Интеллектуальная игра –викторина с использованием ИКТ «Ты для меня милей всего на свете моя земля, моя страна…»

Гологудина Ольга Васильевна
Интеллектуальная игра –викторина с использованием ИКТ «Ты для меня милей всего на свете моя земля, моя страна…»

Цель:

систематизировать и обобщить знания детей о России и развивать их в процессе совместной деятельности.

Задачи:

• обобщить и систематизировать знания детей о государственных и неофициальных символах России, формировать к ним уважительное отношение;

• способствовать познанию истории своего народа, его быта, обычаев;

• приобщать детей к истокам русской истории, народной культуры и творчества, способствовать проявлению интереса к историческим событиям и людям, прославивших Россию;

• продолжать развивать связную речь и грамматически правильный строй речи, обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов, пословиц, поговорок и фразеологических оборотов;

• формировать способы применения информации в самостоятельной деятельности;

• формировать в сознании детей эмоционально окрашенного образа Родины с использованием выразительных визуальных и слуховых средств воздействия на основе ИКТ;

• воспитывать у дошкольников чувство национального самосознания, любовь к отчему дому, малой Родине, гордость и ответственность за судьбу России.

Ход ИГРЫ

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора

Ее начинать нам настала пора!

Я приглашаю команды

Приветствие команд

Команда «Васильки».

Наш девиз:

Василек –цветок России,

Он, как небо, синий-синий.

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Команда «Ромашки»

Наш девиз:

Мы- ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи.

Ведущий представляет жюри.

Ну, а болельщики будут дружно поддерживать своих товарищей.

1 раунд

Решение кроссворда

Издревле на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, сильным и удачливым.

Давайте посмотрим, насколько вы смекалисты и мудры, и сможете ли вы отгадать тему сегодняшней нашей игры.

(В руках у педагога глобус)

Логопед: - Мы с вами живем на огромной планете под названием «Земля». На земле нашей много морей, рек, океанов, стран. В одну из них мы вам предлагаем отправиться:

Шар земной, на нем она –

Необъятная страна.

А вы буквы допишите

И название скажите.

1 клетка - вписать первую букву названия нашего города (Ростов-на-Дону);

2 клетка - продолжи …Волга –река, а Байкал… (озеро), впишите 1 букву;

3 клетка – «Главный город государства,

Хоть республики, хоть царства

Тут смекалка пригодится:

Вот Москва, она …. (столица)

4 клетка - Любили русские люди почаёвничать, особенно после баньки. Наливали из него на блюдечко, прикусывали кусочками сахара.

5 клетка - «Деревянный домик,

Ставенки на нем.

Русская деревня

За его окном. (изба)

6 клетка - Отгадайте загадку и впишите последнюю букву отгадки:

«Тебе дано, а люди им пользуются» (имЯ)

(РОССИЯ)

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

2раунд

Разминка - «В зеркале истории»

Каждый человек, любящий Родину, должен знать её историю.

Сейчас вы должны быть очень внимательными, так как объявляется следующий раунд - разминка - «В зеркале истории».

Каждой группе будет задан вопрос, на который она должна будет ответить; если ответа не будет, то этот вопрос переходит к другой группе.

Балл зачитывается той группе, которая даст правильный ответ.

Внимание, вопросы:

1. Как называлась наша Родина в старину?

2. Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси?

3. Почему Русь называют деревянной?

4. Чем освещали избу, когда темнело?

5. Что было главным украшением избы? (красный угол)

6. Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «божьей ладонью, сердцем матери»? Почему?

7. Что делал гость, переступая порог?

8. Что делали раньше, если роняли на пол кусочек хлеба?

Почему нельзя было оставлять на столе недоеденный кусочек хлеба?

9. Какое дерево крестьянин сажал в середине места, выбранного для строительства избы? Почему7

10. Каким ремеслом занимались люди в старину?

3 раунд «Государственные символы России»

Звучит в записи песня «С чего начинается Родина?», музыка В. Баснера в исполнении М. Бернеса.

А, действительно, с чего начинается Родина? А вот с чего: как все государства в мире, Россия имеет государственные символы. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Вы уже знаете, что в каждой стране есть своя символика.

А что относится к официальным государственным символам, которые обозначают независимость России, вы нам сейчас и ответите, прочитав эти слова…

Что случилось, что случилось?

Не могу никак понять?

Наши буквы изменились.

Невозможно их узнать!»

Перед каждой командой выставляются две переносных доски, на которых написаны слова с пропущенными элементами.

(ГЕРБ ГИМН).

Вам нужно посовещаться всей командой и угадать написанное слово.

Конкурс-эстафета «Чья команда быстрее допишет по одному недостающему элементу буквы - «Дорисуй слово».

Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит это задание.

Конкурс капитанов

Капитану команды «Ромашки» найти среди флагов разных стран флаг России и рассказать о нем.

Подумайте, почему на нашем флаге выбраны эти цвета?

Капитану команды «Васильки» найти и составить из половинок гербов разных стран герб России и рассказать о нем.

Капитаны читают стихи о флаге и гербе России.

Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем.

Вы уже знаете, что помимо официальной символики, существуют неофициальные символы страны. Любой человек,находясь далеко от дома, при воспоминании о Родине, вспоминает что-то очень дорогое, родное сердцу. Оказалось, что представления многих людей совпадают.

Я вам буду показывать картинку, а вы решите – символизирует она нашу страну, нашу Родину или нет. Если это символ страны – вы быстро поднимаете знак +, если нет – знак - .

Итак, начинаем! (показ слайдов)

(Лапти, священная корова,матрешка,медведь,Эйфелева башня, Футбольный мяч, деревянные хохломские ложки,цветок сакуры,балалайка и др.) «ОТДЫХАЙ-КА»

Игра «Передай сердечко и скажи словечко»

Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову «Родина»: сильная, могучая, величественная, свободная, независимая, могущественная, необъятная и др.

Молодцы ребята! Вы сказали о Родине такие прекрасные слова.

Следующий раунд «Национальная одежда»

Национальная одежда - это своеобразная «книга». Научившись её читать, можно много узнать об обычаях, истории, традициях народа.

На листах написаны предметы одежды, вам нужно прочитать, найти лишний предмет и зачеркнуть это лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее.

(капитаны вытягивают по 2 листа с написанными словами):

КЕПКА КОКОШНИК БЕРЕТ ПАНАМА

БЛУЗКА КАФТАН КУРТКА СВИТЕР

ПАЛЬТО ПЛАЩ ЗИПУН ДУБЛЕНКА

БРЮКИ ДЖИНСЫ ПОРТЫ ШОРТЫ

5 раунд называется «Литературный».

Крепко любили и любят свою Родину русские люди, много сложили о ней стихов и песен, пословиц и поговорок. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о нашей Родине.

А) Вы должны по очереди назвать как можно больше пословиц или поговорок о Родине, родной стороне или родном крае. Побеждает та команда,, которая назовет больше.

Б) А сейчас по отрывкам из произведений вы должны назвать само произведение и его автора.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать. (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. (С. Есенин «Береза»)

«Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул». (Л. Толстой «Лев и собачка»)

«Эй, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки.

А я маленький совсем,

Зато сам я мошек ем». М. Горький «Воробьишка»)

Если ветер крыши рвет,

Если град загрохал,

Каждый знает-

Это вот для прогулок плохо

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)

Только на лодке две пары осталось –

Сильно измокли, ослабли, в мешок

Я их поклал

И домой приволок. (Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)

Следующий конкурс литературного раунда:

«Неспроста и не спустя слово молвится и до веку не сломится» - так говорят в народе.

Каждая команда получит карточку, на которой написано выражение. Ваша задача – объяснить, откуда пошло это изречение, и в каких случаях мы употребляем его.

«Почему мы так говорим»

1.«НЕ ЛЫКОМ ШИТ» -какова история этого выражения?

2.«ПЕРЕСОЛИТЬ. НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ» - почему мы так говорим?

Музыкальная пауза

С давних времён русский народ всегда умел не только хорошо работать, но и отдыхать. Люди восстанавливали свои силы, заряжались энергией с помощью песен, частушек, игр-забав

Частушки

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит,

Собирайся детвора,

Ждет вас русская игра

Игра «Петушиные бои»

Следующий раунд нашей игры называется «Народные промыслы». У меня в руках плетеная корзина, сделанная русскими умельцами, а вам предстоит отгадать, назвать и найти в корзине предмет, о котором вам загадает представитель каждой команды.

Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди-мастера!

Команда «Ромашки»

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В здоровенные бока.

Разрумянилась немножко

Это … (русская матрешка)

Чашки, чайники и вазы

Отличите вы их сразу.

Белый фон – снегов белей,

Синий – небушка синей. (Гжель)

Сами золоченные,

Узоры крученые,

Можно есть, играть, плясать!

Никому не устоять! (ложки хохломские)

Команда «Васильки»

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные-

Все удивительно прекрасные! (жостовские подносы)

Из липы доски сделаны,

Ковшики, лошадки

Цветами разукрашены.

Знает старый и юнец

Эта роспись - … (Городец)

В холод согревают,

На плечах легки.

Собраны в букеты дивной красоты,

Из тончайшей шерсти собраны цветы. (Павлопосадский платок)

Вот закончилась игра,

Расходиться нам пора.

Мы жюри попросим все

Подвести итог игре.

Подведение итогов интеллектуальной игры, награждение команд.

Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

Желаем жить-поживать

И добра наживать

Без зла и без вихря,

Без всякого лиха.

Чтоб было светло,

Чтоб было тепло,

Чтоб свое водилось

Да и нам хватило!

Ребёнок:

Гости дорогие, попробуйте, не откажите в милости!

Ведущая:

Приглашаем вас на чай

С пряниками, с сушками,

С пышками, ватрушками. Чаепитие.

Ведущая:

На свидание прощаемся!

Хлеб да соль вам!

В долгий век и в добрый час

Путь вам чистый!

Публикации по теме:

Акция: «Единство народное»Акция: «Единство народное» Акция: «Единство народное» Тема: Комплексное занятие на тему «Славься, Русь – Отчизна моя!» Дата: 2 октября 2012год Цель: Воспитывать патриотические.

Занятие по развитию речи. «Россия» Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Интеллектуальная игра –викторина с использованием ИКТ «Ты для меня милей всего на свете моя земля, моя страна…»
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 20:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений на прогулке на...
Весенний КВН для детей и родителей в подготовительной группе
Весенний КВН в подготовительной группе Команда детей подготовительной группы и команда родителей Цели: развивать познавательный интерес детей; закреплять...
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Перелетные птицы». Интеграция...
Мастер-класс по изготовлению шапочки для сказки «Колобок» в технике папье-маше
Здравствуйте, сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей создания шапочки персонажа для театрализованной деятельности в детском саду в технике...
Проект «Здравствуй, музей» для дошкольников
проект «ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ! » Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках...