)

Воспитатель: Послушайте новую загадку:

Белые фонарики

На зелёной ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке.

Воспитатель: Правильно: это ландыши.

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая? (Рассуждения детей.)

Да, ребята, эти цветы лучше оставить в лесу. В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома. Тем более что ландыши-цветочки появляются не на всех листьях. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цветет он только в возрасте от 7 до 10— 13 лет. Вот сорвём мы букетик ландышей. Приедем через год на то место, где собирали цветы, а их там уже не будет. Не увидим мы фонариков-колокольчиков! Не разнесётся по лесу их запах! Покажите какое настроение тогда у вас будет?

(Дети с помощью мимики показывают настроение ландыша.)

Так как же лучше поступить с ландышами? Рвать или нет? (Высказывания детей.) Да, пусть цветут ландыши, майский привет весеннего леса. — А знаете ли вы, ребята, что ландыш — лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне в лесу им надо лечиться. Ландыш — ядовитое растение. Листья и особенно плоды ландыша (иллюстрации) — ядовиты. Но соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.

«Красная книга»

- Почему на иллюстрациях некоторых первоцветов стоят красные точки? (Они занесены в красную книгу.)

- Что такое «Красная книга»? (ответы детей)

«Лесная полянка» (художественное конструирование)

Воспитатель: А сейчас давайте выложим на наборном полотне первоцветы, с которыми мы познакомились в лесу. ( Дети выполняют задание: из геометрических фигур выкладывают цветы)

Воспитатель: Спасибо тебе подснежник нам очень понравилось на твоей полянке. Но нам пора отправляться назад в детский сад. Что мы с вами можем подарить весеннему лесу, первоцветам? (Ответы детей – солнышко, дождик, птичек и т. д., поделки сделаны заранее)

Воспитатель: Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красо-той! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. «Прощай весна, прощай, красна. Ты в гости приходи сама». (Воспитатель и дети прощаются с подснежником и лесом).

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию при подготовке к утреннику 8 марта Пересмотрев множество музыкального материала ко дню 8 марта, захотелось уделить особое внимание бабушкам наших деток. В голове возникла.

Интегрированное занятие по развитию речи «В гостях у тетушки Арины» Интегрированное занятие по развитию речи. Развитие речи через фольклор. Тема: «В гостях у тетушки» Арины Цель : Закрепление знаний детей.

Интегрированное занятие по развитию речи в санаторной группеИнтегрированное занятие по развитию речи в санаторной группе Интегрированное занятие по развитию речи в санаторной группе Воспитатель: Томилова Валентина Николаевна Цель. Закрепить с малышами название.

Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе. ЦЕЛЬ: Помочь детям понять содержание рассказа, действия и поступки персонажей, осложнить рассказ новыми речевыми образами. Учить детей запоминать.

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у весны» Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи: «В гостях у весны.» Подготовила воспитатель МКДОУ д. с «Рябинка» Офицерова Анастасия.

Интегрированное занятие по развитию речи «За наукой в сказку» старшая группа Цель: формирование нравственно – патриотических качеств ребёнка посредством сказок. Задачи:. - воспитывать патриотические чувства и любовь.

Интегрированное занятие по познавательному развитию, развитию речи и аппликации «Зима» (старшая группа) Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Задачи: Образовательная: Закрепить.

Итоговое интегрированное занятие в первой младшей группе по развитию речи Программные задачи: дать первоначальные представления о лесе и его обитателях, о признаках осени Отрабатывать умения: реагировать а обращения,.

Интегрированное занятие по развитию речи «У сказки в гостях» МКДОУ “Сказка” Г. Тайшет, Иркутская область “У сказки в гостях” (интегрированное занятие по развитию речи) Интеграция образовательных.

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами сказкотерапии «Заюшкина избушка» Интегрированное занятие по развитию речи с элементами сказкотерапии "Заюшкина избушка" Программное содержание: 1. Познакомить детей с профессией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи «Первоцветы»
Опубликовано: 26 августа 2016 в 07:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД