МААМ-картинки

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста (11 фото)

Татьяна Ракитина
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности (А. И. Липкина).

Виды самооценки:

Публикация «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Первые признаки самооценки у детей:

Исследователи установили, что самооценка ребенка начинает формироваться в первые 2-3 года жизни. Она связана с так называемым кризисом трех лет (кризис самостоятельности). Самосознание дошкольника начинает свое формирование. Малыш уже понимает, что он независимая от матери личность, и постепенно от нее отделяется. При этом детям крайне необходимо получать одобрение родителей, особенно мамы. Критика поступка воспринимается так же, как и критика личности. Если дошкольника ругают за то, что он что-то сделал неправильно, он начинает сомневаться в любви родителей к нему.

Проделанная работа с детьми для повышения самооценки:

Упражнения: "Комплименты"; "Ласковое имя";"Пожелания"

"Ласковое имя"

Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав "Спасибо".

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста

"Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

Фото №1 Самооценка это оценка личностью самой себя своих возможностей качеств и места среди других людей Фото №2 Самооценка детей развитие уверенности самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими его критичность требовательность к себе отношение к успехам и неудачам

Рисование на тему: "Я-победитель"

Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.

Фото №3 Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности А Фото №4 Он стремится к управлению другими детьми видя их слабости но не видя при этом своих собственных часто перебивает относится к другим свысока всеми силами старается обратить на себя внимание

"Волшебная палочка"

Цель: развивать умение оценивать сверстников.

Ход игры: Дети передают по кругу волшебную палочку и говорят о сверстниках то, что им сегодня в них понравилось, на кого из детей они хотели бы походить, благодарят друг друга за работу активными способами (хлопая в ладоши и т. д., подбирая для каждого сверстника добрые слова.

Игра используется в ситуациях, когда необходимо выслушать мнение всех детей или получить ответ на определенный вопрос.

Фото №5 От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать Я самый лучший

Игры с кинетическим песком.

Использование такого терапевтического средства, как кинетический песок, способствует снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук.

Фото №6 При завышенной самооценке дети часто агрессивны принижают достижения других детей Фото №7 Если самооценка ребенка занижена скорее всего он тревожен неуверен в собственных силах

"Ромашка добрых дел"

Фото №8 Такой ребенок все время думает что его обманут обидят недооценят всегда ожидает худшего выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия

Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментами из жизни. Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков. На лепестках отмечаются успехи, которые ребенок достиг в течении дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.

Элемент психогимнастики "Теплый как солнышко"

Аннотация: Упражнение на работу с самооценкой ребенка, а также на развитие позитивного мышления.

Часто детям кажется, что они постоянно мешают взрослым, а если что-то делают то неправильно, не так как надо. Это замечательное лечебное упражнение, поможет обрести полноту ощущений, почувствовать себя позитивно.

Инструкция: "Сядьте или лягте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните.

Представь себе, что сейчас чудесный день, и над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить сейчас все свои горести и заботы. Дай всем твоим заботам просто улететь с ним.

Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают тебя. Ты чувствуешь себя надежно защищенным - так мирно и спокойно вокруг. Мягкое дуновение ветерка коснулось твоей головы, и ты чувствуешь себя легко и счастливо, как маленькое легкое перышко. Ты думаешь, что ты сегодня такой же замечательный, как небо, такой же теплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка.

Представь себе, что при вдохе твое тело наполняется золотым светом - от головы до кончиков пальцев ног. А когда ты выдыхаешь, представь себе, что все чувства, которые не нужны тебе сейчас, покидают тебя. Ты вдыхаешь золотой свет, а выдыхаешь неприятные чувства.

Ты - как маленькое перышко, которое несет легкий ветер; ты - как луч солнца, падающий на Землю. Дай еще больше расслабиться своему телу, свои плечам и рукам, своим ногам, расслабь свои стопы и ладошки.

Представь себе, что ты - как радуга, которая состоит из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал бы так же, как ты. Это просто замечательно, что ты можешь быть здесь, среди нас. (15 секунд.)

Не спеша возвращайся назад, сюда, к тем, кто сидит или лежит здесь на полу. Ощути свою голову, руки, ноги. Вздохни глубоко и легко. Теперь ты можешь чувствовать себя радугой и радовать цветами себя и других. Медленно открывай глаза, начинай снова двигаться. Когда ты откроешь глаза очень широко, то увидишь вокруг себя другие пестрые радуги".

Вопросы для обсуждения:

- Когда ты был напряженным?

- Когда ты был расслабленным?

- Как ты думаешь, какие животные хорошо умеют расслабляться?

- Почему каждый ребенок не похож на других, уникален

- Почему ты сам ни на кого похож?

- Что в твоей радуге особенно прекрасно?

Фото №9 Он стремится к уединению обидчив нерешителен Фото №10 Такие дети плохо адаптируются к новым условиям

Список использованной литературы:

-Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б. Г. Ананьев. - М., 2009. - 119 с.

-Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2006. - 420 с.

-Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л. И. Божович. - М., 2009. №2. - 56 с.

-Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - М. : МПСИ, 2011. - 384 с.

-Слободчиков В. И. Формирование Я - концепции//Начальная школа. - 2012. - №3. - С. 23

Прикреплённые файлы:

samocenka-otchet_ngddv.pptx | 8983,77 Кб
 
Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Формирование адекватной самооценки у дошкольников Материалы семинара по теме «Формирование адекватной самооценки у дошкольников» Социальный педагог МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» Лозовая А. Г.

Формирование дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают серьезные трудности у дошкольников в общении со сверстниками: неумение.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно.

Консультации для родителей «Советы родителям, заинтересованным в формировании у их ребенка адекватной самооценки» Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой,.

Презентация «Развитие самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста» Развитие самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста Выполнила: Крылова Елена Васильевна Две стороны развития личности ребенка.

Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста По мере того как происходит развитие ребенка, он учится понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам, то есть происходит формирование.

Советы родителям «Формирование адекватной самооценки ребенка» Формирование адекватной самооценки ребенка- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы,.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки у детей СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте.

Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста В статье представлена попытка проанализировать влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 июня 2018 в 09:33
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД