Приложение МААМ

Интегрированное занятие по развитию речи «Первоцветы»

Елена Саркисова
Интегрированное занятие по развитию речи «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированное занятие по развитию речи

Тема: Первоцветы

Цель: Создание положительного эмоционального фона, формирование интереса к миру растений

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к окружающему миру.

2. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

3. Расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.

Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи „Первоцветы“» размещена в разделах

4. Закрепить признаки весны.

5. Развивать речь детей, активизировать внимание и память.

6. Воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.

7. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа:

Совместная деятельность: чтение художественных произведений о цветах, весне, заучивание стихов; рассматривание картин, иллюстраций; отгадывание загадок; рисование «Весна»; повторение описания цветов-первоцветов; дидактические игры («Телефон», «Запомни, назови» и др. на закрепление названий ранних весенних цветов); настольно – печатные игры; лексико-грамматические игры «Назови признаки», «Назови действия», «Назови родственные слова» (к весне, солнцу, ветру, траве, цветку); прослушивание магнитофонной записи фрагментов из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; фотовыставка «Весна» (фотографии детей с семьёй); заучивание стихотворения «Лесные правила».

Оборудование к занятию :

Демонстрационный материал: В группе оформлен уголок весеннего леса с выставкой картин и иллюстраций о весне и весенних первоцветах; аудиозаписи с лёгкой тихой музыкой, П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Подснежник»; сундучок для загадок; подарки лесу (поделки и рисунки детей) – солнце, капельки дождя, птички, бабочки; схема – модель для составления описательного рассказа о цветах; солнце (мягкая игрушка)

Раздаточный материал: листы белой бумаги для рисования, гуашь разных цветов, кисточки для рисования; разрезные картинки (весна); перфокарты «Цветы»; фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель: Вот сундучок не простой, а расписной, с секретом. Что здесь может быть? Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных платочков, а живёт в нём загадка. Отгадаете правильно, заиграет красивая музыка.

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (весна)

Чтобы ещё раз убедиться, правильно ли вы отгадали загадку, давайте сложим части картинки и узнаем, что на ней нарисовано.

Д/и «Собери картинку»

Воспитатель:

Какое время года изображено на картинке?

И эту мою загадку отгадали! Молодцы!

Как узнали, что это весна?

Чем весна отличается от других времён года?

Назовите самые первые приметы весны в природе? (Днём стало пригревать солнце, подул тёплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились первые проталины, побежали, зазвенели ручьи и т. д.)

Психоречевая гимнастика «Хлопни в ладоши».

Воспитатель произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. (Если слово о весне, дети хлопают в ладоши).

Воспитатель: Зима ушла, но солнце ещё греет слабо, нередко по утрам мороз. Но днём начинает звенеть весёлая капель. Покажите, как звенит капель. Сначала медленно, а потом всё быстрее. Вы будете говорить «кап-кап-кап», а ритм я буду задавать рукой. Я знаю маленькое стихотворение о капели.

Динамическое упражнение «Капель»

Кап-кап-кап, — капель звенит, Ритмично хлопают в ладоши.

Кап-кап-кап, - словно с нами говорит. Ритмично хлопают ладонями по

ногам.

Кап-кап-кап, - Плачут от тепла сосульки, Собирают «слёзы» в ладошку.

Кап-кап-кап, - И на крышах талый снег. Ритмично гладят себя по голове.

Кап-кап-кап, А у всех людей весною

Это вызывает смех. Поворачиваются вокруг себя.

Воспитатель: Весна! Прекрасная погода! Отправимся в лес! Но сначала вспомним «Лесные правила». (Дети читают стихи о правилах поведения в природе).

Если в лес пришёл гулять, снежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки — убегут с лесной опушки.

Ветки не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать,

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель: Теперь пора в путь. (Дети встают.)

По извилистой дорожке

К речке синей мы пошли.

Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.

Постарайтесь так пройти,

Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдём,

Аккуратненько пройдём.

Воспитатель: Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной. (Под «Вальс цветов» П. Чайковского дети рассматривают иллюстративный материал: картины, открытки с изображением лесных полянок.)

Воспитатель:

Молодые листочки, каких деревьев украсят лес?

Но лес весной украшают и цветы. Как их называют?

Правильно, первые цветы так и называют –первоцветы.

Рассказ воспитателя о первоцветах

Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой. Весной появляются все необходимые условия для роста растений влага, тепло, солнечный свет и они пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. (Воспитатель зрительно обращает внимание детей на иллюстрации первоцветов)

(Демонстрация презентации «Первоцветы»)

Сейчас узнаем знаете ли вы первоцветы. Присядем за лесным столиком.

Работа с перфокартами

Воспитатель: Вот вам задание: найдите среди всех цветов, только весенние-первоцветы, и обведите их кружочком.

(Дети выполняют задание, затем называют первоцветы.)

Воспитатель: А вот и первая проталинка.

Ребёнок – подснежник:

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Я мороза не боюсь,

Хоть и маленький. (Дети отгадывают загадку.)

Игра импровизация «Цветочек»

Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка-подснежника? Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, которым будет каждый из вас. Он еще закрыт.

Дети садятся на корточки, затем медленно встают («вырастают»). Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.

Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается и становится прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнцем, лёгкий ветерок раскачивает его. Подснежник всё время следит за солнышком, куда оно плывёт, туда и цветок поворачивается.

Воспитатель показывает нарисованное солнышко, прикрепленное к палочке. Дети разводят руки, как будто расцвёл цветок, и покачиваются. Воспитатель передвигает солнышко, дети поворачиваются в ту же сторону.

Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.

Воспитатель топает. Дети изображают испуг, складывают руки-ле-пестки, наклоняются к земле.

Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошёл дальше. (Топает, затихая.) И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.

Дети выпрямляются, расправляют руки-лепестки, смотрят на «сол-нышко», улыбаются.

Вот какая история произошла с маленьким подснежником. А теперь закроем глаза и превратимся в ребят: «Раз, два, три».

Воспитатель: Да, первый весенний цветок в нашем лесу — это подснежник.

Беседа - рассуждение "Почему подснежники спешат?"

Оказывается, что корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Когда пригреет солнце, развернутся листья на березах, осинах, дубах, кустах и в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев. А цветам без солнца жить нельзя. Расцветая в окружении снегов, подснежник сам похож на снежинку.

Воспитатель: А теперь послушайте ещё один рассказ о весеннем первоцвете. (Воспитатель даёт описание мать – и - мачехи, не упоминая названия растения.)

Растёт на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка. (Ответы детей.)

Воспитатель: Послушайте новую загадку:

Белые фонарики

На зелёной ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке.

Воспитатель: Правильно: это ландыши.

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая? (Рассуждения детей.)

Да, ребята, эти цветы лучше оставить в лесу. В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома. Тем более что ландыши-цветочки появляются не на всех листьях. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цветет он только в возрасте от 7 до 10— 13 лет. Вот сорвём мы букетик ландышей. Приедем через год на то место, где собирали цветы, а их там уже не будет. Не увидим мы фонариков-колокольчиков! Не разнесётся по лесу их запах! Покажите какое настроение тогда у вас будет?

(Дети с помощью мимики показывают настроение ландыша.)

Так как же лучше поступить с ландышами? Рвать или нет? (Высказывания детей.) Да, пусть цветут ландыши, майский привет весеннего леса. — А знаете ли вы, ребята, что ландыш — лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне в лесу им надо лечиться. Ландыш — ядовитое растение. Листья и особенно плоды ландыша (иллюстрации) — ядовиты. Но соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.

«Красная книга»

- Почему на иллюстрациях некоторых первоцветов стоят красные точки? (Они занесены в красную книгу.)

- Что такое «Красная книга»? (ответы детей)

«Лесная полянка» (художественное конструирование)

Воспитатель: А сейчас давайте выложим на наборном полотне первоцветы, с которыми мы познакомились в лесу. ( Дети выполняют задание: из геометрических фигур выкладывают цветы)

Воспитатель: Спасибо тебе подснежник нам очень понравилось на твоей полянке. Но нам пора отправляться назад в детский сад. Что мы с вами можем подарить весеннему лесу, первоцветам? (Ответы детей – солнышко, дождик, птичек и т. д., поделки сделаны заранее)

Воспитатель: Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красо-той! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. «Прощай весна, прощай, красна. Ты в гости приходи сама». (Воспитатель и дети прощаются с подснежником и лесом).

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию при подготовке к утреннику 8 марта Пересмотрев множество музыкального материала ко дню 8 марта, захотелось уделить особое внимание бабушкам наших деток. В голове возникла.

Интегрированное занятие по развитию речи «В гостях у тетушки Арины» Интегрированное занятие по развитию речи. Развитие речи через фольклор. Тема: «В гостях у тетушки» Арины Цель : Закрепление знаний детей.

Интегрированное занятие по развитию речи в санаторной группеИнтегрированное занятие по развитию речи в санаторной группе Интегрированное занятие по развитию речи в санаторной группе Воспитатель: Томилова Валентина Николаевна Цель. Закрепить с малышами название.

Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе. ЦЕЛЬ: Помочь детям понять содержание рассказа, действия и поступки персонажей, осложнить рассказ новыми речевыми образами. Учить детей запоминать.

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у весны» Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи: «В гостях у весны.» Подготовила воспитатель МКДОУ д. с «Рябинка» Офицерова Анастасия.

Интегрированное занятие по развитию речи «За наукой в сказку» старшая группа Цель: формирование нравственно – патриотических качеств ребёнка посредством сказок. Задачи:. - воспитывать патриотические чувства и любовь.

Интегрированное занятие по познавательному развитию, развитию речи и аппликации «Зима» (старшая группа) Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Задачи: Образовательная: Закрепить.

Итоговое интегрированное занятие в первой младшей группе по развитию речи Программные задачи: дать первоначальные представления о лесе и его обитателях, о признаках осени Отрабатывать умения: реагировать а обращения,.

Интегрированное занятие по развитию речи «У сказки в гостях» МКДОУ “Сказка” Г. Тайшет, Иркутская область “У сказки в гостях” (интегрированное занятие по развитию речи) Интеграция образовательных.

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами сказкотерапии «Заюшкина избушка» Интегрированное занятие по развитию речи с элементами сказкотерапии "Заюшкина избушка" Программное содержание: 1. Познакомить детей с профессией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи «Первоцветы»
Опубликовано: 26 августа 2016 в 07:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие по развитию речи «Первоцветы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Саркисова (УИ 411397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД