Получи документы

Искусственная акселерация или одаренный ребенок

Елена Бабина
Искусственная акселерация или одаренный ребенок
▼ Скачать + Заказать документы

Искусственная акселерация или одаренный ребенок

Ситуация социального развития детей характеризуется рядом особенностей, составляющих социальные риски развития нового поколения российского общества.

Наблюдается поляризация психического развития детей – с одной стороны, это дети с ограниченными возможностями здоровья, с другой – дети, характеризующиеся ускоренным развитием. Воспитание детей по типу искусственной акселерации зачастую приводит к дисгармоничности познавательного и личностного развития.

Что же такое «искусственная акселерация»?

Публикация «Искусственная акселерация или одаренный ребенок» размещена в разделах

Это форсирование интеллектуального развития детей за счет вымывания типично дошкольных видов деятельности (игра, рисование) и замещение их псевдоучебной деятельностью. При искусственной акселерации реальной становится опасность переноса акцента на интеллектуальное развитие в ущерб личностному развитию. Это в свою очередь приводит к обеднению общения. А общение детей, сотрудничество в игре, продуктивных видах деятельности – основа морального развития, формирование компетентности в коммуникации, важнейших социальных навыков и умений.

В детском саду подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы деятельной жизни – игру, сказку, рисование, лепку, конструктивную деятельность. Даже если эти виды деятельности и остаются, они принимают форму обучения на занятиях, либо сами существенно изменяются в сторону «дидактирования».

Альтернативой должна стать амплификация детского развития – всемерное использование тех возможностей, которые предоставляет стадия дошкольного детства, имеющая уникальное. Непреходящее значение для развития творческого воображения, любознательности, для мотивации познания в игре, изобразительной деятельности, восприятии художественной литературы и сказки. Не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста – актуальная задача дошкольного образования.

Стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. А также на освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, которое осуществляется в процессе реально совместной деятельности.

И не случайно «Программой развития образования Российской Федерации» перед системой образования ставится задача раннего развития одаренности, т. к. детский возраст – это период становления способностей и личности.

«Одаренный», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто можно слышать в последнее время. И это естественно, поскольку отражает характерную для сегодняшнего дня тенденцию – гуманизацию образования. Ведь развитие личности, ее достижения в жизни. Самореализация тесным образом связаны с ее способностями, одаренностью.

Так что же такое «одаренность» и можно ли говорить об одаренности детей в дошкольном возрасте?

Для начала давайте разберемся с понятиями.

«Способности» - такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.

«Одаренность» - качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности.

Когда этот дар проявляется у малыша, о нем говорят – «одаренный ребенок».

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Обратим внимание на сложность проблемы «одаренный ребенок».

Можно ли говорить об одаренности, применительно к дошкольному возрасту?

Одаренность на этапе дошкольного детства должна раскрываться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

И способности, и одаренность как проявляются, так и развиваются в деятельности и общении. Но следует подчеркнуть, что деятельность должна быть эмоционально приятной и нацеленной на успех.

Очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, не дать «засохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в период, особо значимый для человечества – дошкольное детство. И, конечно же, правильно отнестись к детям, обладающим признаками одаренности, принять их. Это, к сожалению, удается далеко не всем родителям и педагогам. Неталантливых детей не бывает. Нужно создавать условия для их эффективного развития.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ (кружковая работа, и работа психолога – составная часть этой программы).

Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями.

Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы талантливых детей, т. к. они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Формы работы с родителями одаренных детей :

родительский клуб;

индивидуальные консультации психолога;

детско-родительские проекты.

анкетирование, тестирование,

беседы, консультации,

родительские собрания,

папки-передвижки,

день открытых дверей,

круглый стол,

дискуссионный клуб,

участие родителей в создании развивающей среды,

посещение на дому,

пропаганда лучшего опыта семейного воспитания,

родительская газета и др.

Рекомендации родителям одаренных детей и педагогам, работающим с такими детьми

1. К одаренному ребёнку необходим особый подход. Уважайте его индивидуальность. Уважайте его собственные интересы и увлечения.

2. Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.

3. В разговорах с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.

4. Во взаимодействии с ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.

5. Развивайте наблюдательность.

6. Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.

7. Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Поддерживайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.

8. В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».

9. Создайте для своего ребёнка предметную среду, она играет важную роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.

10. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

11. Развивайте в своих детях следующие качества:

- уверенность и адекватную самооценку (т. е. создавайте ситуацию успеха);

- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;

- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Публикации по теме:

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Искусственная акселерация или одаренный ребенок
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 23:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Искусственная акселерация или одаренный ребенок» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бабина (УИ 111579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД