Исследовательский проект «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Карпова Наталья
Исследовательский проект «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогает педагог.

Анализируя свою деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо организовывать проектную деятельность, которая является эффективным методом развития ребёнка. Но как сформировать исследовательское поведение у детей дошкольного возраста?

Гипотеза – основы исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста будут формироваться, если в работе с ними использовать метод проекта.

Цель - формировать основы исследовательских навыков дошкольников на основе использования метода проекта.

Задачи:

1. Проанализировать имеющиеся ресурсы в области применения проектной деятельности с дошкольниками.

2. Заинтересовать и вовлечь в проектную деятельность педагогов, родителей, детей.

3. Выявить эффективность, обобщить результаты.

Научные принципы работы с детьми:

- принцип развивающего обучения;

- принцип сознательности и активности:

- принцип наглядности;

- принцип индивидуальности и дифференциации;

- принцип систематичности;

- принцип доступности;

- принцип научности.

Оригинальность проектной деятельности - возможность интеграции всех образовательных областей, учета интересов, опыта и предпочтений участников проекта, развития творческого потенциала и основ исследовательских навыков.

Новизна работы заключается в следующем – выражено авторское видение содержательности этапов введения метода проектов в целях формирования основ исследовательских навыков дошкольников, разработан механизм реализации проектной деятельности, включающий в себя постановку и реализацию целей и задач по определенным направлениям и предложен прогноз развития детей. Данная форма взаимодействия детей и взрослых позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.

Методическая ценность – возможность внедрения положительного опыта в практику работу других дошкольных образовательных учреждений.

Прежде чем вовлечь в проектную деятельность детей, нужно мотивировать педагогов. Возникла идея по формированию проектных навыков у педагогов, исследовательских навыков у детей и их родителей. Работа по реализации проекта строится в следующих направлениях:

1. Подготовительный этап. В июне 2015 года часть педагогов нашего ДОУ прослушали курсы повышения квалификации по образовательной программе «Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования», в октябре этого же года ознакомились с материалами вебинара «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада», изучили технологию проведения исследовательских работ с дошкольниками, требования приказа №1155 Минобрнауки России от 17 октября 2013 года, который предписывает новые формы образовательной деятельности, изучили методическую литературу по данной теме таких авторов педагогики и воспитания как Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Л. В. Михайлова-Свирская, О. В. Дыбина, Ю. В. Атемаскина и др. Проанализировали организацию предметно-развивающей среды нашего ДОУ в части исследования и обучения детей, т. е. на основании чего дети могут выдвигать проблемный для них вопрос, как могут выдвигать гипотезы, где могут работать с иллюстрациями, книгами, в какие удобные моменты могут обращаться за помощью к взрослым и многое другое.

2. Практический этап.

а) Была проведена просветительская работа со всем педагогическим коллективом. Педагоги ознакомились с литературой, нормативно-правовой базой современного дошкольного образования, организовали обучающий семинар и деловую игру «Метод проектов в образовательной работе детского сада». В процессе работы воспитатели изучили метод проектов, его основные компоненты, освоили технологию организации проектной деятельности, документирование, анализ результатов проектов.

б) На общем родительском собрании ознакомили родителей с доступностью и практической значимостью метода проектной деятельности в формировании целевых ориентиров дошкольного образования детей на этапе завершения дошкольного образования, важностью взаимодействия детского сада и семьи в этом вопросе.

в) Была проведена диагностика исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста, их интересов, заинтересованности родителей, педагогов.

г) Проанализировав полученные данные, приступили к практической реализации проекта. Решение было общее – организация проектной деятельности на основе особых дат. В конце октября – День рождения детского сада, в ноябре – День народного единства, День матери, в декабре – Новый год и т. д. Каждая тема заканчивается общим праздником или презентацией. Все эти темы различаются индивидуальными интересами и предпочтениями детей в тех или иных аспектах темы, увлечениями взрослых, поддерживающих детскую исследовательскую деятельность.

Хочется повторить высказывания доктора педагогически наук А. Савенкова «Обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение - творческая деятельность».

Как же мы учимся исследовать с детьми?

• Выбирается проблемная ситуация.

• Выстраивается целеполагание.

• Выдвигаются гипотезы.

• Гипотезы проверяются.

• Формулируется вывод.

• Последним этапом является презентация полученного опыта.

Конечно, было сложно.

Итак, начинается поэтапная работа над темой. С детьми собирается информация по теме, к работе привлекаются родители. Начинается всё с анализа имеющихся представлений, наблюдений в окружении, в природе, если это возможно. Далее дети зарисовывают информацию в альбомах. Собранные детьми факты обсуждаются в беседах, анализируются в совместной деятельности, по возможности, проверяются на практике, через организацию экспериментальной деятельности. Опыт побуждает детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, дети учатся рассуждать, делать умозаключения.

Но сначала мы с детьми учились исследовательскому поиску. Мы учились задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Например: можно ли поздравлять бабушек с Днем матери? Сходства и различия праздников День матери и 8 марта. Какие народы проживают в России, в Удмуртии, в родном селе? Дети каких национальностей посещают наш детский сад, группу? Правда ли Снегурочка – внучка Деда Мороза? Где живет Дед Мороз? В других странах тоже есть Дед Мороз? Мы учились видеть проблемы, искать ответы, выход из сложившейся ситуации, доказывать свою правоту.

В данный момент мы с детьми приближаемся к промежуточному итогу нашей деятельности. Это самостоятельная исследовательская деятельность детей, но под руководством педагога. В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить на вопросы: как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я делаю, что я хочу узнать, что получилось в результате. Такую работу мы проводим и на занятиях, и в другой совместной деятельности.

3. Заключительный этап.

На этом этапе осуществляется подведение промежуточных итогов реализации педагогического проекта, это диагностика детей, результатом которой явилось: основная часть детей научились самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, обращаясь при надобности за помощью к взрослым, достигать результата, обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать, обобщать результат опыта). При обсуждениях в группах, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности дети приобретают умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, формируются навыки сотрудничества. Работа над использованием метода проекта продолжается.

В результате реализации проекта можно сказать об эффективности выбранной работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь определенных результатов. Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок проводит настоящее исследование, чувствует вкус самостоятельной экспериментальной работы, получает первые навыки ее проведения.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Список литературы:

1. Проектная деятельность дошкольников. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015. – 64с.

2. Метод проектов в образовательной работе детского сада. /Л. В. Михайлова-Свирская,

- М.: «Просвещение», 2015. – 120с.

3. Методика проведения учебных исследований в детском саду: учебное издание / Савенков А. И., гл. ред. Калинина Н. Г., Гордиевская В. Г. ,- М: «Учебная литература», 2007. - 30с.

4. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: методическое издание / Короткова Н. А., гл. ред. Чернена В. Н. ,- М.: «Линка-Пресс», 2007 - 208с.

5. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Веракса Н. Е., Веракса А. Н., гл. ред. Дорофеева А. В. ,- М.: «Мозаика-Синтез», 2008. - 109с.

6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Венгер Л. А., отв. ред. Курнешова Л. Е. ,- М.: Издательский дом «Карапуз», 1986. - 95с.

7. Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное издание /Поддъяков Н. Н., отв. ред. Говоркова А. Ф., - М.: издательство «Аркти», 1985. - 120с.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Работая над реализацией проекта каждому педагогу необходимо помнить: Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый.

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности. Проект «Мир домашних животных и птиц»Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности. Проект «Мир домашних животных и птиц» Речь представляет собой одну из сложных психических функций ребенка и является многозвеньевым процессом, включающим в себя деятельность.

Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!»Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!» ИНФОРМАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОРОШО И ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ!» Цель проекта:Создать.

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришёл?» Что такое проект?Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих.

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возрастаОбобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, принятым Государственной Думой 21.12.2012 года, дошкольное.

Опыт работы «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Статья посвящена актуальной.

Познавательно — исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Актуальность В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Имен-но в.

Создание макетов с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности Представляем свой опыт работы по созданию макетов с детьми старшего дошкольного возраста. Вашему вниманию представим проекты, которые были.

Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Путешествие в мир цветов и овощей» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Длительность проекта: долгосрочный (текущий).

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Исследовательский проект «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 августа 2016 в 11:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников по аппликации «Грузовик...
Цель: Развивать творческие способности при работе над аппликацией. Задачи: Продолжать знакомить с различным видом транспорта-зерновозом. Развивать...
Фотоотчёт нетрадиционного рисования в старшей группе «Разноцветная осень»
Приветствую всех коллег, заглянувших на мою страничку! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт нетрадиционного занятия по рисованию с использованием осенних...