Лучший педагог года

Создание воспитывающих ситуаций как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников

Полина Каленкова
Создание воспитывающих ситуаций как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников

Ключевые слова:Самооценка, ситуация, воспитывающая ситуация, младший школьный возраст.

Аннотация: Период младшего школьного возраста является сенситивным для развития самооценки, так как в жизни ребенка в этом возрасте происходят наиважнейшие изменения, которые волнуют ребенка, это связано с тем, что он стал школьником. В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами.

Публикация «Создание воспитывающих ситуаций как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников» размещена в разделах

Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.

Самооценка – главный компонент в формировании личности человека, развития самосознания, поэтому, самооценка очень важна для ребенка. При рождении, природа распорядилась так, что самооценка у детей безупречна, но с возрастом она подвергается множеству изменений. Современное школьное обучение зачастую ограничивается лишь формированием у человека знаний, умений и навыков, при этом, не акцентируя значимость на более глубоких личностных образованиях, на тех аспектах личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка.

Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности [1, c. 134].

Дети с адекватной самооценкой, в основном, встречаются в семьях, в которых родители относятся к личности ребенка с уважением, внимательно к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдению норм поведения.

Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в неполных семьях, где родители мало или совсем не интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и очень одинокими. Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинаково положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.

Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на той установке, с которой он приходит в школу.

Положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе школьников достигаются, когда педагоги идут путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки [2, с. 208]. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагогов по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения в системе личных отношений.

Метод создания воспитывающих ситуаций является одним из важнейших методов в воспитании. Ситуация может носить объективный характер, раскрывая реальную обстановку во взаимоотношениях учащихся, что важно учитывать педагогу, который принимает какие-то решения о способах взаимодействия с ними. В школьной действительности достаточно много различных ситуаций, они могут быть простыми и сложными. В отличие от простых, где какие-то ситуации разрешаются учителем без встречного сопротивления учениками через организацию поведения в школе, в сложных ситуациях большое значение имеет непосредственно эмоциональное состояние как самого педагога, так и ученика. Разрешение такой ситуации во многом зависит от педагогического опыта и мастерства учителя, его знаний индивидуальных особенностей учащихся [3, с. 294].

Включая ученика в разнообразные по своему характеру и виду ситуации, учитель может увидеть каждого из них с разных сторон, более глубоко изучить их, понять сложившиеся взаимоотношения между детским коллективом, а значит, выстроить всю работу более осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их формирования и корректировки.

Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается, т. е. соответствовать его мотивационно-потребностной и эмоциональной сфере [4, с. 261]. Она может быть создана как для одного ученика, так и для группы детей или коллектива в целом.

Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела, т. е. различные праздники, уроки, всевозможные конкурсы. При этом, для различных категорий обучающихся, в процессе разработки коллективного дела и подготовки к нему, может быть создано несколько различных ситуаций.

Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но главные из них следующие:

• Цель;

• Возраст ребенка;

• Психологические особенности ребенка;

• Уровень развития и воспитанности [3, с. 251];

Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает В самовоспитании так, как сами дети. «Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент.

В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений:

• игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению ребенка, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия);

• тренинговые упражнения (во время их выполнения ребенок имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность).

Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Цель создания ситуации;

2. Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитывающих ситуаций;

3. Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации;

4. Описание ситуации [4, с. 199];

Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребенка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека. В современной практике формирование адекватной самооценки достигается разными методами: диспуты, беседы, упражнения, игры и т. д.

Важно осознавать, что школа, детский коллектив играют не довольно- таки важную роль в формировании самооценки у ребенка. Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика способствует решению этой задачи достаточно эффективно. Дети младшего школьного возраста негативный отзыв о проделанной работе воспринимают как оценку: "Ты - плохой человек". Оценка учителя - основной мотив и мерил их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, лучше показать ему положительные результаты его собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже не очень большого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям.

Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Трудность состоит в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого ребенка. Для данной цели уже в первом классе нужно обязательно начать формировать такую самооценку.

Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения, чтобы оценка и внешний контроль постепенно переходили в адекватный самоконтроль и адекватную самооценку.

Как уже и отмечалось выше, самооценка - необходимый компонент развития самосознания, проблема ее развития и становления является главной в становлении личности самого ребенка. Поэтому педагогу так важно проводить педагогическую работу, создавать воспитывающие ситуации, направленные на формирование адекватной самооценки у учеников уже с первых классов.

Литература

1. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – Москва, 2007. – 249 с.

2. Липкина, А. И. Самооценка младшего школьника / А. И. Липкина. – Москва, 2010. – 326 с.

3. Шайденкова, Т. Н. Школьные воспитательные системы: Учебное методическое пособие к спецкурсу / Т. Н. Шайденкова. – Тула, 2009. – 380с.

4. Щуркова, Н. Е. Воспитание детей в школе / Н. Е. Щуркова. – Москва, 2004. – 261 с.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №28 «Рябинка» Отчёт по самообразованию в старшей группе «Пчёлки».

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возрастаФормирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения.

Формирование адекватной самооценки у дошкольников Материалы семинара по теме «Формирование адекватной самооценки у дошкольников» Социальный педагог МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» Лозовая А. Г.

Использование современных методов и приемов как эффективный способ развития мотивационной сферы младших школьников ФГОС НОО четко определил современную модель нового поколения Россиян. Это должны быть, далее цитирую: «…граждане России, обладающие новым.

Консультации для родителей «Советы родителям, заинтересованным в формировании у их ребенка адекватной самооценки» Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой,.

Знакомство с религиозной культурой как способ формирования нравственных ценностей у школьников Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти,.

«Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей». Самообразование в старшей группе Тема самообразования в старшей группе: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей» Цель: повышение.

Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников На современном этапе деятельность учителя начальных классов регламентируется такими нормативными документами, как закон РФ «Об образовании»,.

Экскурсия как форма ознакомления младших школьников с окружающим миром Учебный материал по природоведению создаёт большие возможности для развития детей. Ещё К. Д. Ушинский обращал внимание на положительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание воспитывающих ситуаций как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 16:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД