Папки-передвижки

Система работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мостова Наталья
Система работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Введение

Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное развитие координационных способностей должно начинаться именно в этом возрасте. Только в этом случае можно обеспечить необходимую общую физическую подготовленность ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта показал, что литературы по данному вопросу недостаточно, материал разрознен, не систематизирован и в небольшом объёме.

Публикация «Система работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Понятием координационные способности начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве "ловкость". В настоящее время термины "ловкость" и "координационные способности" не отождествляют, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий. В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей. Координационные способности — вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий. По мнению В. И. Ляха, координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Это определение соответствует пониманию природы координации и ловкости, имеющемуся в трудах Н. А. Бернштейна и согласуется с содержанием, обычно вкладываемым в определения, данные другими авторами. Методист физического воспитания Ю. В. Верхошанский считает, что координация — это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека. И. И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели. Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

Актуальность темы

В современное время в связи с активной реформой системы дошкольного образования и возможности самостоятельного и альтернативного подхода к выбору содержания педагогического процесса, от педагога требуется творческий выбор форм и методов обучения в соответствии с достижениями педагогической науки, поэтому очень важно максимально оптимизировать образовательный процесс.

Отмечено, что в содержании физкультурных занятий в дошкольных учреждениях часто наблюдается однообразие, отсутствие интереса у детей к занятиям физическими упражнениями, усредненный подход к физкультурному процессу, отсутствие стимулов к развитию физических способностей. И недостатком физкультурных занятий в дошкольных учреждениях является то, что они мало ориентированы на развитие координационных способностей у дошкольников. (О. Долгорукова,2005).

Именно старший дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для развития координационных способностей, поэтому, помимо физических качеств, в дошкольном возрасте не менее важно их совершенствование. По мнению таких исследователей, как А. А. Гужаловский (1986, В. И. Лях (1989, Б. А. Ашмарин (1990, именно в этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых зачастую не удаётся восполнить в более позднем возрасте. Такие авторы как, В. И. Лях (1996, Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. (2007, отмечают тенденции недостаточного развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, которые они рассматривают как ведущую функцию моторного развития. В результате дети менее успешно справляются с программным материалом, двигательными задачами, не могут быстро и качественно выполнить технику упражнений, и как следствие – имеют недостаточный уровень развития физической подготовленности.

Отсюда, актуальность проблемы сводится к приобретению как можно более обширного двигательного опыта в старшем дошкольном возрасте, включающего большое количество движений для различных частей тела и имеющих различную пространственно-временную и динамическую структуру.

В соответствии с этим необходим поиск различных инновационных технологии, способствующих решению этих задач, к которым может относиться степ-аэробика.

Большой потенциал комплексного развития координационных способностей заложен в занятиях с включением упражнений степ – аэробики.

Степ-аэробика – вид аэробики с использованием специальной степ-платформы, которая позволяет выполнять базовые движения в комплексе с шагами и подскоками на нее и через нее в различных направлениях. В процессе занятий степ - аэробикой по мнению автора И. Кузиной (2008) улучшаются показатели сердечно - сосудистой и дыхательной системы, выносливости, скоростных качеств, формируется правильная осанка, тренируется функция равновесия, развивается координация движений. Движения обязательно проводятся под музыку, которая способствует повышению эмоционального состояния детей, организует движения и делает занятия особо привлекательными.

Как было отмечено выше - недостаточно методического материала, системы работы по стэп-аэробике, но сама тема актуальна и очень интересна. Я решила, сделать акцент в своей работе именно на этом виде деятельности. В связи с этим, была разработана Программа дополнительного образования "Волшебные ступеньки" в подготовительной группе к школе по физкультурно-оздоровительному направлению (см. методическую копилку). Изготовлено спортивное оборудование (степ-платформы) своими руками.

Цель программы: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма через развитие координационных способностей.

Задачи:

- формировать устойчивое равновесие и правильную осанку у детей;

- формировать умение ритмично согласованно выполнять простые движения;

- развивать координацию движений;

- развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость;

- воспитывать морально-волевые качества: уверенность, выдержку, сосредоточенность, внимание;

- воспитывать интерес к физическим упражнениям и желание заниматься физкультурой.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, что позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что применение разработанной методики повысит уровень координационных способностей у старших дошкольников, а именно: динамическое равновесие, ритм, ориентировку в пространстве, а также музыкально-ритмические способности. У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повысятся адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности.

Особенности методики проведения занятий оздоровительной

степ - аэробикой

Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. На первом занятии детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые дошкольниками. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.

Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Это положение можно выделить в качестве основного принципа оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями.

Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

1. Метод сходства

При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений. Это может быть комплекс из упражнений, где преобладает движение вперед и назад. Такой комплекс может состоять из двух и более упражнений. В зависимости от уровня подготовки детей переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым. Количество повторений каждого упражнения планируется с учетом его длительности (2, 4, 8 счетов) и координационной сложности. Главное - переход должен осуществляться в соответствии с "музыкальным квадратом".

Например:

1."Птички на ветке"- сидение на корточках на степе.

2."Флюгер на крыше" - кружение в обе стороны на степе. Одна рука отведена в сторону.

3."Самолет" - стоя на степе, ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки – крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево.

4."Пингвины" - спрыгивание, запрыгивание на степ.

5."Кран" - стоя на степе ноги на ширине плеч, руки к плечам, выдвинуты вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прикоснуться коленом к левому локтю, вернуться в и. п. то же – левой ногой.

6."Аист на крыше"- стойка на одной ноге с открытыми глазами.

7."Стойкий оловянный солдатик"- стойка на степе на одной ноге, вторая согнута в колене, отведена назад.

8."Стоп - кадр" - имитация фотографических изображений (варианты).

9. "Великан" - стоя на носочках на степе, потянуть руки вверх.

10. "Стрекоза" - стоя на степе на носках, руки на поясе, локти назад.

2. Метод усложнения

Упражнения подбираются в соответствии с определенной логической последовательностью, когда учитывается доступность этих упражнений. Постепенно происходит усложнение упражнений за счет новых деталей.

Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет следующих приемов:

• изменение темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета, а затем на каждый);

• добавление новых движений в ранее изученные комбинации (например, скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед);

• изменять технику выполнения движения (например, выполнение подъема колена сочетать с прыжком);

• изменение направления движения (какой-то одной части тела или перемещения в пространстве);

• изменение амплитуды движения;

• дробление и разучивание упражнения по частям, и последующим объединением.

С помощью этих приемов переход от простых упражнений к сложным не составит труда для детей.

3. Метод повторений

4. Метод музыкальной интерпретации

Этот метод широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. Здесь можно выделить два подхода. Первый - это конструирование конкретного упражнения, второй - вариации движений в зависимости от содержания музыки.

Первый подход основан на составлении упражнения с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков музыки. Можно назвать этот метод конструированием упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Так, например, самым удобным музыкальным размером для выполнения большинства упражнений является размер 2/4 или 4/4.

Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой. Чаще всего в аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов.

Определяя количество повторений упражнения, следует учитывать, что переход на новое движение должен осуществляться в соответствии с "музыкальным квадратом". Например, упражнение, составленное на 4 счета, нужно повторить 8 (16) раз. Тогда окончание движения совпадёт с относительно законченным музыкальным фрагментом - музыкальным предложением или музыкальным периодом. Сильные и слабые доли такта могут акцентироваться определенными движениями (хлопками, прыжками, притопами и т. п.).

Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации. В соответствие с музыкой подобранные упражнения компонуются. Если есть припев, то во время него можно выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, а можно аналогичные, но с небольшим изменением ритма, движений рук, изменение амплитуды движений.

"Вместе весело шагать"

музыкальная композиция на степ – платформе

Вступление. Построение в колонну, ходьба на месте.

Припев. Ходьба, останавливаются каждый у своего степа, ходьба на месте.

1 куплет

1 фраза – правая нога на степ, выпад вперед левая на носок на полу. Руки в стороны. И. п.

2 фраза – левая нога на степ, выпад вперед, правая нога на носок, на полу. Руки в стороны. И. п.

3 фраза – правая нога на степ левая согнута, колено выносится вперед, руки "полочкой". И. п., то же с левой ноги.

4 фраза – наскок на степ правой ногой, левая отведена в сторону на носок. Руки на правом колене. И. п., то же с левой ногой.

Припев - ходьба вокруг степов с хлопками над головой.

2 куплет

1 фраза – правая нога на пятку на степ, наклон к правой ноге, выпрямиться, руки над головой. Легкие наклона в стороны.

2 фраза – Левая нога на пятку на степ, наклон к левой ноге, выпрямиться, руки над головой, легкие наклоны в стороны.

3,4 фразы – повторяются, как в 1 куплете.

Припев – руки на поясе. Правая нога – поочередно пятка – носок на степ.

то же с левой ноги

3 куплет

1 фраза – правая нога на степ, левая нога в сторону. Руки через стороны вверх, хлопок. И. п.

2 фраза – левая нога на степ, правая нога в сторону. Руки через стороны верх, хлопок. И. п.

3,4 фразы – повторяются, как в 1 куплете.

Проигрыш – шаги вверх – вниз на степ.

Припев – степ между стоп. Правая нога на степ, левая нога мах вперед. Левая нога на степ, правая нога – мах вперед. Закончить танец, стоя на степе.

5. Метод блоков

Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовки детей и сложности движений каждое из подобранных для "блока" упражнений может повторяться несколько раз, а затем переходят к следующему упражнению.

Соединение упражнений в блок без повторений одних и тех же движений является более сложным. Обычно в блок входит четное количество упражнений. Порядок упражнений в блоке можно варьировать. Можно также изменять ритм или способ выполнения отдельных упражнений и всего блока. Каждое упражнение повторяется многократно, поэтому применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения.

6. "Калифорнийский стиль"

Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения, и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлении (с поворотами, по "квадрату", по кругу, по диагонали). Каждому упражнению инструктор должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т. д. Все упражнения должны быть согласованы с музыкой.

Чем больше упражнений и приемов есть в арсенале инструктора, тем качественнее его работа. При подготовке к тренировке он должен заранее планировать физическую нагрузку, и, кроме того, корректировать её во время занятия. Инструктор также обязан видеть всех занимающихся, чтобы замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки. Он должен уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Это могут быть такие признаки, как: повышенная частота сердечных сокращений, учащенное дыхание, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При появлении таких признаков необходимо внести изменения в нагрузку. Можно снизить или увеличить темп движений, уменьшить или увеличить амплитуду движений, перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.

Основные направления работы с детьми по развитию двигательной активности (в рамках степ – аэробики)

Я хочу выделить 3 направления работы с детьми:

1. Использование упражнений на занятии. Я стараюсь подбирать специально физические упражнения, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного характера, такие упражнения благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка.

2. Музыкально игровые комплексы степ – аэробики. Каждый комплекс я направляю на обучение детей разным видам движений, закрепление полученных навыков, развитие физических и нравственно-волевых качеств ребенка.

Максимальную эффективность реализации комплексов в течение учебного года я обеспечиваю, если работаю с учетом принципов систематичности, наглядности, доступности и индивидуального подхода, а также постепенного повышения требований к условию детьми программного материала.

Музыкальные комплексы со степ – платформами оказывают мне неоценимую помощь в развитии разных групп мышц и укреплении мышечного тонуса. В процессе использования всех форм физического воспитания мною создаются вариативные условия для выполнения физическими упражнениями. При этом дети проявляют ловкость, быстроту реакции, выносливость.

Предлагаемые мною музыкальные игровые комплексы могут изменяться и варьироваться от того, где они проводятся, а также от вида занятий по физической культуре.

Структура комплекса определяется постановленными мною задачами и особенностями организма ребёнка. Во время выполнения упражнений происходят значительные изменения: увеличивается работоспособность дошкольника, улучшается работа всех органов и систем организма, вырабатывается определенный ритм деятельности, укрепляется мышечный тонус, развивается выносливость, повышается эмоциональное состояние.

Во время музыкально игровых комплексов дети познают окружающую действительность, получают при этом "мышечную радость"

3. Самостоятельное использование элементов степ – аэробики детьми в свободной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При самостоятельной деятельности я забочусь о создании физкультурно – игровой среды, где дети могут пользоваться разными пособиями в том числе и степами. Дети также используют элементы степ – аэробики на прогулке, где самостоятельно организовывают игровую деятельность.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов Программы

Мониторинг детского развития проводился в контрольной и экспериментальной группах два раза в год (сентябрь, апрель).

Мониторинг осуществлялся через отслеживание результатов освоения программы.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка на занятиях по физической культуре и внесения результатов в диагностические карты (см. методическую копилку)

Вывод

Считаю, что в ходе проделанной мной работы были достигнуты цель и задачи. В процессе развития двигательной деятельности дети познали себя, свое тело, а также изучили перемещения в пространственно – временной среде. Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления трудностей, а также появился стимул для выполнения предлагаемых комплексов упражнений. Дети старшего дошкольного возраста готовы выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростные и скоростно – силовые качества. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств происходит качественное преобразование моторной сферы детей.

Проанализировав свою работу по данной проблеме, наметила перспективу на будущее:

1. Для более успешной работы с детьми в степ – аэробике, необходимо создавать интерес к ритмике.

2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данному вопросу, перенимать опыт других руководителей физического воспитания и внедрять в свою педагогическую практику.

3. Учить детей придумывать разные по форме музыкально - игровые комплексы, делая их более интересными.

4. Обогащать мимику детей, применяя визуальные команды, обозначающие направления движений, количество повторений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для вузов / Б. А. Ашмарин. – М. «Баласс», 1999. – 345 с.

2. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн; под ред. В. П. Зинченко. — 2-е изд. М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 688 с. — (Серия «Психологи России»).

3. Бовинова Г. В. Степ – аэробика как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста: г. Белгород, 2012 [Электронный ресурс]: http://dou6.bel31.ru/file/oput_bovinova.pdf

3. Гужаловский А. А. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для тех. физ. культ. / А. А. Гужаловский. – М. «Просвещение», 1999. – 186 с.

4. Долгорукова О. Фитнес-аэробика // Обруч. - 2005. - №6. - с. 42-45.

5. Кузина И. Степ-аэробика – не просто мода //Обруч. – 2005.- №1. -с. 40

6. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование. 2008. - №5.

7. Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика. Теория и методика. Федерация аэробики России,2002

8. Лисицкая Т. С., Степ-аэробика//Газета «Спорт в школе» № 13/2009

9. Лях В. И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н. А. Бернштейна //Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 11. - с. 20-25.

10. Машукова Ю. М. Степ-гимнастика в детском саду //Инструктор по физкультуре, - 2009. - №4. - с. 98.

11. Раскова Г. В. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми // Справочник старшего воспитателя, - 2009. - №7. - с. 47

12. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие/ Э. Я. Степаненкова. – М. «Просвещение», 2005. – 255 с.

13. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М: ТЦ Сфера. - 2005. - 176с.

14. Теория и методика физической культуры : учебник под ред. Ю. Ф. Курамшина. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2010 .

15. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Лечебно-профилактический танец «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-384с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Система работы по выявлению музыкальных способностей детей В книге Б. М. Теплова предложена концепция музыкальности, где музыкальность предстает как комплекс способностей. Обратимся к этой структуре.

Конспект занятия по развитию креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Умею ли я?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 142» г. Дзержинск, Нижегородская область Конспект образовательной.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Школьный урок» Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе. Задачи: Развивать произвольное внимание, память, мелкую.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста по сказке «Маша и медведь» Программное содержание: Развитие слухового и зрительного восприятия, развития целенаправленного внимания и наблюдательности, развития слуховой.

Организация образовательного процесса по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Современное российское общество вышло сегодня на тот рубеж развития, на котором ясно осознается потребность в таких качествах личности,.

Открытый просмотр по развитию интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Я умею» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 82 ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР по развитию.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается.

Система работы по развитию одаренности детей дошкольного возраста Развитие ранней одаренности детей – залог успешного развития общества. Одним из самых интересных и загадочных явлений природы является.

Система работы по выявлению и развитию способностей детей Цель: выявление и развитие способностей воспитанников. Планируемые результаты: создание базы данных детей с разными способностями;.

Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы. В последние годы в системе дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 22:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД