МААМ-картинки

Исследование старения и старости в возрастной психологии

Виктория Кондратюк
Исследование старения и старости в возрастной психологии

В пятьдесят скудеют силы,

Где-то реет тень могилы,

Вяло длится труд постылый,

Слово слышится: «Старик».

В шестьдесят – одна усталость;

Лишь вздыхать ему осталось:

«Жизнь прошла! Какая жалость!»

И смеяться он отвык.

А пойдёт седьмой десяток,

В сердце – горе отпечаток;

Тело дряхло, разум шаток,

Как надломленный тростник.

Стукнет восемьдесят – тело

Беспредельно ослабело:

Нету сил и нету дела,

Взор растерян, мутен, дик.

Девяносто! Он не встанет,

Он во двор на миг не глянет.

Руку внуку не протянет:

Публикация «Исследование старения и старости в возрастной психологии» размещена в разделах

Смерть взяла за воротник.

XVIII век Махтумкули Туркменский классик.

1. Введение

Как рассказывает римская мифология, ревнивый Юпитер превратил в родник Ювенту - прекрасную молодую нимфу и вода волшебного источника стала давать вечную молодость. Однажды люди потеряли доступ к роднику и с того дня стали стареть. Однако с этой же минуты они и начали бороться со старением.

«Каждому хочется жить долго, но никто не желает быть старым», - гласит народная мудрость.

2. Приход старости

Приход старости возбуждает различные страхи. Кто – то боится потерять внешнюю привлекательность, кто- то беспокоится за остроту ума, крепость памяти, силу мышц или потенцию.

Не стареть, прожить долгую жизнь хочется каждому. Но об этом мы начинаем думать лишь после появления первых сигналов старости.

Умение продлить жизнь — это, прежде всего умение её не сокращать. Говоря о долгой жизни, мы имеем в виду, конечно, не простое существование, а сохранение на многие годы бодрости, физической и умственной работоспособности. Имеется в виду старость активная, жизнерадостная, полная творческого труда, когда и после ухода на пенсию человек в меру своих сил участвует в трудовой жизни общества, делится своим производственным и жизненным опытом.

Великий учёный И. П. Павлов доказывал, что нормальная длительность жизни человека должна быть не менее 100 лет. Он говорил: «Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот срок до гораздо меньшей цифры».

Старость – закономерно и неизбежно наступающий период возрастного развития. Всемирная организация здравоохранения предложила возрастную классификацию, согласно которой пожилой возраст у мужчин с 60 до 75 лет, у женщин с 55 до 75 лет. 75 лет – начало старости. Люди старше 90 лет считаются долгожителями.

3. Что такое старость

Что такое старость? Ответ на этот вопрос не прост, причём он зависит от того, кто его даё т: биолог, врач или социолог. Старость – нечто индивидуальное. Её признаки сильно разнятся в зависимости от того, о ком идёт речь. И сорокалетний мужчина, и шестидесятилетняя женщина могут считать себя старыми, а могут – причём с полным основанием - зрелыми, находящимися в цвете лет людьми. В обыденном значении старость ассоциируется с утратой физических сил и умственной гибкости, затруднением адаптации к изменяющимся внешним условиям.

Каждый старится по – своему. Женщины острее всего переживают потерю детородной функции и возможную утрату сексуальной привлекательности. Мужчин, как правило, страшит уменьшение физической и половой силы, умственных способностей.

Вообще говоря, старение происходит медленно и постепенно, что очень затрудняет его изучение, тем более что существуют как большие индивидуальные различия, так и различия между органами одного и того же человека.

4. Стадии старения и её потери

Как в природе происходит смена времён года, так и в жизни человек проходит через разные возрастные рубежи : здоровая, беззаботная юность готовит душевно щедрую, деятельную зрелость, с годами уступающую место разумной, неспешной, благородной старости.

Год от года на Земле становится всё больше людей пожилого возраста. Человек стал жить дольше. Достаточно сказать, что первобытные предки, как полагают учёные, доживали всего лишь до 19-20 лет. Во времена Римской империи средняя продолжительность жизни не превышала 25 лет; в период феодального строя – 35 лет; в настоящее время она составляет 72 года.

Старение является закономерным процессом. Старость неотвратима. Почему же тогда в медицине проблемам пожилого возраста уделяется так много внимания?

Со старостью тесно связана возможная изоляция от окружающих. Старый человек теряет прежних друзей и не приобретает новых, нарушаются его контакты с внешним миром. В результате у него может развиться чувство неполноценности, ощущение одиночества.

Люди пожилого возраста чаще поддаются беспокойству и страху, легче впадают в депрессию. Среди недомоганий пожилого возраста, прежде всего, следует отметить уменьшение остроты зрения и слуха, быструю утомляемость, появление болей, снижение подвижности суставов. Этому способствует изменение общественного положения, связанное с пенсией, отдаление от близких и друзей или их потеря.

Возникающие вследствие всех этих причин депрессии вызывают снижение остроты ума и нарушения памяти.

Старение организма – сложный процесс, не исчерпывающийся однонаправленным ослаблением и разрушением тех или иных функций. Безусловно, что с годами снижаются защитные возможности организма, его «резервы сопротивления».

Следовательно, стареющий организм не просто, «тлея, затухает», а определённым образом приспосабливается к окружающей среде.

Однако так или иначе в старости наблюдается постепенная перестройка всей психической деятельности, и её интенсивность идёт на убыль. Всё больше и больше дают о себе знать различные сдвиги, наступающие с возрастом. Пожилые люди замечают изменения в своём внешнем облике и в личностном реагировании на окружающее, нарастающее снижение зрения и слуха, уменьшение физических сил. Естественно, что они не могут не проявлять повышенной чувствительности к происходящим в них переменам.

Наступающие в старости изменения в психической сфере у разных людей имеют много сходных черт. «Наиболее характерным проявлением психического старения следует считать развитие общих «нивелирующих» свойств, - пишет известный советский психиатр Э. Я. Штернбер. – В качестве таковых, например, можно назвать консерватизм стариков (т. е. нетерпимость, лежащая в основе типичного конфликта «отцы- дети»); отрицательное отношение к новому и переоценка прошлого, иногда в виде безучастности к настоящему и будущему при бегстве в прошлое; неприязненное брюзжание и ворчливое отношение к окружающим; стремление поучать, обидчивость и эгоцентризм; скупость и подозрительность; усиливающиеся самонаблюдения и вытекающие из этого тревожные ожидания».

У них уменьшается не только потребность, но и способность к контакту. В преклонном возрасте они редко заводят новые знакомств, в результате у них всё больше сужается круг социальных связей.

Нередко можно наблюдать сверхценное отношение людей позднего возраста к состоянию здоровья. Они постоянно «прислушиваются» к работе внутренних органов, остро переживают различные «болячки» и возрастые недуги и др.

5. Геронтология

Наука, занимающаяся изучением старения живых организмов, в том числе и человека, называется геронтологией (от греч. Gerontos – старик).

Каковы механизмы старения, с точки зрения геронтологов? Прежде всего, все современные гипотезы о молекулярно – генетических механизмах старения можно разделить на группы. Гипотезы первой группы рассматривают старение как запрограммированный процесс, закономерно развивающийся во времени, неизбежный итог хода биологических часов, определяющих программу индивидуального развития. Гипотезы второй группы рассматривают старение как итог нарушения, повреждения генетического аппарата в ходе жизнедеятельности организма.

Есть группа учёных, рассматривающих старение как итог нарушения иммунной системы.

Ещё одна группа геронтологов развивает теорию старения, которая носит название адаптационно – регуляторной. По этой теории в процессе старения происходит не только «угасание» организма, но параллельно развиваются и совершенствуются его приспособительные механизмы. Иначе говоря, в самом процессе старения заложены тенденции к увеличению сроков жизни.

Наметились три подхода к проблеме искусственного продления жизни. Первый – замедлить темп протекающего процесса старения; второй – заменить в организме нарушенный, «износившийся» блок, омолодив тем самым весь организм; третий – активизировать процессы антистарения.

Как замедлить темп старения? Русский учённый В. Н. Никитин и американец К. Маккей независимо друг от друга получили в экспериментах сходные данные. Оказалось, дозированное голодание, диета с ограниченным потреблением жиров и углеводов увеличивают продолжительность жизни животных почти в два раза! Известно также, что снижение средней температуры тела всего на 1-2 градуса обещает увеличение жизни на 10-20 лет. Дрозофила (плодовые мушки, жизнь которой при температуре окружающей среды 30 градусов длится 15 дней, при температуре 10 градусов живёт 177 дней.

В геронтологии принято деление всего периода позднего возраста на отдельные группы : пожилой возраст (его ещё называют инволюционным или предстарческим)- от 50 до 65 лет; старческий возраст – от 65 лет и выше.

Человек должен стремиться дожить до старости не ради того, чтобы «скрипеть» как можно дольше, и, выйдя на заслуженный отдых, наблюдать со стороны, как бурлит жизнь, а чтобы полноценно трудиться, без каких-либо скидок на возраст.

6. Как сохранить психическое здоровье

Беда большинства людей пожилого возраста в том, что у них скудеет арсенал психологической защиты : менее доступным становится спорт, сужается круг друзей, исчезает интерес к прежним увлечениям. Однако каждый должен постараться найти новые приятные ему занятия. Одни, например, с удовольствием проводят время с внуками; другие увлекаются рукоделием, поделками, столярными и прочими работами; третьи – чтением, музыкой, общественной работой, «малым туризмом» - прогулками в ближайшем пригороде или парке.

Итак, чем больше у человека способов психологической защиты, тем меньше вероятность нервного срыва. Однако, чтобы уберечь себя от невроза, очень важно, кроме того, познать себя как следует, иметь полное представление не только о своих достоинствах, но и о недостатках, и, если нужно, постараться переделать свой характер, выработать у себя новые черты.

Как сделать, чтобы прожить долго без нарушений нервно-психической сферы? Как сохранить в старости психическое здоровье?

Прежде всего нужно выработать в себе умение правильно реагировать на те или иные психотравмирующие воздействия. Чтобы личность могла успешно противостоять этим воздействиям. Чтобы она была устойчива по отношению к факторам, вызывающим, например, психическое напряжение, тревогу или беспокойство, она должна обладать целым рядом качеств.

Каждому из нас приходилось встречаться с двумя типами людей. Одни спустя непродолжительное время после какой-либо пережитой ими неприятности легко справляются с собой, подавляют в себе состояние беспокойства. У других же долго ещё остаётся тревога, плохое настроение, что не позволяет им правильно оценит окружающую обстановку.

Выдержка и самоконтроль будут устойчивыми, если они воспитывались в процессе всей жизни. Контроль за своим эмоциональным реагированием, способность объективно оценивать сложившиеся обстоятельства, умение извлекать урок из житейских неприятностей – всё это способствует тому, что человек становится не рабом своих эмоций, не рабом тех или иных обстоятельств, а настоящим хозяином своего положения.

7. Выход из кризиса

Конечно, всё это не сразу удаётся. Требуется настойчивое, длительное самовоспитание, которое должно продолжаться до самой старости. И следует обязательно убедить себя в том, что самовоспитание - необходимо, оно помогает укрепить психическое здоровье, а следовательно, продлевает жизнь.

Однако вернёмся к разговору о кризисной ситуации. Если всёже человек в ней оказался (да ещё в добавок речь идёт о старике, то что делать окружающим? Как вести себя по отношению к нему? Надо ли срочно «изымать» его из кризиса?

Целесообразно ли, например, отправить его в отпуск, оградив от всего, что может ухудшить состояние, или заставить его принимать лекарства?

Иногда нужно, но не всегда. Ведь уведя человека от реальной действительности, вы как бы учите его ходить на костылях вместо того, чтобы помочь самому удерживаться обеими ногами пусть пока на зыбкой почве. Такое отношение к нему может показаться жестоким. На самом деле это не так, ведь он нуждается в помощи, а не в «лазейке» для бегства от кризисной ситуации.

Стало быть, самое главное в этих случаях – умение терпеливо слушать, внимать, не перебивать. Ведь этот человек где-то в глубине души не хуже вас понимает неразумность своих высказываний и предложений. Он даже (бессознательно) ждёт от вас ответной агрессивности, чтобы навести новые удары – не вам, а своему воображаемому противнику. Выговорившись, выплеснув всё наружу, человек успокаивается. Происходит постепенная смена отрицательных эмоций положительными.

Никто, естественно, не станет возражать против такой простой истины: значительную роль в сохранении равновесия в нервной системе играют положительные эмоции, отрицательные же – оказывают противоположное действие. Связь между этими переживаниями и болезнью даёт возможность понять и высоко оценит мудрость старинного совета : «Хочешь быть здоровым – изгони из сердца все досады».

Однако можно ли полностью избежать отрицательных эмоций? Конечно, нет.

К сожалению, не всеми учитывается, что и к старости нервная система становится повышено ранимой. Поэтому люди пожилого возраста, как правило, трудно приспосабливаются к различным жизненным ситуациям, к изменению привычного стереотипа.

8. Внимание и забота

В сохранении психического здоровья людей пожилого возраста, в продлении их жизни огромную роль играет тот факт, насколько внимательно и заботливо относятся к ним окружающие. Постоянно делать всё возможное, чтобы в старости человек не чувствовал себя одиноким, оторванным от жизни, чтобы всегда встречал заботу, тепло, уважение, — вот одна из самых благородных задач, стоящих перед нашим обществом.

Что греха таить, мы подчас не учитываем важности этой задачи, забываем о насущнейшей потребности престарелых в уважении и в участии портим им, сами того не замечая, настроение и самочувствие.

Разве не верно то, что мы всё ещё порой оказываемся недостаточно внимательными к их мнениям и требованиям, не принимаем в расчёт их суждения, оценки, а в лучшем случае относимся к ним с обидным снисхождением? Такая тенденция на «отмахивание» от стариков приводит часто к искусственной изоляции их как бесполезных, никому не нужных, никчёмных людей.

Грубость, бестактность, нетерпимость, неспособность понять человека, с которым вы общаетесь, вникнуть в его переживания – эти черты характера должны полностью искореняться каждым человеком.

9. Молодость духа в пожилом возрасте

Правда, и в позднем возрасте найдётся немало людей, которых не очень устраивает общество своих сверстников. Они более комфортно чувствуют себя среди молодёжи. Общаясь с молодыми, разделяя их заботы, вникая в их проблемы, помогая им советом, они испытывают истинную радость. Многие из них тянутся к молодёжи не только потому, что чувствуют потребность отдачи, желание поделиться своим опытом, знаниями. Главное здесь в том, что они сами полны интереса к жизни. Кроме того, общаясь с молодыми, человек пенсионного возраста тем самым отодвигает от себя старость, уходит от болезней и всевозможных возрастных недугов.

10. Заключение

Тем не менее, ясно, что старость сопровождается определённым угасанием и не даром у многих ассоциируется с осенью. Сделать так, чтобы эта осень стала золотой, - посильная и вполне реальная задача.

Но и мы не меньше нуждаемся в пожилых людях, в их опыте, знаниях в их глубоком осмыслении жизни. Необходимо совместить обще интересы, создать пожилым людям всё возможное для творческой и деловой активности.

Нельзя забывать о высокой нравственной роли, которую играют пожилые люди в обществе. Они как бы подготавливают своих потомков к восприятию старости, подтверждая своей жизнью, что преклонный возраст имеет, кроме всего прочего, свои привлекательные стороны.

Старость – не закат жизни, а её необходимое продолжение, со всеми её событиями и деяниями, это подведение итогов трудовых и творческих достижений целого поколения, это жизнь во имя и на благо будущих поколений людей.

Что лучше: короткая, но яркая жизнь или длительное, но скучное существование? Пожалуй, предварительный ответ исследования могут дать. По всем признакам приоритетной целью третьего тысячелетия будет достижение столетнего рубежа активной, деятельной жизни.

Список литературы.

1. Л. В. Орловский «Жить человеку не меньше ста» изд. «Знание» Москва, 1963г. ;

2. З. Е. Плотникова «И прелести твоей секрет» «Профиздат», Москва, 1992г. ;

3. Р. Кристоль «Секреты молодости» ООО «Попури», «СЛК», Минск, 1995г. ;

4. Б. Т. Величковский, В. И. Кирпичёв, И. Т. Суравегина «Здоровье человека и окружающая среда», «Новая школа», Москва, 1997г. ;

5. Ю. Б. Тарнавский «Чтобы осень была золотой…» «Медицина», Москва, 1988г. ;

6. В. С. Мухина «Возрастная психология», изд. центр «Академия», 1997г.

Публикации по теме:

Исследование игровой деятельности в первой младшей группе. Первая часть Цель: исследование педагогических условий для развития игровых умений и игровой деятельности детей младшего возраста. Задачи: - изучить.

Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике»Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике» Дети - маленькие исследователи окружающего мира. Маленькие "Почему?", "Зачем?", "Что?", "Где?", "Когда?". Им всё интересно. Мы - педагоги.

Фотоотчёт «Месячник защиты старости в ДОУ»Фотоотчёт «Месячник защиты старости в ДОУ» Фотоотчёт «Месячник защиты старости в ДОУ» В нашем детском саду «Золотая рыбка» завершился месячник защиты пожилых людей. Это особое время,.

Исследование игровой деятельности в первой младшей группе. Заключительная часть Анализ результатов исследования. Исследование игровой деятельности позволяет сделать следующие выводы: 1. Игра, как ведущий вид деятельности.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группыКонспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группы Цель: учить детей опытным путем устанавливать свойство плавучести у некоторых предметов. Задачи: - формировать умение определять путем.

Мастер-класс «Лучший способ старения!»Мастер-класс «Лучший способ старения!» «Взрослеем» с увлечением! В жизни есть разные периоды: сначала мы о возрасте просто не думаем! Потом начинает доходить, что что-то упускаем,.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха»Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха» Цели: - развивать у детей любознательность и интерес к исследовательской деятельности; - исследование давления воздуха; - развивать.

Опыт «Исследование содержания железа в яблоках». Экспериментальная деятельность детейОпыт «Исследование содержания железа в яблоках». Экспериментальная деятельность детей Во время занятий по теме «Фрукты» старались донести до сознания ребят, что все фрукты не только вкусны, но и полезны. Особенно полезны.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование старения и старости в возрастной психологии
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 19:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД