Папки-передвижки

Исследовательская работа «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики»

Инна Кудрик
Исследовательская работа «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики»

Аннотация

к исследовательской работе

«Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики»

Автор: Кудрик Инна Михайловна

Публикация «Исследовательская работа „Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики“» размещена в разделах

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 11 «Белоснежка» города Тынды Амурской области

Россия, Амурская область, город Тында

Наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной деятельности показали, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласованно выполнять движения различными частями тела. У детей низкие результаты в челночном беге, прыжках на скакалке и мяче фитболе. А это именно те упражнения, в которых просматриваются координационные способности.

В этой связи актуальной становится проблема разработки методических рекомендаций для формирования координационных способностей детей дошкольного возраста в ДОУ.

Поэтому тема «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики» так актуальна.

Цель работы заключалась в раскрытии эффективного влияния фитбол-гимнастики на формирование координационных способностей детей дошкольного возраста.

Объект исследования : координационные способности.

Предмет исследования : Фитбол- гимнастика, как средство развития координационных способностей детей дошкольгого возраста.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы использования фитбол-гимнастики в развитии координационных способностей детей дошкольного возраста;

2. Совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки с изменением темпа, ритма их выполнения чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удерживая равновесие.

3. Обосновать эффективность использования фитболов в развитии координационных способностей дошкольников.

Гипотеза: предполагается, если в образовательной деятельности по физической культуре использовать упражнения с фитбол мячами, то уровень развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста значительно возрастет.

Методы исследования :

• Словесные.

• Наглядные

• Практические.

• Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

• Методы математико-статистической обработки материалов.

Вывод:

Гипотеза подтвердилась: использование фитбол-мячей способствует развитию координации детей дошкольного возраста.

Именно акцент на использование фитболов поможет в дальнейшем качественно повысить уровень координационных способностей детей.

Фитболы позволяют максимально индивидуализировать физкультурно-оздоровительный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки, как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости (воображаемая вертикальная поверхность).

Дети, занимающиеся фитбол0гимнастикой способны :

• сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений;

• умеют точно воспроизводить заданный ритм;

способны в нужный момент расслаблять и напрягать определенные мышцы;

• сохраняют пространственную ориентацию и функции равновесия;

• смелые, уверенные в своих силах и нацелены на успех.

Оглавление

Введение

Введение

Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7 лет. Поэтому, работу по их формированию следует проводить именно в этот период. Как известно, работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для педагога, так как требует особой сосредоточенности, концентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной форме.

Исходя из этого, определила педагогическую проблему: Как привлечь детей к дополнительной активности? Какие эффективные методы выбрать? Различные формы проведения занятий с использованием новых современных методик, нового оборудования - важнейшее условие оздоровительной работы с дошкольниками. Поэтому, данная проблема побудила меня к поиску новых инновационных технологий - внедрению в ДОУ фитбол-гимнастики.

Фитбол-гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. А усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием и выполняют упражнения более качественно. Фитболы считаются нетрадиционным оборудованием в детском саду, но вместе с этим обеспечивают хороший оздоровительный –профилактический эффект.

Глава 1. Структура исследования

Объект исследования : координационные способности.

Предметом исследования – фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Использование фитбол мячей, качественно повысит уровень координационных способностей.

Цель исследования заключалась в раскрытии эффективного влияния фитбол-гимнастики на формирование координационных способностей детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы использования фитбол-гимнастики в развитии координационных способностей детей дошкольного возраста;

2. Совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки с изменением темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удерживая равновесие.

3. Обосновать эффективность использования фитболов в развитии координационных способностей дошкольников.

Для решения поставленных задач использовала комплекс методов:

• Словесные - объяснения, указания, похвала, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов пропевание песен).

• Наглядные - показ, имитация, участие инструктора в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.

• Практические - упражнения, конкретные задания, игровые приемы применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать и т. д.). Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объёма содействуют развитию умения распределять движения в пространстве.

• Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

• Методы математико-статистической обработки материалов.

Работа по решению поставленных задач проводилась с учетом следующих принципов:

Принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложение усилий для овладения новыми движениями.

Принцип сознательности и активности детей – сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям, увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу.

Принцип систематичности и последовательности (требует постоянного повторения изученного материала, с рассматриванием его с новых позиций, увязыванием со своим личным опытом, с личными наблюдениями);

Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка, требует гибкости в подборе двигательных заданий);

Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);

Принцип наглядности (выражает необходимость формирования у воспитанников представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений);

Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей («принцип комплексности»);

Здоровьесберегающий принцип (предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении - от разработки планов, программ, до проверки их выполнения, включая проведение организованной-образовательной деятельности, работу с родителями и др. должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье воспитанников).

В своей деятельности опиралась на такие формы работы, как беседы, использование художественного слова, подвижные игры, просмотр презентаций, утреннюю гимнастику, физкультминутки, динамический час, закаливающие процедуры, занятия по физической культуре, занятия в бассейне, прогулки, игры, эстафеты, спортивные развлечения, физкультурные досуги, физкультурные праздники, и т. д.

Определила необходимость поиска эффективных средств организации занятий. Основным средством воспитания координационных способностей являлись физические упражнения с фитбол-мячами повышенной координационной сложности, которые содержали элементы новизны:

Гимнастические упражнения с фитбол-мячами (строевые, общеразвивающие и др.);

• Танцевальные упражнения с мячом или вокруг него (элементы ритмики);

• Корригирующие упражнения с мячиками (упражнения направленные на профилактику плоскостопия, нарушения осанки);

• Подвижные игры и эстафеты с фитболами;

Практическая значимость Во время проведения исследования мною разрабатываются методические рекомендации «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста, посредством фитбол-гимнастики» которые могут быть использованы в практической деятельности воспитателями и инструкторами по физической культуре для повышения уровня физических качеств у дошкольников.

Ожидаемый результат: Повышение двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста за счет внедрения в процесс мяча фитбола. Улучшение ориентировки, координации в пространстве у дошкольников. Обогащение предметно-развивающей среды. Вовлечение родителей в совместную двигательную деятельность с детьми. Использование упражнений с фитболами в свободной деятельности.

Научная новизна исследования заключалась в определении целесообразного объёма специальных способов, упражнений, методов и приёмов, применяемых в развитии координационных способностей старших дошкольников.

Глава 2. Практическое исследование проблемы

Исследование проводилось на базе МДОБУ ДС №11 г. Тынды.

Для реализации данного исследования был разработан план мероприятий, который состоял из трё х этапов:

1 Организационный этап (сентябрь – октябрь 2016 года);

2 Основной этап (ноябрь2016 – декабрь 2018);

3 Заключительный этап (январь-февраль 2019 учебный год).

На первом этапе (организационном) был проведен отбор детей в кружок фитбол-гимнастики, определен уровень двигательных способностей детей на основе диагностических материалов для определения уровня физической подготовленности.

Диагностическое обследование 2016 год

Уровень Координация Ориентировка в пространстве Быстрота Выносливость Ловкость

высокий 3% 4% 6% 8% 12%

средний 47% 51% 70% 80% 73%

низкий 50% 45% 24% 12% 15%

Результаты проведенной диагностики подтвердили, что у многих детей низкий уровень двигательных способностей. Не все дети могут ориентироваться в пространстве, слабо развиты координация и равновесие Не все имеют хорошую быстроту, выносливость и ловкость.

В связи с этим, на первом (подготовительном) этапе была изучена

научно-педагогическая литература, таких авторов, как Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина «Фитбол-гимнастика в детском саду», А. А. Потапчук «Двигательный игротренинг для дошкольников», Т. С. Яковлева «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду», Т. А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста».

Для исследования мною были взяты две группы детей. Одна группа являлась контрольной (13 человек) – это дети, которые не посещали дополнительные занятия по фитбол-гимнастике. Вторая группа – экспериментальная (12 человек). Данные дети (в рамках дополнительной услуги – кружок «Фитбол-гимнастика) занималась 2 раза в неделю, кроме основных занятий по физической культуре.

Составила рабочую программу «Фитбол-гимнастика».

На втором этапе – организационном, в рамках программы «Фитбол-гимнастика» начала проводить с детьми дополнительные занятия по кружку.

Определив, что основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения, я разработала комплексы упражнений на мяче-фитболе.

Гимнастические упражнения с фитбол-мячами :

• строевые – ходьба и бег с фитболом в руках по различным разметкам и линиям. Ведение и отбивание мяча-фитбола, прокатывание в разных направлениях.

общеразвивающие упражнения : Изменяю способы выполнения действий, меняю исходные положения,усложняю привычные действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши,поворотом кругом сидя на мяче-фитболе. Комбинирую двигательные действия (полоса препятствия).

• Танцевальные упражнения с мячом или вокруг него, развивая чувство ритма я использую танцевальные шаги вокруг мяча-фитбола, с отбиванием по его поверхности ритмической мелодии,сидя на мяче-фитболе выполнять движения на развитие координации (руки вверх, в стороны, вперед и поочередно меняя положение).Выполнять повороты сидя на мяче с мячом в руках, прокатывать мячик вперед и вокруг фитбола, держа мячик за спиной,выполнять наклоны туловищем влево вправо, вперед,назад.

• Корригирующие упражнения, упражнения направленные на развитие координации и равновесия (отжимания на мяче-фитболе, прокатывание мяча в прямом направлени, лежа на животе, сидя на мяче выполняем круговые вращения туловищем, лежа на мяче фитболе с упором рук на пол,поднимание ног вверх, упражнение «стрела»)

• Подвижные игры и эстафеты с фитболами. Для развития координации и как следствие способность ориентироваться в пространстве я применяю подвижные игры на мячах фитболах : «Найди себе пару», «Быстро в круг», «Раз, два, три, четыре пять мы построились опять!», «Воевода», «Кавалеристы», «Пробеги по бревну», «Кто быстрее прокатит фитбол по скамейке», «Ловишка на мяче».

Результатом этой деятельности стали выступления детей на родительских собраниях. Было показано выступление детей на мячах-фитболах во время Управляющего совета для родителей, а также на общем собрании для родителей детского сада. Уже стало традицией выступление детей в конце учебного года.

В рамках данной исследовательской работы с педагогами провела: мастер-класс «Двигательный игротренинг для дошкольников с использованием мяча фитбола».

На городском Ресурсном центре «Дополнительное образование» заслушан опыт работы «Фитбол-мячи и их значение», на заседании методического объединения «Бодрость» была представлена программа «Фитбол-гимнастика». Участвовала в городском конкурсе для педагогов «ФГОС: форма, глубина, опыт созидание», заняла второе место.

Считаю, что положительного результата можно добиться с помощью родителей. Сделать их союзниками. Было проведено анкетирование по теме «Двигательная активность в вашей семье», которое показало, что дома дети проводят в статическом положении.

Для родителей мною был подготовлен и распространен по группам консультационный материал: «Гимнастика бывает разной», «Мой веселый и полезный мяч».

Изготовлены для родителей буклеты, памятки, папки-передвижки.

Также приняла участие в групповых родительских собраниях на тему «Развитие координации и равновесия вашего ребенка», был показан видео ролик «Фитбол-гимнастика, как средство оздоровления детей». После показа были бурные обсуждения, родители с удовольствием выполняли предложенные задания на мяче. В результате: родители приобрели в семью Фитбол-мяч.

Дети с родителями активно принимали участие в различных мероприятиях: «Папа-мама я дружная семья», «Форд-Боярд», «Наши мамы лучше всех», уже стало традицией - перед соревнованиями родители вместе с детьми выполняют упражнения на мячах-фитболах. В летний период очень зажигательно мы проводим флешмоб с родителями, тоже с мячом-фитболом.

В период исследования мною были разработаны :

• программа дополнительного образования по Фитбол-гимнастике;

• картотека подвижных игр с использованием мяча фитбола на развитие координации.

На третьем заключительном этапе были подведены итоги проделанной работы. Для оценки уровня развития координационных способностей я использовала наблюдение и диагностические тесты, предложенные М. А. Руновой.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей :

1. Челночный бег 3 раза по 10 м. (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки)

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей)

3. Подбрасывание мяча и ловля мяча (тест на ловкость и координацию)

4. Отбивание мяча от пола (тестируется скорость реакции)

5. Прыжки через скакалку (тестируется выносливость)

Уровни координационных способностей

за 2016 - 2019 год

Полученные данные свидетельствуют о динамике развития детей :

Уровни 2016 - 2017 2017- 2018 2018 - 2019

Контрольная гр Экспериментальная гр Контрольная гр Экспериментальная гр Контрольная гр Экспериментальная гр

Высокий 8 % 33 % 16 % 50 % 31 % 69 %

Средний 61 % 50 % 61 % 50 % 69 % 31 %

Низкий 31 % 17 % 23 % 0 0 0

Сравнительные результаты исследования показали, что работа по формированию координационных способностей у детей, занимающихся фитбол -гимнастикой, значительно выше, чем у детей контрольной группы.

Диаграмма

уровня координационных способностей

детей контрольной группы за 2016-2019 год

Диаграмма

уровня координационных способностей

детей экспериментальной группы за 2016-2019 год

По данным диагностики, проводимой с 2016 – 2019 г. уровень координационных способностей детей постепенно растёт.

Гипотеза подтвердилась: использование фитбол-мячей способствует развитию координации детей дошкольного возраста.

Именно акцент на использование фитболов поможет в дальнейшем качественно повысить уровень координационных способностей детей. Фитболы позволяют максимально индивидуализировать физкультурно-оздоровительный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки, как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости (воображаемая вертикальная плоскость).

Дети, занимающиеся фитбол-гимнастикой способны :

• сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений;

• умеют точно воспроизводить заданный ритм;

способны в нужный момент расслаблять и напрягать определённые мышцы;

• сохраняют пространственную ориентацию и функции равновесия;

• смелые, уверенные в своих силах и нацелены на успех.

В перспективе я планирую продолжить работу по своей системе, адаптировав её на детей с особенностями в развитиии. Так как эти дети в силу своих особенностей особо нуждаются в целенаправленной работе по развитию координационных способностей.

Список использованной литературы.

1. Верхозина Л. Г. Гимнастика для детей 5 – 7 лет. – Издательство Учитель, 2013,126с.

2. Кантан В. В. Раннее физическое развитие ребёнка. СПб. : КОРОНАпринт, 2001,272с.

3. Карпенко Л. А. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике. – Советский спорт, 2014, 264с.

4. Кудрявцев В. Т. Педагогика оздоровления. – Лика – Пресс, 2000, 296с.

5. Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. М. : Сфера, 2009,176с.

6. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М. : ТЦ Сфера, 2005,167с.

7. Яковлева Т. С. Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. М. : Школьная пресса,2007,136с.

8. Рунова М. А. Движение день за днем. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-96 с.

9. Программа «Здоровье». Под ред. В. Г. Ашшовская, 1993.

10. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей. -М. : ВЛАДОС

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Круглый стол» «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством.

Развитие координационных способностей у дошкольников посредством степ-аэробики «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СТЕП-АЭРОБИКИ» Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения.

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности 1СЛАЙД: ТИТ. ЛИСТ 2 СЛАЙД: высказывание В. А. Сухомлинского 3СЛАЙД: ЦЕЛЬЮ ДАННОГО ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ: *Изучить процесс развития творческих.

Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра Актуальность темы Театр кукол – наиболее распространенная форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии «Истоки творческих способностей и дарований ребёнка на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Развитие координационных способностей детей при занятиях спортивно-прикладным фехтованием Отличительной особенностью современной системы образования является расширение спектра образовательных услуг, наряду с традиционными, появился.

Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник лепки» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники лепки. «Истоки способностей и дарования.

Система работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста Введение Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 07:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Кудрик (УИ 1794757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД