Лучший педагог года

Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции при изучении английского языка

Павлова Ирина Юрьевна
Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции при изучении английского языка

"Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении

английского языка"

И. Ю. Павлова,

учитель английского языка

МОУ СШ № 83

«Скажи мне - я забываю,

Покажи мне - я могу запомнить,

Позволь мне сделать это -

И это станет моим навсегда»

Конфуций

Публикация «Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции при изучении английского языка» размещена в разделах

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основной целью обучения иностранному языку в школе становится развитие необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции учащихся и одновременно формирование и совершенствование личности ребенка, способной не только к дальнейшему самостоятельному изучению иностранных языков, но и к использованию полученных знаний в решении важных жизненных проблем.

Изменяются технологии обучения, введение информационно-коммуникационных технологий открывает возможности расширения образовательных границ по каждому предмету, в том числе и по иностранному языку.

Таким образом, чтобы реализовать цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции – учителю необходимо включать учащихся в реальную языковую коммуникацию, моделировать на уроках процесс вхождения в реальную иноязычную среду.

Актуальность данной работы заключается в следующем: происходящие сегодня изменения в обществе, средствах коммуникации, повышение интереса к нашей стране в мире требуют от современного выпускника способности осуществлять межличностное общение с иноязычными носителями языка. Проблема в том, что выпускник, попадая в нестандартную ситуацию, не всегда может найти верную линию поведения, что может привести к снижению эффективности его профессиональной деятельности.

Следовательно, изменения, происходящие в современном образовании, диктуют выбор новых форм и методов в обучении.

Гипотеза: создание оптимальных условий для самореализации учащихся, повышения уровня их коммуникативной компетенции через интеграцию интерактивных форм и методов обучения в процессе учебной деятельности.

Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся, используя разнообразные интерактивные методы и формы обучения английскому языку.

Задачи:

сформировать мотивацию учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через участие в творческих конкурсах, олимпиадах и исследовательской деятельности;

• создать условия для организации продуктивного процесса учебной деятельности при изучении английского языка;

• проверить на практике действенность интерактивных форм и методов обучения и выбрать наиболее эффективные.

Новизна опыта: интерактивные методы обучения являются особой формой организации коммуникативной и познавательной деятельности. Учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, становятся способными к самообразованию, выбору, освоению новых типов деятельности.

Основная характеристика метода интерактивного обучения :

Прежде чем рассматривать особенности интерактивного обучения необходимо дать понятие этого метода.

Итак, интерактивное обучение можно определить как обучение, основанное на совместной деятельности, целью которого является организация процесса познания в форме диалога учителя и ученика. Оно ориентировано на развитие навыков и умений работать с различной информацией, и предполагает в качестве результата становление активной позиции учащихся при рассмотрении какой-либо проблемы, формирование объективного отношения к себе и к окружающим. При этом учебно-воспитательная ситуация обеспечивает развитие разных сторон общения:

-информативной (передача и сохранение информации) :

-интерактивной (организация взаимодействия в совместной деятельности);

-перцептивной (восприятие и понимание человека человеком)

Исходя из вышесказанного, можно установить, что интерактивное обучение - это обучение, погружённое в общение.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми

Учитель направляет деятельность учащихся на достижение поставленных целей. При интерактивном обучении функция учителя – помощник учащегося в его работе, один из источников получения информации.

Далее необходимо отметить, что интерактивное обучение определённым образом изменяет и требования к работе педагога. Если приоритетным становится процесс освоения изучаемого материала, то информативность (как можно больше сведений передать школьнику за урок) как критерий занятия отодвигается с авангардных позиций анализа деятельности учителя. В. Н. Соколов считает, что педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:

• организовывать такое исследование задачи, которое воспринимается обучаемым как собственная инициатива;

• целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;

• создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;

• решать нестандартные учебные и межличностные ситуации, осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога;

• помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность и мешает проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении, сохраняя свой научный авторитет,

Результативность и эффективность интерактивного обучения :

- повышение мотивации и вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем;

- создание условий для успешности каждого учащегося;

- формирование у учащихся способности мыслить неординарно, развитие умения выслушивать иную точку зрения, умения сотрудничать;

- приобретение собственного опыта;

- раскрытие новых возможностей для совершенствования коммуникативной компетенции, готовности к действию, осознания и принятия ценностей.

Теоретической основой моей работы являются идеи Е. И. Пассова, В. Л. Скалкина, Г. В. Роговой, Е. Г. Кашиной, Солововой Е. Н.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. В отличие от субъект-объектного подхода ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Таким образом, интерактивный подход помогает сделать процесс овладения базовой коммуникацией английского языка на школьном уровне более эффективным.

«Пирамида запоминания» ясно дает представление о том, какая деятельность приводит к наилучшим результатам в обучении.

В 2016-2017 учебном году на базе МОУ СШ №83 г. Волгограда мною проводилось исследование с целью определения уровня познавательного интереса, мотивации и склонностей у учащихся. В исследовании участвовали учащиеся со 2 по 8 классы, изучающие английский язык. Испытуемым было предложено ответить на вопрос «Нравятся ли тебе уроки иностранного языка Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что уроки иностранного языка очень нравятся в начальном звене, в среднем и старших звеньях были ответы как положительные, так и отрицательные. Так в 7 классе только 60 % учеников ответили на вопрос утвердительно. Остальные школьники дали ответы: «не очень», «нет», «не знаю».

Следующим шагом констатирующего этапа эксперимента стало анкетирование. Его целью было выяснение отношения школьников к технологиям, используемым в учебной деятельности.

Анкета включала в себя вопросы:

- Какие виды работы на уроках тебе нравятся больше всего?

- Нравится ли тебе внеклассная деятельность по предмету?

Ответы свидетельствовали о том, что учащимся очень нравятся игровые формы работы, работа над проектами, а также участие в праздниках, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и марафонах по предмету.

На протяжении всей опытно-экспериментальной деятельности мною была сделана опора на активность учащихся. Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в моей методике. Под этим понятием я подразумеваю такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Большое внимание было уделено творческому подходу к выполнению заданий, так как творческий характер является существенным признаком учебно–познавательной деятельности. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имело не только разнообразие видов деятельности, но и их содержательная сторона. Использование новых, неизвестных материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывали потребность в коммуникации. На уроках мои ученики стали более эмоциональны, у них пробудилось желание активно участвовать в работе, даже самые стеснительные и робкие учащиеся стали поднимать руки и отвечать. Практически никто из ребят не отвлекался на посторонние раздражители, что также является значимым показателем наличия устойчивого познавательного интереса.

После проведенных мною мероприятий в конце 2016-2017 учебного года учащимся вновь было предложено ответить на вопросы «Карты интересов». И уже более 80% учащихся 7 класса написали, что им нравятся уроки английского языка.

Результаты анкетирования учащихся также свидетельствовали о том, что отношение детей к предмету изменилось в положительную сторону. Проведенное исследование подтвердило еще раз гипотезу о том, что если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, и, следовательно, качественному росту результатов обучения.

Существует огромное количество методов интерактивного обучения.

Методы интерактивного обучения

• Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)

• Упражнения - энергизаторы

• Работа в группах, парах

• Кооперативное обучение

• Ролевая (деловая) игра

• Аквариум

• Карусель

• Дерево решений

• Броуновское движение

• Синквейн

Дьё рдь Пойа сказал: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Да, уроки английского языка могут быть традиционными или нетрадиционными. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы могут увлечь ребят.

Для достижения поставленной цели я успешно использую следующие методы : дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, ролевая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, разбор ситуаций из практики, коллективные решения творческих задач, метод "круглого стола") и игровые (дидактические и творческие игры, деловые и ролевые игры).

В качестве примеров элементов интерактивного метода обучения представляю вашему вниманию несколько заданий,. Используемых мною на уроках:

1. Метод «Карта памяти» “MindMap”

Этот метод является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре, сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования «Карты памяти» :

• При систематизации, повторении материала

• При работе с текстом

• При повторении в начале урока

• При введении в тему

• При сборе необходимого языкового материала и. т. д.

2. Интерактивный метод «FISHBONE»

Изучение лексического материала на уроке английского по теме «Изобретения в нашей жизни» очень удобно систематизировать «рыбьим скелетом», например, перед отработкой навыка говорения:

«Голова» : can we live without hi-tech?

«Верхние кости» : comfort, communication, knowledge.

«Нижние косточки» : work at home, lots of friends, information.

«Хвост» : our lives depend on inventions.

Приём «фишбоун» помогает школьникам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению одноклассников. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое.

4. Гонка слов (Word race).

Это отличная игра для закрепления слов, которые вы изучали на прошлом уроке. Такие грамматические игры на уроках английского языка позволяют оживить обстановку и сделать урок более веселым. Причем игра подходит для студентов любого возраста и уровня.

Правила игры:

Ученики делятся на две команды. Доска делится на две половины и сверху обозначается тема состязания. Затем студенты начинают записывать по одному слову в соответствии с темой. Одно слово, один бал. Побеждает команда, написавшая самое большое количество слов на доске за отведенное время.

5. Пазлы.

Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т. д. Как играть в пазлы? На бумаге пишутся 3-5 предложений разным цветом. Затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы. Слова перемешиваются и складываются в шапку. Класс делится на 2-3 команды и каждая поочередно собирает предложения. Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.

6. Орфографические игры.

Буквы рассыпались. Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слова и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: "Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы". Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: "Кто быстрее догадается, какое это было слово?" Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

7. Лексические игры.

Запретное числительное. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: преподаватель называет "запретное" числительное. Обучаемые хором считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные). "Запретное" числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

Ролевые дискуссии провожу после контроля восприятия и понимания речи на слух или прочтения текста. Они имитируют реальные ситуации общения, в которых каждый учащийся выступает в соответствии с отведенной ему ролью. Применение такой формы группового общения позволяет формировать культуру общения учащихся, толерантность к мнению других, учит конструктивному диалогу, позволяет согласовывать точки зрения участников "Круглого стола".

8. Ролевые игры

STRICT PARENTS

Work in a group of 3 or 4 students

Students A and B – you are extremely strict parents. Describe the way you bring your child(ren) up. Give the reasons for this method of up-bringing.

Students C (and D) – you are their child(ren). Describe your relations with parents.

The following words can help you :

- not to allow children to do something / not to let children do something (stay up late, watch TV, play computer games, talk on the phone, etc.);

- to make children do something (do homework, the washing up, exercise, go to music /art school);

- to teach children to do something (respect adults, teachers, people’s rights, etc.);

- to punish, to tell off

- to hit, to beat;

- to foster in children love for work / studies / parents/ art etc.;

- to bring children up to love their country / parents etc.

Ролевые игры "В продуктовом магазине", "На празднике", "В деревне" для младших школьников приближает речевую деятельность учащихся к естественным условиям, активизирует ранее изученный материал.

Учитывая возрастные особенности учащихся, в соответствии с программой, строю уроки английского языка так, чтобы они затрагивали темы, близкие интересам и особенностям учеников: "Взаимоотношения подростков и родителей", "Спорт и я", "Современные средства общения» и т. д. Детям интересно говорить о семье : они приносят фото, рисунки, рассказывают об увлечениях и интересах близких людей, о своем личном отношении к ним.

На уроке и дома учащиеся выполняют проекты: "Английский алфавит", "Меню для дня рождения", "Дом, в котором я мечтаю жить", "Мой кумир" и т. д.

В своей работе я использую различные задания, дифференцируя их по степени трудности. Это позволяет учащимся осмыслить свои возможности и выбрать для выполнения задания соответствующего уровня. Например, в грамматике при изучении прошедшего времени "слабые" учащиеся выполняют задание на поиск второй формы глагола, "сильные" – строят целые предложения. Затем ученик составляет рассказ о себе в прошедшем времени. Здесь очень важно подержать ситуацию успеха, так как, если отсутствует чувство уверенности в успехе, теряется интерес к языку.

Особое место в развитии коммуникативной компетенции занимает игровая деятельность. Она приводит к естественному желанию говорить на языке, не испытывая скуки и усталости. Я использую лексические, грамматические, фонетические игры, а также игру-путешествие, виртуальную экскурсию. Они обеспечивают эмоциональное воздействие на учащихся, способствуют актуализации опорных знаний, облегчают овладение речевыми навыками.

Формируя коммуникативную компетенцию при изучении английского языка, активно использую возможности интерактивной доски. С помощью аудиокурсов к учебникам Spotlight издательства "Просвещение", "Enjoy Listening and Playing" издательства "Титул", отрабатываем произношение звуков, слов, текстов, выполняем задания на аудирование.

Результативность

Все перечисленные формы, методы, приемы формирования коммуникативной компетенции уже сейчас дают стабильно позитивную динамику предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся по английскому языку, что иллюстрируют приведенные ниже данные.

Организация внеурочной деятельности по предмету

Учебный год Уровень Название мероприятия

2015 – 2016 школьный Неделя английского языка

Конкурс знаний по английскому языку для учащихся 2 классов

Ролевая игра "Мои обязанности по дому" для учащихся 4 классов

2016 – 2017 школьный Неделя английского языка

Викторина "Мои любимые животные" для учащихся 2 классов

Мастер-класс "Времена года" для учащихся 3 классов

Игра "Магазин одежды" для учащихся 4 классов

Виртуальная экскурсия "Лондонский зоопарк" для учащихся 5 – 6 классов

Диспут "Суеверия в Великобритании и России" для учащихся 6 – 7 классов

Результативность участия в конкурсах по предмету

различных уровней

№ п\п Наименование конкурса Учебный год Количество участников

11 Международный дистанционный конкурс по английскому языку «Олимпис-2016 – Осенняя сессия» 2016 – 2017 6

22 VI Международная олимпиада по английскому языку. Страноведение 2016 – 2017 1

33 VII Международный конкурс «Занимательный английский» 2016 – 2017 1

44 IV Областной фонетический конкурс на английском языке 2016 – 2017 2

Результативность участия в олимпиадах по предмету

различных уровней

Наименование олимпиады Учебный год Коли-чество участников Количество победителей и призеров

Школь-ный этап Муниципаль-ный этап Региональ-ный этап

Олимпиада по русскому языку, математике и иностранным языкам среди учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений Центрального района (районный тур) 2016 – 2017 2 - - -

Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2016 – 2017 4 2 - -

2017 –

2018 8 1 - -

Наличие участников научных (интеллектуальных) конференций и научных обществ учащихся учителя английского языка

№ п\п Наименование конференции или научного общества Учебный год Количество участников

11 Открытый городской конкурс учебно-исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» (районный тур, 2 место) 2016 – 2017 1

22 VIII региональный конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (участие) 2016 – 2017 1

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;

2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования;

3. Кашина Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка : учеб. Пособие для студентов филологических факультетов университетов \ Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006.

4. Конышева А. В. Современные методы обучения. – Минск, 2007.

5. Кулинич, Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка : 2–4 классы [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — м. : вако, 2011.

6. Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Нестандартные уроки. - Издательство «Учитель», 2007.

7. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе : учебное пособие/ - М. : Книга, - 2009.

8. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур и цивилизаций. Минск: Лексис, 2003

9. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М. : Просвещение. - 1991.

10. Скалкин В. Л., Рубинштейн Г. А. Речевая ситуация как средство развития неподготовленной речи. Иностранные языки в школе, 1966, № 4, с. 3-4.

11. Современные технологии обучения : Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. (Под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой, Л. Ю. Косовой). - СПб., 2002.

12. Соколов В. Н. Педагогическое взаимодействие в эвристическом обучении : Автореф. дис.. к. п. н. в виде науч. докл. - Волгоград, 1997.

13. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М. : Просвещение. - 2002.

14. Статьи из журнала «Иностранные языки в школе» :

- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения. ИЯШ. - М., №5 2004.

- Давыдова З. М. Игра как метод обучения иностранным языкам. ИЯШ. - №6 2010.

- Петричук И. И. Еще раз об игре. ИЯШ. - №5 2008.

- Усейнова Н. В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность. ИЯШ. - № 6 2005.

Интернет-ресурсы :

1. https://nsportal.ru/shkola

2. https://shgpi.edu.ru

3. https://nsportal.ru

4. www.metodisty.ru

5. https://angliyskiyazik.ru/9-luchshih-igr-na-urokah-angliyskogo-yazyka/

Публикации по теме:

Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников. Терапевтическая направленность педагогической деятельности воспитателя детского.

Формы и методы формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста Процесс обучения осуществляется различными методами, т. е. системой последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающихся,.

Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ «Математика-царица наук» - всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу.

Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, экологическая проблема приобретает особую остроту.

Интерактивные методы обучения детейИнтерактивные методы обучения детей Образовательный процесс,в основе которого лежит интерактивное обучение организован таким образом,что практически все дети оказываются вовлечёнными.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и креативной компетенции на уроках английского языка Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне — и я забуду Покажи мне — и я запомню Вовлеки меня.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Сингапурская методика как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языкаСингапурская методика как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено.

Практическая работа с хором как способ формирования профессиональных компетенций студентов на начальном этапе обучения Современная действительность ставит перед учреждениями, обучающими будущих преподавателей, все новые и новые задачи. Как результат - процесс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции при изучении английского языка
Опубликовано: 11 мая 2019 в 21:20
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД