Лучший педагог года

Исследовательско-творческий проект «Танграм"-волшебный квадрат»

Наталья Петух
Исследовательско-творческий проект «Танграм"-волшебный квадрат»

Исследовательско - творческий проект «Танграм» - волшебный квадрат»

«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский

Цель: создать условия для развития логического мышления, познавательных и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности, закрепить у них знание геометрических фигур, познакомить детей старшего дошкольного возраста с игрой-головоломкой «Танграм».

Публикация «Исследовательско-творческий проект „Танграм"-волшебный квадрат“» размещена в разделах

Задачи:

1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах.

2. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

3. Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

4. Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.

Вид проекта : исследовательско-творческий.

Участники: Дети старшей логопедической группы, воспитатель группы, родители воспитанников.

Сроки реализации: сентябрь 2016 года – февраль 2017 года.

Продукт проекта : составление картотеки к игре-головоломке «Танграм», выставка детского творчества: мозаика из геометрических фигур «Танграма» (фотографии, изготовление поздравительных открыток с использованием мозаики из геометрических фигур «Танграма».

Предполагаемый у воспитанников результат:

- Проявляют интерес к играм-головоломкам;

- Стремятся к достижению поставленной цели;

- Самостоятельно преодолевают трудности в решении познавательных задач;

- Умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации;

- Умеют дружно работать в паре, помогать товарищу.

Формы реализации проекта :

- Обучение в процессе совместной деятельности;

- Игровые задания на составление фигур с постепенным усложнением;

- Индивидуальная творческо-исследовательская деятельность;

- Совместная творческая деятельность в подгруппе детей (3-6 человек).

Методы и приемы:

- Практические (игровые);

- Моделирование;

- Экспериментирование;

- Воссоздание по образцу;

- Преобразование;

- Конструирование.

Дидактические средства:

- Дидактическая игра «Танграм»;

- Схемы-модели для составления узоров.

Функции участников:

- Воспитатель – реализация проекта;

- Дети – презентация результатов проекта;

- Родители – материально-техническая помощь в оснащении процесса

реализации проекта.

Актуальность проекта :

Головоломки – игрушки на все времена. До появления настольных и бурного развития компьютерных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка «Танграм». Игра способствует развитию наглядно- образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей; направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть», - все то, чем так необходимо овладеть ребенку-дошкольнику.

Этапы реализации проекта :

I этап – организационный:

- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;

- Составление поэтапного плана проекта;

- Подбор литературы по выбранной тематике проекта;

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II этап - планирование реализации проекта :

- Определение задач;

- Планирование деятельности в рамках проекта;

- Подборка игровых заданий по дидактической игре;

- Определение тематики и разработка конспектов ООД.

III этап – реализация проекта :

- Определение направлений в работе с родителями;

- Непосредственная работа с детьми по теме проекта;

- Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателем;

- Внедрение разнообразных заданий, игровых ситуаций по выбранной дидактической игре;

-Использование разнообразных приемов и подходов в процессе математического развития детей;

- Представление результатов проекта.

Реализация проекта (по блокам)

I блок

Перспективное планирование по работе с детьми для реализации проекта «Танграм»-волшебный квадрат»

Сентябрь - декабрь: практический этап непосредственного выполнения работы с головоломкой:

- составление узоров по схемам-моделям (от простого к сложному);

- использование игровых ситуаций - заданий с художественным содержанием в процессе всей образовательной деятельности;

- самостоятельное экспериментирование детей с геометрическими фигурами головоломки «Танграм»;

Январь-февраль: творческий этап:

- продумывание объекта конструирования:

- составление детьми по собственному замыслу картинки - мозаики из геометрических фигур игры «Танграм».

Месяц Формы работы Ответственный Примечание

Сентябрь-октябрь 1. Проведение вводной беседы «Знакомство с головоломкой «Танграм» (история возникновения, суть и назначение игры, из чего состоит, правила игры) Н. А. Петух воспитатель Приложение № 1

2. первый этап: -составление фигуры из двух-трех элементов; -из треугольников составить квадрат, трапецию; -прикладывание деталей друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка. Н. А. Петух воспитатель Приложение № 2

Ноябрь 1. второй этап - упражнения по накладыванию фигурок на карточки-схемы; - упражнения по складыванию фигурок по заданному примеру. (В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки) Н. А. Петух воспитатель Приложение № 3

2. Заучивание чистоговорок, скороговорок к картинкам с животными и птицами (заяц, лиса, медведь, петух, индюк, гусь) Н. А. Петух воспитатель Приложение № 4

Декабрь 1. третий этап- воссоздание фигур по образцам контуров Н. А. Петух воспитатель Приложение № 5

2. Отгадывание загадок по темам: животные, птицы Н. А. Петух воспитатель Приложение № 6

3. Досуг по развитию математических представлений для детей с ОНР. Н. А. Петух воспитатель Приложение № 7

Январь 1. Аппликация при помощи мозаики из геометрических фигур игры «Танграм» по замыслу детей. Н. А. Петух воспитатель Приложение № 8

2. ООД по развитию математических представлений с применением развивающих игровых технологий «Путешествие на планету «Математика». Н. А. Петух воспитатель Приложение № 9

Февраль 1. Изготовление дидактической игры «Заюшкина избушка» Н. А. Петух воспитатель Приложение

№ 10

2. Итоговое мероприятие «Открытка для папы» при помощи мозаики из геометрических фигур игры «Танграм». Н. А. Петух воспитатель Приложение

№ 11

II блок

Перспективное планирование по работе с родителями для реализации проекта «Танграм» - волшебный квадрат»

Месяц Формы работы Ответственный Примечание

Сентябрь Беседа «Игры в жизни детей» Н. А. Петух воспитатель Приложение

№ 12

Октябрь-ноябрь Консультация «Танграм для дошкольников – развивающая головоломка» Н. А. Петух воспитатель Приложение

№ 13

Декабрь Информация «Как привлечь ребенка и изготовить игру-головоломку «Танграм» в домашних условиях» Н. А. Петух воспитатель Приложение

№ 14

Январь-февраль Консультация «Плоскостное моделирование в развивающей игре «Танграм» Н. А. Петух воспитатель Приложение

№ 15

III блок

Перспективное планирование по работе с педагогами для реализации проекта «Танграм» - волшебный квадрат»

Месяц Формы работы Ответственный Примечание

Октябрь Консультация «Использование игры-головоломки «Танграм» для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Н. А. Петух воспитатель Приложение

№ 16

Декабрь Мастер – класс по изготовлению игры «Танграм» Н. А. Петух воспитатель Приложение

№ 17

Февраль Открытая ООД для педагогов Н. А. Петух воспитатель Приложение

№ 18

IV блок – заключительный этап проекта :

Февраль:

-Организация и проведение презентации проекта;

- творческие работы детей (фотовыставка);

-подведение итогов.

V блок – анализ деятельности:

Результаты реализации проекта в группе

Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве при помощи развивающих игр-головоломок, таких как например «Танграм». Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

По результатам начальной и контрольной диагностики уровня логического мышления у детей старшей логопедической группы, принимающих участие в реализации проекта «Тагнрам»-волшебный квадрат» на основе методики Э. Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и теста «Абстрактное логическое мышление» Л. А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста (Приложение № 19) получены следующие результаты:

Результаты диагностического исследования на начальном этапе реализации проекта «Танграм - волшебный квадрат»

Результаты диагностического исследования на заключительном этапе реализации проекта «Танграм» - волшебный квадрат»

Анализ диагностики уровня логического мышления у детей старшей логопедической группы показал, что дети находятся на среднем уровне, т. е. все дети этой группы выделяют свойства объекта, группу объектов по определенному признаку, все дети сравнивают предметы по пространственным признакам, хорошо владеют количественными операциями. Также дети этой группы умеют применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети хорошо умеют классифицировать предметы по их свойствам, умеют сравнивать предметы по величине, хорошо устанавливают логические связи и закономерности.

Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) все дети группы знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Почти всем понятны способы использования логических игр и применение их на практике;

б) примерно 75% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;

в) дети достигают нужного результата ;

г) работа по развитию мышления на основе игры-головоломки «Танграм» принесла свои плоды: дети стали более активными и рассудительными.

Исследовав практическое применение «Танграма», я пришла к выводу, что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов и т. д. Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.

Вообще, игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!

Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

Считаю, что деятельность по реализации проекта «Танграм» - волшебный квадрат» плодотворна. Исследовательско - творческий проект, направлен на развитие у старших дошкольников умения действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, применять методы решения проблемы с использованием различных вариантов; развитие конструктивных и творческих способностей детей, логического мышления. Данный проект может быть использован, в работе с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.

Публикации по теме:

«Маленькие исследователи». Исследовательско-творческий проект в младшей группе Паспорт проекта: 1. Вид проекта: исследовательско – творческий. 2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели (1-12 февраля). 3. Участники.

Исследовательско-творческий проект «Белая береза»Исследовательско-творческий проект «Белая береза» роблема проекта: Никогда не стояла так остро, проблема воспитания духовной деятельности и формирование экологической культуры человека.

Исследовательско-творческий проект «История новогодней игрушки» ПАСПОРТ ПРОЕКТА ВИД ПРОЕКТА: исследовательско – творческий. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 4 недели (среднесрочный проект) УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:.

Исследовательско-творческий проект «Осенний листопад» Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий. Сроки реализации проекта: июнь-сентябрь. Возраст: дети старшей группы.

Исследовательско-творческий проект «Профессии моих родителей» Краткая аннотация проекта «Профессии моих родителей» Авторы проекта Дети, родители группы «Теремок», педагоги Название проекта «Профессии.

Исследовательско — творческий проект «Русский народный костюм»Исследовательско — творческий проект «Русский народный костюм» Прислипская Светлана Ивановна, воспитатель МДОУ «Д/с № 5 комбинированного вида», г. Луга Ленинградской области Базовая образовательная.

Исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «В лесу родилась елочка»Исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «В лесу родилась елочка» Цель: развивать познавательные и творческие способности детей. Задачи: - расширять представления об окружающем мире; - обогащать знания.

Исследовательско-творческий проект «Этот День Победы порохом пропах»Исследовательско-творческий проект «Этот День Победы порохом пропах» Паспорт проекта Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный. "Земной.

Исследовательско-творческий проект «Зимняя сказка» во второй младшей группеИсследовательско-творческий проект «Зимняя сказка» во второй младшей группе Проект во 2 младшей группе "Зимняя сказка"Тема проекта: «Зимняя сказка». Срок реализации: с16 по22декабря (1неделя) Тип проекта: краткосрочный,.

Краткосрочный исследовательско — творческий проект: «Мама-главное слово в каждой судьбе…» Основополагающий вопрос: Зачем человеку нужна мама? Проблемные вопросы: • Что было бы, если не было мамы? • Чем можно порадовать маму?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект «Танграм"-волшебный квадрат»
Опубликовано: 11 сентября 2016 в 17:45
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД