Приложение МААМ

Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста

Татьяна Иванова
Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующих их разностороннее развитие.

Образовательные стандарты дошкольного образования определяют цель общего образования - подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Публикация «Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе -развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии.

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность - это общение. Оно - необходимое условие развития личности. Поэтому задача педагога и воспитателя - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия - детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование педагогом и воспитателем интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод - способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между, «акция» - усиленная деятельность между кем-либо.

Таким образом, интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилогаобучающихся между собой и педагогом. Полилог - это разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому

Интерактивное обучение решает три задачи:

1. Учебно — познавательную

2. Коммуникативно — развивающую

3. Социально ориентированную Суть интерактивных методов :

- обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;

- предполагаются условия для самообразования и саморазвития;

- нет доминирования одного мнения, лидера;

- роли педагога уходит на второй план - дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга;

- педагог выступает лишь в роли фасилитатора, т. е. организатора процесса обучения создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий.

Формы организации интерактивного взаимодействия :

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные для работы с дошкольниками :

- интерактивные и ролевые игры :

- «мозговой штурм»;

- дискуссии и дебаты;

- метод проектов;

- метод ассоциаций.

- Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций) характерными особенностями интерактивных методик является :

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Интерактивное обучение решает три задачи:

1. Учебно — познавательную

2. Коммуникативно — развивающую

3. Социально — ориентированную Суть интерактивных методов :

- обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;

- предполагаются условия для самообразования и саморазвития;

- нет доминирования одного мнения, лидера;

- роли педагога уходит на второй план - дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга;

- педагог выступает лишь в роли фасилитатора, т. е. организатора процесса обучения создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий.

Формы организации интерактивного взаимодействия :

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные для работы с дошкольниками :

- интерактивные и ролевые игры :

- «мозговой штурм»;

- дискуссии и дебаты;

- метод проектов;

- метод ассоциаций.

- Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций) характерными особенностями интерактивных методик является :

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Как же методы интерактивного обучения влияют на сам на процесс обучения дошкольников.

Ролевые игры способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности.

Во время интерактивной игры происходит освоение участниками группы нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ проведения достаточно универсален.

Существует следующий алгоритм проведения интерактивной игры :

1. Подбор педагогом заданий н упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

3. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

4. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие - то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

5. После окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение, анализируются результаты, подводятся итоги. Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Метод «Мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах организованной деятельности: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). - Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

- Можно научить детей позитивной критике.

- Метод почти не требует предварительной подготовки.

Тема мозгового штурма могут быть различные:

Чем можно рисовать на асфальте?

Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?

Как сделать разноцветную льдинку?

Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

Куда в комнате можно спрятать куклу?

Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий - обучающийся» и «обучающийся - обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями педагогом и воспитанником.

Во время дискуссии формируются коммуникативные компетенции, навыки социального общения.

Например, темой для дискуссии может быть «Я имею право», где у детей в процессе данной дискуссии в интересной и занимательной форме даются знания о том, что у каждого человека есть права; дети в соответствующей их возрасту форме знакомятся с правами ребёнка

- «Кейс-метод» или «Анализ ситуаций» Метод подразумевает анализ различных ситуаций, как реальных, так и вымышленных. При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

При этом кейсы мы создаём сами. Для этого нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования - должны быть интересны детям.

2. Выбор объекта исследования - «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс - исследования, проведение сбора и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации. Кейс-метод в свою очередь делится на виды: кейс-прогнозирование, кейс- инцидент, кейс-дискуссия, кейс-диспут, кейс-рисунок, кейс-фото.

Метод проектов. Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, он активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

Применение «Метода ассоциаций» способствует развитию творческой активности и логического мышления воспитанников, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Иногда основой для запоминания становится яркий образ, а когда то — навязанная взрослым информация. В данной технологии целесообразно использование метода эйдетики. В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Таким образом, интерактивное обучение - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все * возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Нетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возрастаНетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возраста Дети очень любят рисовать. Даже самые капризные или балованные. Особенно им нравятся нетрадиционные техники рисования. Потому что они помогают.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 5 октября 2021 в 14:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Иванова (УИ 1629262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД