Исследовательская работа «Тайны иллюзий»

Наталья Иванова
Исследовательская работа «Тайны иллюзий»

Введение

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Но не всё что люди видят, соответствует реальности, это доказывают оптические или зрительные иллюзии, которые мы часто видим на цирковых представлениях.

Иллюзий великое множество, но меня заинтересовали оптические иллюзии – фокусы. Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе и разгадать тайну фокусов мы решили провести исследование. Мы предположили, что если мы раскроем тайны фокусов, то сможем сами показывать несложные фокусы для родных и друзей на различных праздниках.

Цель нашего исследования: изучить некоторые виды оптических иллюзий на примере простейших фокусов.

Задачи исследования:

изучить историю возникновения фокусов; обнаружить главный принцип работы фокусника;

освоить основные правила фокусника;

научиться показывать несложные фокусы.

Основная часть

1. История возникновения фокусов

Фокусы и другие виды иллюзионизма появились несколько тысячелетий до нашей эры. В древности этим искусством владели жрецы-маги. Древние храмы Египта, Вавилона, Рима, Греции были оборудованы достаточно сложной для своего времени техникой, которая творила «чудеса»: здесь были самовоспламеняющиеся жертвенники, плачущие статуи богов, и другое. Миновало время, и путешествующие артисты, раскрыв большинство секретов церковников, начали показывать фокусы на площадях и улицах. Вера в «божественные чудеса» жрецов пошатнулась, за что церковь сурово начала преследовать фокусников: их обвиняли в колдовстве, поддавали гонениям. Церковь немало фокусников сожгла на своих очагах "Инквизиции". Одно из самых ранних свидетельств датируется приблизительно 1700 годом до нашей эры. На древнеегипетском папирусе был изображен некий Деди из Дедснефу, выполняющий фокус перед фараоном. Именно поэтому Египет и считают родиной иллюзионизма, хотя известно немало фокусов, родиной которых является Индия и Китай. Европейская история хранит много имен талантливых фокусников (начиная со средних веков и до наших дней). Преследуемые церковью и правительством, средневековые «маги» объединялись в тайные общества. Однако в середине XVIII века уже появляются ловкие фокусники, которые устраивают большие вечера-представления для вельможной публики. Они выступают под высокими титулами профессоров и членов разных академий, одетые в шикарные восточные костюмы, работают с составной и громоздкой аппаратурой; под огромными столами, застеленными ценными скатертями (к самому полу, прячутся их помощники, которые через люки в полу сцены выходят за кулисы. Выступлениям своим артисты предоставляли тайны мистического характера: лишь им - «магам-волшебникам» – были известны «волшебные» тайны.

В 20 веке появляются великие иллюзионисты: Девид Девант, Братья Сафроновы, Гарри Гуддини, Девид Копперфильд. Главная задача современных фокусников, показать зрителям самые шокирующие и удивительные трюки. (Приложение А)

2. Главный принцип работы фокусника

Определение Даля верно особенно в том, что фокус – отвод глаз, т. е. его главный принцип заключается в том, чтобы отвлечь внимание зрителей. Это правило являлось приоритетным для иллюзионистов всех времен.

Как говорил знаменитый сыщик Шерлок Холмс — герой произведений: «Мы видим, но не наблюдаем». Заставить зрителя увидеть только то, что происходит у него на глазах, оставляя скрытым тайный механизм трюка — заветная цель любого фокусника. Теперь мы узнали, в чем заключается главная тайна любого фокуса, но что еще нужно обязательно знать любому начинающему фокуснику? На одном из сайтов мы нашли пять заповедей фокусника:

1. Никогда не говорите, что вы собираетесь делать. Во-первых, это лишает зрителей сюрприза. Во-вторых, предупреждает их о том, на что они должны обратить внимание. В-третьих, не дает вам возможности выйти из неудачного положения, если фокус не получился.

2. Никогда не повторяйте фокус два раза подряд, так как во второй раз зрители следят не за фокусом, а за тем, как он исполняется.

3. Никогда не объясняйте секреты фокусов, даже традиционных.

4. Постоянно тренируйтесь, чтобы техника исполнения была доведена до автоматизма.

5. Никогда не спорьте со зрителями. Будьте всегда вежливы и корректны.

Следить одновременно за несколькими действиями люди не могут. Мастерство фокусника и заключается в том, чтобы несколько его нескоординированных движений происходили одновременно. Во время представления кажется, что все, что делает маг, публика видит, но на самом деле это не так. Он просто умело отвлекает зрителя, концентрируя его внимание на том, что ему нужно. Это так называемые неуловимые движения иллюзиониста.

Для того чтобы отвлечь аудиторию от главного, некоторые фокусники смотрят в глаза зрителю, как будто гипнотизируя, другие предпочитают с этой целью манипулировать предметами.

3. Что такое оптическая иллюзия

Оптика (от др. -греч. — оптика, наука о зрительных восприятиях) — раздел

физики, рассматривающий явления, связанные с распространением электромагнитных волн

видимого, инфракрасного и ультрафиолетового диапазонов спектра. Оптика описывает

свойства света и объясняет связанные с ним явления.

Оптическая иллюзия - это впечатление о видимом предмете или

явлении, несоответствующее действительности. В переводе с латыни слово «иллюзия»

означает «ошибка, заблуждение».

Это говорит о том, что иллюзии с давних времен объяснялись как некие сбои в работе

зрительной системы.

Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи, начиная с 19

века.

Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих

пор необъяснены.

Оптическая иллюзия возникает тогда, когда то, что мы видим, не совпадает с тем, что есть на самом деле, - это и есть обман зрения.

Особенность оптических иллюзий состоит в том, что порою даже люди с идеальным зрением неспособны увидеть оптическое искажение, заметить обман.

4. Виды оптических иллюзий

Можно выделить 3 основные группы оптических иллюзий:

Природные иллюзии. Они созданы самой матушкой природой, без участия человека.

Искусственная иллюзия. Это ничто иное, как фокус, трюк, уловка.

Смешанные иллюзии. Это самый большой раздел иллюзий. Он включает в себя и известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно этот «обман» создается человеком.

Выделяется несколько видов обмана зрения:

• анаморфозы, т. е. стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки» - так называемые уродливые изображения предметов, нарисованные таким образом, что при рассматривании их с определенного места или с помощью оптического приспособления, они кажутся правильными и не искривленными. Рисунок смотрится объемным только при взгляде с определенной точки. (Приложение Б)

• оптический обман восприятия размера - так называются неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов внешнего мира, возникающие под влиянием зрительных впечатлений. (Приложение В)

Иллюзии движения - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Вы смотрите на неподвижные объекты, и они начинают двигаться (Приложение Г)

• Парейдолические иллюзии, или парейдолии (греч. para — рядом, около; eidolon — изображение) — разновидность зрительных иллюзий заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. (Приложение Д)

• Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. (Приложение Е)

• Невозможные фигуры - они маскируются под обычные объекты, и лишь при внимательном рассмотрении можно увидеть в них что-то неправильное. (Приложение Ж)

5. Практическая работа

Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов, а математические фокусы это «гимнастика ума», которая полезна в любом возрасте, она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Людей всегда интересует – почему это так происходит и отчего зависит, можно ли объяснить проведённый эксперимент с научной точки зрения.

Пользуясь изученными «секретами» фокусов, мы провели свои фокусы.

В магазине мы купили 4 набора фокусов. Каждый набор – один фокус: «Волшебная книга», «Волшебный лоскуток», «Сквозь материю и пространство», «Дракон, пожирающий монетки». Каждая коробка содержит описание фокуса и его секрет, а также необходимые аксессуары для проведения фокуса. (Приложение И)

Мы изучили порядок проведения фокуса, его секрет и из 4-х разных фокусов, 3 у нас получились без труда. Чтобы провести фокус «Сквозь материю и пространство», понадобится время, ведь необходима ловкость и быстрота движений. Пока данный фокус у нас не получается.

Фокус: «Дракон, пожирающий монетки»

Разместим кольца на лоскутке. Берём монетку и кладём её в центр кольца, у которого имеется дно. Сверху на него кладём кольцо без дна. Берём картинку с драконом лицом вниз и вставляем её между двумя кольцами. Затем поднимаем оба кольца одновременно, плотно прижимая их друг к другу. Монетка исчезла! Её съел дракон!

Фокус заключается в разнице между двумя кольцами, что одно кольцо имеет дно в цвет лоскутка. Далее попросим дракона вернуть монетку. Аккуратно вытащим картонку из середины. Монетка снова на своём месте. (Приложение К)

Фокус: «Волшебная книга»

Объявите зрителям, что благодаря вашим уникальным способностям Волшебника, книга, которая находится в ваших руках, по вашему желанию показывает либо только чёрно-белые рисунки, либо только цветные, либо…никаких!

Фокус: большим пальцем руки просто листайте страницы книги и получите желаемое изображение.

Секрет в том, чтобы получить желаемое изображение, необходимо листать страницы, удерживая книгу в определённом месте. Например, чтобы получить только чёрно-белое изображение, листать страницы нужно, удерживая правый верхний угол книги. Чтобы цветные – удерживайте книгу и листайте страницы в середине. Пустые листы – тогда удерживайте книгу внизу справа и листай! (Приложение Л)

Фокус: «Волшебный лоскуток»

Перед представлением Вам необходимо сделать следующее: в один из швов лоскутка вложим спичку (спичка номер 1). Запомните место расположения данной спички. Можно начать представление.

Разложим лоскуток на поверхности. Возьмём вторую спичку и положим её в центр лоскутка. Сложим лоскуток несколько раз, но контролируя расположение спички номер 1. И спички номер 2. Теперь сломаем спичку номер 1 (спрятанную в шве лоскутка! Все услышат, что спичка сломана. Разверните лоскуток. О чудо! Спичка цела! Никто не догадается, что вы ломали не спичку номер 2, а спичку номер 1). (Приложение М)

Практическая значимость работы

Проведенная работа над темой, открыла для меня много нового:

- Я узнал, что искусство фокусов – это одно из самых древних видов искусств, ему более пяти тысяч лет.

зная секрет каждого фокуса, достаточно легко научиться его показывать и удивлять зрителей. Самые простые фокусы может исполнять даже ребёнок.

Понял, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю.

- Освоил основные правила фокусника и научился показывать несложные фокусы.

- математические фокусы это «гимнастика ума», которая полезна в любом возрасте, она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Таким образом, мы сумели достичь цели и смог раскрыть тайну оптических иллюзий.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

Заключение

Оптические иллюзии, или как их ещё называют обманы зрения, возникают у здоровых людей сравнительно часто в течение всей жизни, так как они являются совершенно нормальным состоянием, зависящим от конкретных условий или строения человечеcкого глаза. Причины некоторых иллюзий установлены, но большинство из них не имеет научного объяснения и по сей день.

Оптическая иллюзия представляет собой ошибочное визуальное восприятие действительности, предмета или видимого явления в результате особенностей строения зрительного аппарата, а также под воздействием конкретных природных условий (преломление лучей при сильном дожде, искажение очертания предметов или фигуры в сумерках).

За зрительное восприятие отвечает вся система зрительного аппарата, включающая глаза, нервные клетки и окончания, благодаря которым зрительный сигнал поступает в мозг, и непосредственно та часть мозга, которая и отвечает за визуальное восприятие явлений или предметов. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.

Мы узнали, что существует несколько видов появления оптических иллюзий :

оптические обманы, которые создала природа (наиболее известный пример – это

миражи в пустынях,

- созданные искусственно человеком, с использованием визуальных эффектов. Примером служит широко известный оптический фокус – парение в воздухе (левитация).

Не менее интересны иллюзии воссоздаваемые человеком по известным природным обманам – это смешанные оптические иллюзии – иллюзионные визуальные картинки.

Если искусственно созданные оптические обманы имеют строгое объяснение (игра со светом, механические конструкции, то естественный иллюзорный обман практически никогда не имеет научно обоснованного решения.

Так постепенно ребенок научится не только непринужденно разговаривать во время представления, это будет способствовать развитию чувства юмора. И еще расскажите, что очень важно никогда не раскрывать секрет фокуса, как бы ни просили его об этом друзья.

Закончить свою работу мне хотелось бы словами Козьмы Пруткова: «Не верь глазам своим». Потому что оптические иллюзии это обман, а зрение здесь лишь является посредником, который этот обман передает. Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку.

Список литературы

1. Калейдоскоп. Зрительные иллюзии// Квант-2006.-№5-С. 12-14.

2. И. Д. Артамонов, Иллюзии зрения, изд. 3 – М., Наука, 1969

3. О. Рутерсвард. Невозможные фигуры (перевод со шведского).— М., Стройиздат, 1990

4. Элдин,Питер Фокусы/П. Элдин; Пер. с англ. Е. Л. Рудницкой; Оформ. дизайн-студии "Дикобраз". - М.: ООО "Издательство Аст-рель": ООО "Издательство АСТ", 2001.

5. http:/noviten.Com N.// Зрительные иллюзии и феномены.

6. http:/basik.ru.//Зрительные иллюзии и феномены

7. http://log-in.ru/illusions/

8. http://illuzi.ru/

9. http://illjuzija.ru/

10. illuziya.com

11. http://brainden.com/golovolomki/optical-illusions.htm

12. http://www.teafortwo.ru/chelovek/opticheskie-illyuzii.html

Публикации по теме:

«Стоят березки русские». Коллективная работа в рамках проекта «Тайны русской березы» (средняя группа)«Стоят березки русские». Коллективная работа в рамках проекта «Тайны русской березы» (средняя группа) Подходит к концу учебный год, а с ним и наш последний в этом году проект "Тайны Русской березы". Одним из заключительных этапов проекта.

Детская исследовательская работаДетская исследовательская работа Структурное подразделение детский сад «Золотой петушок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней.

Детская исследовательская работа «Буренка» Информационно-исследовательский проект «Бурёнка»Методические советы: в рамках реализации проекта предполагается проведение опытов. Со стороны.

Исследовательская работа «Где содержится витамин С» Исследовательская работа на тему: «Где содержится витамин С» Актуальность: Аскорбиновая кислота (витамин С) играет в организме человека.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Волшебница — вода» Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь, 2016» Секция: естествознание (неживая.

Исследовательская работа «Вредна ли пыль?» Моя мама очень любит чистоту, она часто наводит порядок в квартире. Почему – то, как только мама начинает протирать пыль, я начинаю чихать.

Исследовательская работа «Свойства воды» Секция: естествознание (неживая природа) Исследовательская работа на тему: «Свойства воды» Автор: Безгодова Виолетта Воспитанница.

Казань. Экскурсия в музей Иллюзий (фоторепортаж)Казань. Экскурсия в музей Иллюзий (фоторепортаж) Хочется поделиться своими впечатлениями, которые я получила гуляя по прекрасному городу Казань. Казань встречает своих гостей очень радужно,.

Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • 23 февраля
  • Математика
Автор публикации:
Исследовательская работа «Тайны иллюзий»
Опубликовано: 13 июня 2016 в 13:41
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Празднование Нового Года в 1 классе. Фотоотчет
Пожалуй, самый любимый, самый долгожданный праздник детей, взрослых и всех - всех - всех-это Новый Год. Новый Год - главный календарный праздник,...
Конспект образовательной деятельности «Куб здоровья»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни....
Фотоотчет «Снежные постройки на участке»
Снежные постройки. Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах...
Проект «В мире животных. Моя первая Энциклопедия»
Проект на тему: «Животные мира. Моя первая энциклопедия» Выполнила: Тишкина Н. А. Воспитатель группы №4 "Теремок" МБДОУ №50 "Журавушка" г. Канск...
Презентация урока математики. Тема: «Умножение и деление многозначных чисел». «Зима...
Технологическая карта урока по предмету: математика Учитель: Андреева Евдокия Константиновна учитель 1 категории МОКУ С( К) ОШ № 4 г. Якутска Тема:...