Папки-передвижки

Интерактивные методы в индивидуальной логопедической работе с детьми

Наталья Булькина
Интерактивные методы в индивидуальной логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Публикация «Интерактивные методы в индивидуальной логопедической работе с детьми» размещена в разделах

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Применение новых информационных технологий в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков, способствует развитию самоконтроля у детей.

Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно: работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); используются (фрагментарно) компьютерные презентации.

Цель

применения компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе - оптимизация процесса коррекции устной речи детей и в целом содействие гармонизации развития.

При разработке компьютерных презентаций и заданий учитываются

педагогические принципы

:

1. Воспитывающий характер обучения;

2. Всестороннее развитие личности учащихся;

3. Сознательность и активность учащихся;

4. Учет возрастных особенностей и доступность материала;

5. Наглядность обучения;

6. Научность и систематичность обучения;

7. Решающая роль педагога в процессе обучения.

8. Опора на сохранное звено Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.

9. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.

10. Поэтапность. Компьютерные презентации используются на всех этапах коррекции речи детей.

11. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед, учитывая индивидуальные особенности, находит подход к любому ребенку, устанавливает с ним доверительные отношения, заинтересовывает, внушает уверенность в обретении нормальной речи.

12. Тесное сотрудничество с родителями. Создавая компьютерные презентации, учитель-логопед знакомит родителей с их правильным использованием в домашних условиях, дает домашнее задание как в тетради, так и на компьютере.

13. Фрагментарность использования компьютера. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).

Направления работы с применением компьютерных презентаций

Подготовка к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика.

Перед ребенком последовательно открываются слайды с изображением рисунков-символов артикуляционных упражнений. Ребенок внимательно следит за появляющимися изображениями и выполняет артикуляционные упражнения. В этом случае мы решаем две важные задачи:

1. Активизация памяти ребенка (по мере появления картинок, ребенок должен вспомнить название упражнения и способ его выполнения)

2. Развитие артикуляционной моторики.

Во время выполнения упражнений ребенок находится перед зеркалом и может зрительно контролировать правильность выполнения упражнений.

Автоматизация изолированного звучания звука.

На этапе закрепления изолированного произношения звуков требуется многократное произнесение ребенком одного и того же звука. Данный вид работ довольно быстро пресыщается, качество выполнения снижается, и дети зачастую отказываются от повторений.

Детям предлагаются яркие компьютерные презентации, благодаря которым удается не только добиться многократного проговаривания звука, над которым ведется работа, но и способствуем развитию произвольного внимания. Дети с удовольствием отслеживают появление в различных местах на экране компьютера изображений солнышек (при автоматизации звука [с]), колокольчиков (при автоматизации звука [з], змеек (при автоматизации звука [ш]) и других рисунков. В ряде случаев ребенку предлагается отследить место появления рисунка и при этом правильно назвать закрепляемый звук.

Автоматизация звука в слогах.

На этапе автоматизации звука в слогах возможно как использование уже известных ребенку презентаций (сосчитай змеек – повторяй "ша" каждый раз, как увидишь змейку, так и заданий на поочередное произнесение слогов с различными гласными звуками. Перед ребенком ставится задача: называй слог ша- каждый раз, когда увидишь желтый круг, шо- - когда увидишь зеленый квадрат, шу- - когда увидишь красный прямоугольник, и шэ- - если увидишь синий треугольник. Ребенок, наблюдая за постепенно появляющимися геометрическими фигурами, многократно отрабатывает звук [ш] в открытых слогах: сначала с гласным [а], потом [о], [у], [э].

Можно предложить ребенку более сложный вариант, когда отсутствуют образцы слогов и фигуры появляются не последовательно, а в хаотичном порядке, то с гласным [а], то с [о], то с [у].

Работа над высотой, силой голоса.

Используя компьютерные презентации, эффективно ведется работа над

развитием высоты голоса и его громкости.

Перед ребенком на наклонной стрелке последовательно появляются сердечки или просто слоги, или любые рисунки (на какие способна фантазия, чтобы заинтересовать ребенка). По мере их появления и увеличения размера ребенок произносит определенный слог, оговоренный в начале упражнения. Чем меньше рисунок, тем тише голос и выше звук, чем больше – тем громче и ниже звук.

Или упражнения в обратном порядке: сначала звук громкий, постепенно, по мере продвижения к верхнему концу стрелки, звучание становится тише.

Выполнение упражнений контролируется учителем-логопедом и от сопряженного проговаривания ребенок постепенно переходит к отраженному проговариванию.

Подбор упражнений на чередование больших – маленьких фигур позволит ребенку научиться изменять громкость голоса: чередовать произношение звуков, слогов, слов то тихо, то громко.

Совместное произнесение – залог успешности выполнения заданий и поддержания интереса по ходу выполнения заданий на занятии, а в дальнейшем дома с родителями.

Автоматизация звука в словах.

Большое количество возможных вариаций открывает компьютер для работы над звуками в словах. Это могут быть задания на называние предметов по мере их появления – ребенок должен взглядом отследить момент появления изображения и при этом проконтролировать правильность произнесения закрепляемого звука. Можно на данном виде заданий осуществлять пересчет последовательно появляющихся предметов, способствуя, тем самым, формированию навыка согласования существительного с числительными.

Задания на образование форм единственного - множественного числа существительных: перед ребенком последовательно открываются картинки, он должен сначала сказать про один предмет, а затем – про множество таких же предметов. И наоборот – сначала назвать много предметов, а потом сказать про один.

На этапе работы над звуками в словах целесообразно включать в занятия игры и упражнения на развитие навыков фонематического и слогового анализа.

Так, в игре "Рифмы", ребенку предлагается соединить половинки досок, условием для правильного воссоединения досок является то, что слова на доске рифмуются. Таким образом, подбирая и называя слова, ребенок учится подбирать похожие по звучанию слова. Размещая на половинках досок слова с одинаковым количеством звуков, способствуют формированию навыка слогового анализа.

Определяя позицию звуков в слове можно предложить ребенку задание: "Разложи вещи по полочкам". При этом указывается условие нахождения предмета – звук в слове должен находиться либо в начале, либо в конце, либо в середине слова. Выбирая полку, ребенок отбирает те предметы, которые соответствуют схеме.

После правильного выполнения заданий перед ребенком на экране высвечивается поощряющая табличка "Молодец!", которая не может не вызвать положительного отклика у ребенка.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных.

Конспект логопедического занятия в первом классе «Дифференциация звуков [Т]-[Д] в словах и предложениях» Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные методы в индивидуальной логопедической работе с детьми
Опубликовано: 4 июня 2014 в 17:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные методы в индивидуальной логопедической работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Булькина (УИ 216688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД