Марина Толмачева
Исследовательский проект «Водные ресурсы земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Тип проекта : исследовательский, краткосрочный, 23 марта – 27 марта.
Актуальность: Развитие пoзнавательной активности у детей вопрос в настоящее время очень актуальный. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспeриментирование рассматривают как метод, который наиболее близок к идеальному. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, а с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства тех или иных предметов. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и прочными. Кроме того, детям необходимо прививать навыки бережного отношения к воде, ее ресурсам, научить детишек грамотно пользоваться этим бесценным природным даром!
Публикация «Исследовательский проект „Водные ресурсы земли“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- День воды, 22 марта
- Исследовательская деятельность
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : систематизировать знания детей о водных ресурсах нашей планеты. Расширить знания детей об обитателях различных водоемов Земли. Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее роли в жизни человека и всего живого на планете. Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов планеты Земля.
Познакомить детей с основными свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность.
Формировать представления детей о воде, её значении для всего живого.
Формировать умение различать различные состояния воды: твердое вещество-вода-газ.
Формировать навыки мыслительных действий, умение анализировать, делать выводы.
Развивать логическое мышление детей.
Развивать любознательность в процессе исследования и экспериментирования.
Воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе.
Обогатить запас знаний родителей о роли исследований и экспериментирования в развитии мыслительных процессов детей, в развитии их творческих способностей.
Длительность проекта : 1 неделя
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей: проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода может быть в разном состоянии (газообразное, жидкое, твердое). Также они осмыслят, что жизнь на Земле без воды невозможна, что вода – это подарок природы, который нужно беречь и сохранять.
Для родителей: с помощью проекта повысится уровень участия родителей в исследовательской деятельности детей.
Для педагогов и специалистов: повышение профессионального и педагогического опыта.
Этапы проекта :
Подготовительный
• Разработка плана учебно-воспитательного процесса с опорой на тему проекта.
• Подборка дидактических, методических и наглядных пособий.
• Преобразование и оснащение предметно-пространственной среды в группе.
• Пополнение экспериментального уголка группы.
• Подготовка информационного материала для родителей.
• Разработка рекомендаций для родителей по теме проекта.
• Приглашение родителей к совместному участию в мероприятиях проекта.
Основной
Цели:
• Обобщение и систематизация знаний детей о воде педагогом и специалистами.
• Формирование понимания необходимости бережного отношения к водным ресурсам земли.
• Участие родителей в различных мероприятиях проекта.
Заключительный
Цели:
• Дать оценку реализации проекта детьми.
• Беседа с детьми: «Что нового, интересного и познавательного мы открыли для себя с помощью этого проекта?»
• Выставка результатов проекта.
Взаимодействие с родителями:
Оформление информационных стендов для родителей по теме проекта.
Проведение консультаций для родителей о роли исследовательской и экспериментальной деятельности на аналитические способности ребенка.
Привлечение родителей для совместного участия в проекте.
Изменение предметно-пространственной среды в группе:
Для успешной реализации проекта :
• В группе был создан макет Земли с выделенными на нем водными поверхностями и их обитателями.
• Для проведения экспериментальной деятельности были приобретены необходимые материалы.
• В группе была организована фотовыставка «Вода вокруг нас».
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей:
В ходе проекта тема «Вода» всплывала в различных видах деятельности, организованной педагогом:
- в процессе образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений дети, переливая воду в различные емкости, пришли к выводу, что вода принимает форму сосуда;
- рисуя зимние виды спорта, дети вспоминали свойства воды (коньки – лед, лыжи – снег);
- занимаясь физическим развитием, вспомнили морских обитателей (игра «Море волнуется раз»);
- во время прослушивания музыкальных произведений, ребята пробовали узнать звуки природы в музыке: метель, плеск волн, падание снежинок.
Образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности:
В процессе реализации данного проекта :
была показана презентация и продемонстрирован обучающий мультипликационный фильм «Ручеек» на тему проекта.
Во время образовательной деятельности по развитию речи было организовано чтение стихов и рассказов о воде.
Дети познакомились с пословицами, поговорками на данную тему. Также детям было предложено отгадать загадки о воде.
Проводились многочисленные опыты и эксперименты, согласно теме проекта.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
В ходе образовательной деятельности детям в рамках данного проекта :
Детьми были выполнены творческие работы по теме проекта. Результатом данной работы стала выставка, организованная в группе.
Были прослушаны аудиозаписи из цикла “Звуки воды».
Дети рассматривали репродукции картин с изображениями зимнего леса, морей, океанов, рек, озер, ледников и айсбергов.
Детям было предложено поиграть в различные игры на тему: «Вода», такие, как: «Где снежинки», «Земля, огонь, воздух, вода».
Самостоятельная деятельность детей:
В ходе данного проекта дети рассматривали фотографии и иллюстрации по теме «Вода».
На прогулке, были организованы наблюдения за явлениями, связанными с водой.
В рамках проекта дети самостоятельно проводили простейшие опыты с водой.
В свободной деятельности рисовали пейзажи.
Результаты реализации проекта :
Были расширены представления детей о воде.
Сформировано понимание у детей значения воды для всего живого на земле.
Дети получили представление о круговороте воды в природе и научились изображать его схему.
Узнали о различных состояниях воды.
Научились проводить опыты с водой, определять различные ее свойства и качества.
Узнали о многообразии обителей водных просторов Земли.
У детей сформировалось понимание необходимости бережного отношения к воде.
Расширился словарный запас.
Была оформлен плакат на тему: «Берегите воду!»
Приложения
Рисуя зимние виды спорта, дети вспоминали свойства воды:
Чтение стихов и рассказов о воде
Что такое вода?
Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
Вода — природный дар
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.
Откуда вода?
Нам всем интересно:
Откуда вода?
Из снега берется,
Иль может из льда?
Хотя, и подземным
Ручьем вода бьет,
Так, может, она
Там начало берет?
Вопрос интересный
И чтоб разузнать
Откуда вода,
Надо книжки читать!
Ответы узнаем
Из умных мы книг
И все вокруг тайны
Откроются вмиг!
Сытые пузыри
М. Пришвин
Весь день дождь, и парит. Синица звенит не как раньше — брачным голосом в теплом луче. Теперь под дождем она звенит непрерывно и даже как будто от этого похудела: такая тоненькая на ветке. Ворона не хочет даже подняться на дерево, токует прямо на дороге, кланяется, давится, хрипит, задыхается от желания.
Весна воды началась стремительно. Снег на полях и в лесу стал зернистым, можно ходить, продвигая ноги, как лыжи. Вокруг елей в лесу стоят маленькие спокойные озера. На открытых полянах торопливый дождь не дает на лужах вставать пузырям. Но в озерках под елками капли с сучьев падают тяжелые, и каждая, падая в воду, дает сытый, довольный пузырь. Я люблю эти пузыри, они мне напоминают маленьких детей, похожих одновременно и на отца, и на мать.
ЖИЛА-БЫЛА РЕКА (экологическая сказка)
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Ознакомление с окружающим
«Водные ресурсы земли»
Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов : родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относится к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
Предварительная работа. Просмотр мультфильма «Беги ручеек!». Беседы о водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей. Дидактические игры по ознакомлению с морскими животными и растениями. Народная игра «Ручеек». Подвижная игра «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения Бальмонта К. «Ручеек».
Материал и оборудование. Слайды (или картинки) с изображением рек и морей, ноутбук, проектор, глобус; картинки с изображением обитателей рек и морей; бумага формата А2 (лист ватмана); картинки с изображением морских и речных обитателей (вырезанные из журналов, ножницы, клей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправится в путешествие по водным просторам нашей планеты Земля.
Скажите - «Что вы знаете о воде?» Обобщает ответы детей
Рассматриваем с детьми глобус - модель Земли.
Воспитатель: «Из космоса наша планета видится голубой. Почему? Какая часть планеты покрыта водой? Как изображена на глобусе вода? Тоненькие линии – это реки, небольшие пятнышки – озера, большие – моря и океаны. Жизнь есть только там, где есть только там, где есть вода! Вот как велико значение воды. И так наше путешествие начинается! Отгадайте загадку:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)
Остановка 1. «Ручеек»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним с детьми содержание мультфильма «Беги ручеек!». Беседует о значении ручьев в жизни человека и животных. Рассказывает, что ручеек начинается из родника. Спрашивает: «Вы знаете, откуда берет начало родник? Он бьет из-под земли. В роднике вода чистая, прозрачная, ее можно пить».
Проводится игра «Ручеек»
Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Игрок, которому не досталась пара, идет к «истоку» ручейка, и проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется – чем больше участников, тем веселее проходит игра, особенно под музыку.
Педагог загадывает детям еще одну загадку:
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Остановка 2. «Река» (слайды (картинки) с изображением речных пейзажей).
Воспитатель: Ребята давайте вспомним с вами слова из детской песни «С голубого ручейка начинается река». Беседуют о значении рек в жизни человека и животных.
Воспитатель: А кто из вас знает названия рек, назовите названия рек, которые вы знаете? Какие реки протекают в нашем крае, в нашем городе?
Дидактическая игра «Кто живет в реке?».
Взрослый показывает картинку с изображением речных обитателей и задает вопросы: «Кто это?» назовите характерные особенности внешнего вида (жабры, плавник, чешуя и т. д.)».
За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большее количество фишек.
Воспитатель: Ребята отгадайте еще одну загадку:
Кругом вода,
А с питьем беда! (Море)
Остановка 3. «Море» (слайды (картинки) с изображением морских пейзажей).
Воспитатель: ребята, а кто из вас знает, чем отличается река от моря. Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а названия каких морей вы знаете?
Что больше океан или море?
Воспитатель предлагает рассказать свои впечатления о море (если дети были на море). (Возможен рассказ педагога).
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.
(звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
Итог занятия
Скажите ребята, о чем мы свами сегодня говорили?
Как нужно относится к водным богатствам нашей планеты?
Что для этого нам всем нужно делать?
Воспитатель предлагает создать плакат «Берегите воду!» в технике коллажа. Дети коллективно работают над созданием плаката.
Затем все вместе рассматривают плакат, беседуют по его содержанию.