МААМ-картинки

Исследовательская работа «Словом можно полки за собой повести»

Елена Шушпанова
Исследовательская работа «Словом можно полки за собой повести»

Исследовательская работа

"Словом можно полки за собой повести" ("Театральное искусство в годы войны")

Оглавление

I. Введение. Цель и задачи исследовательской работы. стр. 2 - 5

II.Теоретическая часть.

Глава I. Искусство в годы Великой Отечественной войны. стр. 6-12

1.1. Мы живы, пока память о вас жива. стр. 6

1.2. Театральное искусство в годы Великой Отечественной войны. стр. 7- 9

1.3. Театры Мордовии в военное лихолетье. стр. 9 -12

III. Практическая часть. стр. 12- 13

Публикация «Исследовательская работа „Словом можно полки за собой повести“» размещена в разделах

3.1. Участие во внеурочной деятельности.

3.2 Анкетирование

III. Заключение. Роль театра в Великой Победе …. стр. 14 – 15

IV. Список используемых источников информации… стр. 16

Введение

Театр - и зрелище, и школа для народа,

Будить сердца людей - вот в чём его природа!

На путь неправедный он не даёт свернуть

Он к свету нас ведёт, открыв нам правый путь.

Г. Тукай

То, что создали в годы войны советские артисты, музыканты, писатели – это подвиг. Подвиг во имя Родины, во имя победы над врагом, во имя жизни.

Д. Лихачёв.

9 мая 2020 года наша страна будет отмечать 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Темы, касающиеся этого трагического события, сейчас актуальны как никогда. Чем дальше уходят от нас события тех страшных лет, тем ценнее становятся произведения искусства - свидетельства нашей истории. Именно они являются мостиком, который связывает разные поколения, позволяет окунуться в то суровое, страшное, героическое время и понять: чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, что поддерживало людей и давало им возможность выстоять и победить, где они черпали силы.

Я заинтересовалась этим вопросом и решила исследовать его подробно. Известное выражение гласит: «Когда говорят пушки – музы молчат». Так ли это? Великая Отечественная война заставила усомниться в правильности этого высказывания. Только ли с помощью пушек и снарядов можно бороться с врагом?

В годы Великой Отечественной войны борьба за независимость Родины

стала главным содержанием жизни людей. Эта борьба требовала напряжение физических и духовных сил. Именно мобилизация духовных сил нашего народа стала главной задачей советского искусства. Одержать победу над фашизмом в советском союзе помогали не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В сохранении этого боевого духа важную роль играло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть важным для людей.

В своей работе я хочу рассказать, как искусство помогало бороться с фашистской Германией.

Актуальность:

ХХ век стал для всего мира, в частности для России, веком масштабных изменений, крупных открытий и великих достижений.

Также он стал веком великих трагедий, самой страшной из которых явилась Вторая Мировая война, для России ставшая Великой Отечественной. Никогда еще театр военных действий и театр игровой не соприкасались так плотно, как в середине ХХ века, во время войны 1941-1945 годов.

Тема этой страшной войны актуальна и незабываема для русского народа. Многое повидали и пережили за эту войну и фронтовые артисты. Хотелось бы в канун юбилея Победы вспомнить о деятелях культуры, которые в эти страшные годы, работая во фронтовых бригадах, наравне с солдатами и офицерами приближали нашу Победу.

Проблема заключается в том, что нынешнее поколение мало знает о войне. А ведь сегодняшним мирным небом над головой мы обязаны нашим ветеранам. Помнить и чтить - вот малая часть того, что мы можем сделать для них.

Не так уж часто задумываемся мы о том, что и во время войны люди оставались, прежде всего, такими же людьми, какими были и до трагического дня 22 июня 1941 года: жаждущими веселья, развлечений и хотя бы маленьких культурных радостей. Именно эту функцию – доносить до воинов, борющихся за человеческую жизнь, частичку этой самой жизни, - взяли на себя театральные деятели сороковых годов, организовав фронтовые театры, бригады. Они выезжали, проглатывая страх, в самые горячие точки и несмотря ни на что развлекали солдат. Однако до сих пор не так много трудов, которые посвящены фронтовым театральным коллективам.

Искусство и война - понятия, казалось бы, несовместимые. Искусство – понятие исключительно мирное, цель которого – созидание. А война по определению призвана разрушать, нести смерть. Как же они могут сосуществовать? Какова роль искусства в военное время? Да и нужно ли оно, когда страна переживает страшные времена? Но если произведения создавались, значит, они были нужны? А может, искусство – это тоже оружие? И словом можно повести за собой полки? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Объект исследования. Театр, его создание и назначение

Предмет исследования. Театральное искусство во время Великой Отечественной войны.

Цель работы : изучение деятельности творческих коллективов российских и мордовских театров, сформированных во фронтовые бригады, в годы Великой Отечественной войны;

показать ценность и первостепенное значение произведений искусства (в частности театра) военного времени в становлении и развитии патриотической личности.

Гипотеза.

Можно предположить, что искусство (театр, литература, кинематограф, музыка, плакатное искусство, живопись) положительно повлияло на исход Великой Отечественной войны. Если я изучу данную проблему, то смогу дать ответ на этот вопрос.

В процессе работы над темой мне пришлось изучить много разного материала. Это книги, материал сети Интернета, работы других учащихся. В общем, все, что я читала, видела и слышала, я постаралась включить в свою работу.

Задачи:

1. Развитие интереса к изучению истории Великой Отечественной войны.

2. Найти информацию о театральной деятельности в военные годы: о вкладе

актёров театра в приближении победы; деятельности фронтовых бригад российских и мордовских театров, изучив документальные источники прошлых лет и настоящего времени. Систематизировать собранную информацию.

3. На основе собранной информации написать исследовательскую работу.

6. Формирование представления о необходимости чтить и помнить участников войны, воспитание чувства уважения и благодарности к ним

7. Учиться сценическому искусству на кружковых занятиях и на уроках литературы.

8. Познакомиться с художественными произведениями о Великой Отечественной Войне, с театральными постановками.

Методы исследования : Получение информации о войне из дополнительной литературы и сети Интернет. Обобщение полученных данных. Работа с библиотечными источниками.

Значимость и ценность полученных результатов заключается в сохранении памяти о военных годах, а также в обострении чувства долга и благодарности по отношению к участникам военных событий.

Содержание работы.

Работа состоит из введения, теоретической части из двух глав, практической части, заключения. К исследованию прилагаются приложения, которые содержат вопросы, предложенные учащимся, результаты опроса, фотоматериал кружковой работы, внешкольных мероприятий.

Глава I. Искусство в годы Великой Отечественной войны

1.1. Мы живы, пока память о вас жива…

Театр-это один из наиболее древних жанров искусства. Возник он еще во времена античности.

С того момента прошло достаточно много времени, изменились многие театральные традиции и каноны, но театральное искусство по-прежнему играет огромную роль в социальной и духовной сферах жизни общества.

Тема Великой Отечественной войны актуальна и незабываема. Она до сих пор проходит «красной нитью» по всем семьям и поколениям нашей страны. Выходят фильмы, пишутся статьи, ставятся спектакли, посвященные трагичному периоду нашей истории. За фактами героических поступков и подвигов, цифрами статистики, датами переломных моментов военных действий, не многие задумываются о том, что и в годы войны люди оставались, прежде всего, такими же людьми какими были до 22 июня 1941 года: они тянулись к прекрасному, мечтали о праздниках, жаждали маленьких культурных радостей и событий.

С моей точки зрения, особенно важным и нужным для нашего народа, театр стал в годы Великой Отечественной войны.

В этом году исполнится 75 лет со дня Великой Победы. Все эти годы память о бессмертном подвиге народа, отстоявшего независимость Родины, живет и всегда должна жить в сердце каждого россиянина. И эта память не должна померкнуть!

У Альберта Лиханова есть замечательные слова : «Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, современные дети. Дети минувшей войны. И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы…».

В этих словах призыв — никогда не забывать тех, кто подарил нам победу, сохранить мир, самое святое и дорогое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряжённое время. Годы войны стали важным этапом в развитии духовной культуры. Искусство выражало надежды, мысли и чувства всего народа.

И ничто иное как произведения искусства способны воспроизвести в памяти минувшие события.

1.2. Театральное искусство в годы Великой Отечественной войны.

События Великой Отечественной войны осталось не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в красках и кинопленках, театральных постановках.

Хочу остановиться на значении театрального искусства в годы Великой Отечественной войны. Вопреки старинному афоризму «когда грохочут пушки, музы молчат», хочется сказать, что в годы Великой Отечественной войны голоса муз не только не молчали, а перекрывали грохот пушек. Патриотический подъём народа, его морально-духовное единство стали той основой, на которой взросло искусство в годы Великой Отечественной войны

В это время советские драматурги создавали произведения на патриотическую тему, призванные выразить волю к победе, воодушевить солдат фронта и тружеников тыла.

С началом Великой Отечественной войны на работников театров, как и на всю творческую интеллигенцию страны, была возложена важная задача: вся работа театров должна была быть перестроена и подчинена основному лозунгу военного времени «Все для фронта, все для победы!». Театры должны были средствами искусства воспитывать чувство патриотизма, любовь и гордость советским искусством, советской культурой, на которую посягал оголтелый враг.

Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Для обслуживания армии было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др. Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра "Нашествие" (1943 г., режиссер И. Я. Судаков, театра имени Вахтангова "Фронт" (1942 г., режиссер Р. Н. Симонов, МХАТа "Офицер флота" (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский) и др.

Вместе с Красной Армией артисты прошли весь путь войны. К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде : на палубах кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в санбатах, на лесных полянах. Всего работало около 4000 фронтовых бригад, где принимали участи 42000 актёров.

Они помогали советским солдатам не падать духом в тяжелое военное время. Очень трудно переоценить вклад, внесенный фронтовыми театрами в победу. В военной агонии, среди разрывающихся снарядов и свистящих пуль, театр способствовал единению народа и укреплению его морального духа.

Традиции передвижных театров приняли фронтовые филиалы. Первым фронтовым театром был театр «Искра», сформированный из актёров Театра им. Ленинского комсомола - они были добровольцами народного ополчения. Затем были созданы фронтовые филиалы Малого театра и театра им. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа.

1.3. Театры Мордовии в военное лихолетье.

Театральная жизнь Мордовии – это органическая часть многонационального искусства России.

В годы войны продолжала развиваться культурная жизнь в столице Мордовии. С первых дней Великой Отечественной войны драмтеатр намного расширил свои связи со зрителем.

Сплочённость деятелей культуры и народа стала одним из факторов победы.

Многие саранские актёры сменили сценические наряды на солдатские шинели, а остальные выступали в составе фронтовых бригад, которые своим искусством поддерживали боевой дух защитников Родины. Помимо шефских концертов на колхозных полях и в госпиталях артисты музыкальной труппы только в 1944 году дали более 160 спектаклей. А драматические актё ры в первые месяцы войны выпустили новые героические постановки: «Как закалялась сталь» по роману Н. Островского, «Парень из нашего города» К. Симонова. С этими спектаклями они гастролировали на фронтах, играли в короткие перерывы между перестрелками, а порой и под «аккомпанемент» артиллерийской канонады.

Театр изначально размещался в здании, построенном местным предпринимателем в 1911 году под первый саранский «синематограф» (сейчас здесь, по ул. Советской, 27, находится современный Национальный театр). Строение было плохо приспособлено под театральные цели: ни карманов, ни колосников, ни подсобных помещений для хранения декораций. Некоторые иногородние артисты из-за отсутствия жилья обитали прямо в артистических уборных. А в зимнюю пору из-за нехватки дров актёры стоически играли на схваченной изморозью сцене в лёгких костюмах.

В июле 1943 года Мордовский государственный музыкально-драматический театр реорганизовали в Республиканский театр драмы и Мордовский театр оперы. Примечательно, что именно тогда, в тяжелую военную пору по специальному решению Правительства МАССР была организована мордовская оперная студия при Саратовской консерватории, а в 1944-м - драматическая мордовская студия при Московском театральном институте им. Луначарского. Коллективы театров пополнялись выпускниками и других театральных вузов Москвы и Ленинграда. То есть власть даже тогда заботилась о подготовке квалифицированных творческих кадров.

Оригинальные мордовские пьесы в этот период создают П. Кириллов «Кавто братт» («Два брата», 1941, В. Коломасов «Норов ава» («Мать урожая», 1942). В 1940 году поставили его комедию «Прокопыч». К числу лучших пьес не только мордовской, но и всей национальной драматургии относится пьеса П. Кириллова – «Учительница», посвященная революции 1905–1907 годов в Мордовии. К 50-летию русской революции она была рекомендована для постановки во все театры страны. Значение этих пьес состоит в том, что ими, по сути, начата история национального театрального дела, утверждения реализма на мордовской сцене. Однако с началом Великой Отечественной войны спектакли на мокшанском и эрзянском языках на сцене театра появлялись все реже и реже. Многие актеры ушли на фронт. Внимание театра теперь в основном было направлено на обслуживание Красной Армии, на шефские выступления перед защитниками Родины. Активное участие приняли в этой работе ведущие актеры театра В. Зорин, С. Колганов, П. Асташкин, И. Карташова, В Зорин, Е. Миронова, А. Дивеев и др. В военный период театральное дело Мордовии подвергалось постоянным реорганизациям. То драматический театр объединялся с оперным, то к этим двум коллективам присоединялись ансамбль песни и пляски, кукольный театр, то, по прошествии времени, все эти коллективы вновь разъединялись и продолжали работать самостоятельно. В последующие годы постановки осуществлялись в основном на русском языке. Б. Басаргин и В. Пешонова в книге «Очерки истории мордовского советского театра» отмечают, что национальный репертуар создавался медленно, зачастую не хватало мордовских актеров для исполнения пьес на родном языке. И тогда была предпринята попытка коренным образом решить проблему подготовки национальных кадров. По специальному решению Правительства Республики Мордовской АССР в 1943 году была организована Мордовская оперная студия при Саратовской консерватории, а уже в следующем году драматическая студия при Московском государственном театральном институте имени Луначарского.

Сейчас в Мордовии действует пять государственных театров – Музыкальный им. Яушева, два драматических – национальный и русский, республиканский кукольный и муниципальный ДЦТиК «Крошка».

Выводы.

Театр играет огромную роль в жизни человека. Помогает в формировании его личности, взглядов на жизнь, восполняет потребность в прекрасном. Сергей Дягилев, Анна Павлова, Владимир Немирович-Данченко, Федор Шаляпин, Юрий Любимов… Можно перечислять до бесконечности имена и фамилии людей, сделавших наш театр самым лучшим в мире и являющихся гордостью России и кумирами миллионов. Великий русский драматург А. Н. Островский писал: «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как и академии, университеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ, всякое племя, всякий язык, – значительный и незначительный, самостоятельный и несамостоятельный».

Артисты работали с воодушевлением, не считаясь с усталостью, не смущаясь близости боя, в сложной фронтовой обстановке, в вагоне, в лесу при свете костров, в поле, палатках, блиндажах, в одном километре от передовой линии.

Длинный путь прошли артисты, который завершили концертом 10 мая 1945 года в Берлине. В годы войны работники театра помогали людям выживать и побеждать.

Я считаю, что театр сыграл огромную роль в победе нашей страны. Именно он зажигал в солдатах ту живительную искру, которая зачастую гасла, не выдерживая тягот военных лет. Люди искусства ковали победу вместе со всей страной, укрепляя силу духа и волю к победе. Актеры военных театров, знакомя солдат с произведениями отечественных и зарубежных авторов, сохраняли самобытность русского народа и культуры, которые укрепляли в солдатах патриотический дух. Именно отважным актерам военных театров мы во многом обязаны победой, одержанной нашей страной в непростой и кровавой пятилетней схватке за жизнь, победу в которой подарил нам солнечный май 1945 года.

III. Практическая часть.

3.1. Участие во внеурочной деятельности.

Знакомство с особенностями театрального искусства у нас происходит во время внеурочной деятельности на кружке «Живое слово». На занятиях мы знакомимся с историей создания театров, с их особенностями и деятельностью, знакомимся по видеозаписям с театральными постановками и известными актёрами. Обучаемся выразительному чтению у мастеров художественного чтения (по аудиозаписям, актёрскому мастерству. Итогами нашей работы я считаю выступления на школьной сцене, участие в муниципальных и республиканских конкурсах в номинациях «Художественное слово» или «Театральное искусство».

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

3.2. Анкетирование.

Провела анкетирование среди учащихся 7-9 классов нашей школы. Ребятам были предложены следующие вопросы:

1)Какие произведения литературы, созданные во время Великой Отечественной войны вам известны?

2)О каких спектаклях, поставленных во время войны, вы слышали или видели их в театре или по телевидению?

3)Какие драматические произведения вам известны?

4)Знаете ли вы авторов названных произведений?

5) Может ли, по-вашему, слово стать оружием или повести за собой полки?

Опрос показал (прил. 2, что ребятам известны некоторые произведения искусства военной поры, но никто из учащихся не смог назвать их авторов. Театральные постановки видели в Ковылкинском РДК.

На последний вопрос 62% ребят ответили положительно.

Вывод: тема искусства военных лет требует подробного освещения среди учащихся школы, произведения, созданные в военное время, их авторы не должны быть забыты. Поскольку не все учащиеся понимают важность и значимость искусства в годы Великой Отечественной войны, необходимо показать его роль. Пропагандировать важность театрального искусства, прививать любовь к нему.

III. Заключение.

Итак, в работе я попыталась проанализировать деятельность театральных актёров в период Великой Отечественной войны. Изучение показало, что духовная борьба существенно влияет на весь ход войны. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. Анализ произведений помог мне ответить на главный вопрос исследования : может ли искусство стать оружием и помочь в борьбе против врагов и можно ли при помощи слова повести за собой полки? Бесспорно, искусство – это мощное оружие, это авангард, которое в трудное время приходит на помощь человеку и выполняет не только эстетическую функцию. Великая Отечественная война сплотила всех творческих людей, которые создали свое "художественное оружие" и дали его народу, защищавшему Родину. Это «оружие» формировало мужество и ненависть к врагу, давало силы и надежду и в конечном итоге помогло народу выстоять в этой страшной войне. Слово, звучавшее с театральных подмостков, давало людям силы, вселяло веру в победу, звало на защиту Родины. Таким образом, моя гипотеза оказалась верной. Данная работа потребовала изучения большого количества источников, но эта работа была проделана не напрасно. Она обогатила меня знаниями в области театрального искусства, заставила по-новому взглянуть на проблему влияния искусства на человека и дала возможность убедиться, насколько это влияние сильно. Мы и дальше будем узнавать новое о театральном искусстве. Театр волнует людей, радует и печалит, а значит, помогает жить!

Практическая значимость моей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть в дальнейшем использован учителями МХК, ИЗО, музыки, литературы, истории, классными руководителями для проведения уроков, дискуссий и классных часов, посвященных Великой Отечественной войне. Работу можно использовать для оформления школьных стенгазет или для написания статей в районную газету, ведь материал этот интересен и очень важен.

Перспектива развития темы видится в дальнейшем изучении данного вопроса. Интересным представляется проследить, как в отражалась хронология боевых действий Великой Отечественной войны в искусстве, а именно на театральных подмостках.

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

IV. Список литературы

1. Н. С. Пантелеймонов. «Народ-победитель. Советская литература о Великой Отечественной войне». Ленинград, Лениздат, 1985г.

2. П. К. Суздалев. «Советское искусство в период Великой Отечественной войны в первые и послевоенные годы». Москва, изд. «Академия художеств», 1963 г.

3. А. Луковников. «Друзья-однополчане. Рассказы о песнях, рожденных войной, мелодии и тексты». Москва, «Музыка», 1985 г.

4. Е. В. Зайцев. «Художественная летопись Великой Отечественной. Графика, живопись, театрально-декорационное искусство, народное искусство». Москва, изд. «Искусство», 1986 г.

5. В. Г. Гришин. «Великая Отечественная в письмах». Москва, изд. «Политическая литература», 1980 г.

6. Ю. Н. Афанасьева. «Драматургия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». Москва, изд. «Советская Россия», 1985 г.

7. В. А. Федосеев. Русская поэзия Мордовии (опыт антологии).Саранск, изд. «Книга», 2012г.

Интернет - ресурсы

https://www.otvoyna.ru/proza3.htm

Фольклор/ Кругосвет: онлайн энциклопедия: https://www. /taxonomy/term/33

https://kitaphane.tatarstan.ru/rus/victory/lit.htm

https://library.psu.ru/

https://www.school-city.by/

Публикации по теме:

«Исследовательская работа». Что вы знаете о морях и океанах?«Исследовательская работа». Что вы знаете о морях и океанах? Автор : Лоренец Елизавета Подготовительная к школе группа Руководитель: Жданова Н. А. Старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное.

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Профессия Диспетчер» ВидеоИсследовательская работа «Профессия Диспетчер» Видео Актуальность Изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого вида труда, правильный выбор профессии.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Коллективная работа детей подготовительной группы в технике квиллинг «Я возьму с собой гвоздики красные»Коллективная работа детей подготовительной группы в технике квиллинг «Я возьму с собой гвоздики красные» «Я возьму с собой гвоздики красные, Ленточку от ордена Победы — Мы сегодня всей семьею празднуем Праздник, нам подаренный прадедом» (Ирина.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Словом можно полки за собой повести»
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 16:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД