Получи документы

Практическая работа с хором как способ формирования профессиональных компетенций студентов на начальном этапе обучения

Светлана Смирнова
Практическая работа с хором как способ формирования профессиональных компетенций студентов на начальном этапе обучения

Современная действительность ставит перед учреждениями, обучающими будущих преподавателей, все новые и новые задачи. Как результат - процесс непрерывного совершенствования не только содержания образовательных программ, но и развитие обучающих технологий, методов и приемов. С момента внедрения на базе Государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульского педагогического колледжа» Федерального Государственного Образовательного Стандарта, сформировался некоторый практический педагогический опыт использования современных методик, с помощью которых, на наш взгляд, наиболее эффективно воспитание квалифицированного специалиста, в частности – учителя музыки. Автор, как председатель предметно-цикловой комиссии хорового дирижирования и руководитель хора, имел возможность в течение нескольких лет (а именно - с самого начала внедрения ФГОС СПО и по сей день) анализировать результаты апробации метода тренинговой работы с хором и сделать определенные выводы на основе обсуждений с практикующими преподавателями комиссии.

Публикация «Практическая работа с хором как способ формирования профессиональных компетенций студентов на начальном этапе обучения» размещена в разделах

Целью данной статьи является демонстрация собственного педагогического опыта внедрения метода профессионального тренинга работы с хором по междисциплинарному комплексу «Хоровой класс и управление хором» на начальном этапе (первый год обучения).

«Тренинг» – модное слово, которое в наше время у всех на слуху. В настоящий момент это уже не только специфический педагогический термин, но и коммерческий. Часто можно увидеть сочетание слов «бизнес-тренинг» или «психологический тренинг», возле которого стоит цена предоставляемых образовательных услуг. Почему же так произошло? Если мы обратимся к истории термина «тренинг» (англ. «training» от «train»обучать, воспитывать, то узнаем, что он пришел к нам из англоязычных стран, стал развиваться еще в начале XX века благодаря Дейлу Карнеги, который создал курсы имени самого себя, где обучал ораторскому искусству и созданию успешных коммуникаций с окружающим социумом. И отсюда вытекает определение тренинга как метода активного обучения, направленного на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Дальнейшее развитие метод тренинга в психологии получил благодаря Курту Левину, который продемонстрировал настолько высокие результаты, что в Америке была создана академия тренинга, существующая и в настоящее время.

Тренинг – это основанная на имеющихся знаниях практическая тренировка, задачи которой жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. В тренинге моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт, приобретая необходимые умения и навыки.

С точки зрения цели, тренинг – это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Такой тренинг носит название фундаментального.

Исходя из вышесказанного, этот метод является одним из самых оптимальных для формирования профессиональных компетенций 3.1. «исполнять произведения педагогического репертуара хорового жанра» и 3.2. «управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом».

Междисциплинарный комплекс на I курсе включает 2 раздела – это «овладение дирижерско-хоровой техникой» и «обучение хоровому исполнительству», говоря проще – «хоровой класс» и «дирижирование». Освоив в I полугодии теоретические основы техники дирижирования, основные принципы звукообразования, строение голосового аппарата, практически освоив метрические схемы тактирования и элементарные приемы выразительности дирижерского жеста, во втором полугодии студент переходит к методике работы с детским хоровым коллективом. На наш взгляд, метод профессионального тренинга наиболее полно раскрывает потенциал студента и отвечает современным требованиям к уроку. Возможности его широки, и наилучшим началом станет постановка студентов в проблемно-поисковую ситуацию, где им самим будет предложено найти решение.

Приведу пример: Хоровой коллектив I курса занимается отдельно от других курсов. На уроке предлагаю желающим студентам попробовать себя в управлении процессом распевания хора. Обязательно находятся желающие, и сразу возникает ряд вопросов: «как поставить руки?», «как дать понятный ауфтакт?», «что не хватает в жесте, чтобы хор пел плавно (или отрывисто?», «по какой схеме дирижировать?», «какие замечания сделать хору?» и т. д. Такая ситуация дает мощный толчок в развитии не только студента, который вышел управлять, но и каждому участнику хора. Учащиеся начинают активно вовлекаться в процесс взаимодействия с руководителем хора, понимая, что существует множество нюансов, которые помогут им в дальнейшей работе. В конце концов, путем наводящих вопросов преподавателя студенты самостоятельно приходят к правильным ответам и надолго запоминают свою «победу». Отдельно стоит отметить то, что студент не чувствует себя неудачником, постольку он успешно выполнил задачу – научился управлять процессом распевания хора, имея лишь самые общие представления об этом. Кроме того, хотелось бы отметить, что в данном примере эффективно работает игровая технология, когда подобные «смены ролей» преподаватель представляет в форме деловой игры или придумывает соревновательные элементы.

Так сложилось, что каждый год хоровой коллектив I курса ведут разные преподаватели. На заседаниях предметно-цикловой комиссии нами обсуждаются положительные и отрицательные стороны той или иной формы тренинговой работы и ее содержания. К примеру, один год мы включили этот вид работы с I полугодия и ребята осваивали параллельно основы дирижерской техники и распевание хора. Надо сказать, что преподаватели комиссии отметили, что студентам без музыкальной подготовки было сложно одновременно дирижировать одной рукой, исполнять на инструменте другой и петь. В другой год руководитель хора предложила в качестве материала для разучивания использовать двухголосные песенки небольшого объема, что также не совсем было оправдано, как показала практика, поскольку занимало много времени, и мало оставалось на обсуждение и совершенствование навыков.

В результате практической апробации выкристовализовались следующие формы и содержание профессионального тренинга. На начальном этапе освоения ПК 3.1. и 3.2. тренинг осуществляется во II семестре I курса. Руководитель хора составляет график сдачи тренинга студентами и согласовывает его на заседании предметно-цикловой комиссии. Репертуар разучивания также согласовывается на комиссии в январском заседании по утверждению фонда оценочных средств МДК «Хоровой класс и управление хором».

Музыкальный материал – песни небольшого объема без сопровождения для I ступени обучения хоровому исполнительству. Весь этап работы не должен превышать 10 минут.

Целью такого тренинга по практике работы с хором является не столько итоговое исполнение произведения, сколько обучение в практической работе основам методики разучивания хорового произведения, создание «ситуации успеха», дальнейшей мотивации к обучению.

Что касается рекомендаций к собственно тренингу и возникающих в процессе трудностей, то хотелось бы отметить следующее. Работа с хором – задача не из простых, здесь в человеке сочетается сразу несколько социальных ролей – музыканта, дирижера, учителя, руководителя, наставника. А для студента это еще сложней – ведь он не является ни руководителем коллектива, ни учителем. Иногда бывает, что преподаватель делает студенту замечания в ходе работы, сбивая его с мысли. Хотелось бы предостеречь педагога от менторского тона, направить в русло сотрудничества и помощи. Кроме того, зачастую хористы позволяют себе давать советы, нарушать дисциплину, где – то откровенно мешать работать. И в данном контексте руководитель должен проявлять чуткость и обязательно найти, за что похвалить студента, настроить группу на волну продуктивного взаимодействия. Находясь в процессе работы, руководитель в процессе тренинга должен передавать инициативу управления, становиться советчиком, обладать умением построить вопрос таким образом, чтобы вывести студента из затруднительной ситуации.

Задание хору в процессе тренинга должен научиться давать именно студент. Конечно, когда перед студентом ставится задача моментального изменения социальной роли, когда из учащегося он вдруг на 10 минут становится руководителем целого хорового коллектива, должен успеть услышать хор, сформулировать задачу, правильно продирижировать и одновременно сыграть хору на инструменте мелодию, трудно оценивать его по традиционной пятибалльной шкале. Более логично оценивать данную форму работы на уроке недифференцированно.

В завершении хотелось бы отметить, что профессиональный тренинг в процессе подготовки будущего учителя – один из самых креативных методов взаимодействия, который позволяет не только сформировать профессиональные компетенции, но и задать основу самоопределения первокурсников в будущей профессии.

Председатель предметно-цикловой комиссии хорового дирижирования ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж», преподаватель МДК «Хоровой класс и управление хором»

Смирнова Светлана Владимировна. Август-2018

Список литературы:

1. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве : Сб. статей/Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л. : Музыка,1980. -216 с.

2. Безбородова Л. А. Дирижирование: учебник для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей/Л. А. Безбородова. – 4-е изд., перераб. – М. : ФЛИНТА: Наука, 2017. – 288 с.

3. Живов В. Л. Хоровое исполнительство : Теория. Методика. Практика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Издательство ВЛАДОС,2018. – 287 с.

4. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М. : МУЗЫКА,1976. – 255 с.

5. Уколова Л. И. Дирижирование: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 208 с. :ноты.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №28 «Рябинка» Отчёт по самообразованию в старшей группе «Пчёлки».

Наглядное моделирование как способ обучения детей связной речи «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» (китайская мудрость) Практика и поиск новых путей повышения.

Развитие профессиональных компетенций педагогов МБДОУ через построение партнерства Модернизация системы образования в России ставит вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС  Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы ДОУ.

Индивидуальная программа самообразования «Инновационные технологии как средство формирования ключевых компетенций личности» Индивидуальная программа самообразования педагога 2017-2018 Романовой Оксаны Владимировны ТМБ ДОУ Центр развития ребёнка – детский сад.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Лэпбук как средство обучения и способ систематизации знаний в современном образовательном пространстве ДОО 1 слайд. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые формы.

Знакомство с религиозной культурой как способ формирования нравственных ценностей у школьников Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти,.

Отчёт начальном курсе обучения игре в шахматы «Чему мы научились за год»Отчёт начальном курсе обучения игре в шахматы «Чему мы научились за год» Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для освоения в дошкольных образовательных учреждениях. Важное значение.

Создание воспитывающих ситуаций как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников Ключевые слова:Самооценка, ситуация, воспитывающая ситуация, младший школьный возраст. Аннотация: Период младшего школьного возраста является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическая работа с хором как способ формирования профессиональных компетенций студентов на начальном этапе обучения
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 23:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД