Лучший педагог года

Исполнительский анализ хора «На солнечном восходе» Тойво Куула

Ольга Тельнова
Исполнительский анализ хора «На солнечном восходе» Тойво Куула

Исполнительский анализ хора «На солнечном восходе» Тойво Куула

О. В. Тельнова

ФГБОУ ВО Тюменский государственный институт культуры г. Тюмень

Научный руководитель: Е. Н. Чернышёва

Аннотация: В данной статье на примере анализа хорового сочинения Тойво Куулы «На солнечном восходе» предполагается рассмотреть особые приемы и стиль хорового письма композитора, выявить трудности исполнения и пути их решения, прикоснуться к финской хоровой культуре через обзор творчества композитора и автора литературного текста Вейко Коскенниеми.

Публикация «Исполнительский анализ хора „На солнечном восходе“ Тойво Куула» размещена в разделах

Ключевые слова: хоровое искусство Финляндии, анализ музыкального произведения, вокально-хоровые трудности, тембровая окраска, исполнительские возможности, дирижерские задачи.

Хоровое искусство Финляндии является особым элементом национальной культуры страны. Один из ярчайших представителей в данном искусстве - Тойво Куула. Наиболее ярко проявилось его композиторское мастерство в песенном творчестве.

Для творчества Тойво Куулы характерно страстное стремление к свободе своего народа. И не случайно выбор композитора остановился на творчестве поэта Вейко Коскенниеми, основным лейтмотивом в работах которого является борьба за свободу народа Финляндии, а также известного, как автор текста гимна Финляндии на музыку Я. Сибелиуса [1].

Литературный текст произведения пронизан верой в лучший исход:

«…Верь, о душа моя, жизнь так светла на исходе…

Верь, о душа моя, солнце высокое встанет,

утро настанет!».

Основной идеей здесь предстает образ человека или народа в целом, идущего навстречу свету, из тьмы, той самой поработительной силы, приносящей страдания нации.

Поэт использует эффект повторения с помощью слова «Верь…», а композитор, в свою очередь, поддерживает это повторение с помощью использования эффекта нарастания динамики и гармонической насыщенности ткани произведения, тем самым подчеркивая поэтический текст, и усиливая мощь постепенно, как будто помогая поэту вселить веру в человека, устремляя его к возрождению своей нации, к свободе и независимости.

Хор «На солнечном восходе» написан в трех-частной форме, где третья часть является динамической репризой, развитие которой приводит к масштабному завершению. Первые две части между собой четко отделены, поэтому выписанных композитором пауз для хора будет вполне достаточно, чтобы перестроится на новый характер звучания второй части. А вот при соединении второй и третьей частей, можно проследить плавное перетекание музыкального материала из одной части в другую, здесь при работе с хором стоит больше обратить внимание на цепное дыхание, и плавный переход из партий мужских в партию женских.

Отдельно необходимо рассмотреть средства музыкальной выразительности, использованные композитором в данном хоре.

Указанное в самом начале темповое обозначение Largo длится на протяжении первой части, далее немного уточняется следующим обозначением Largo maestoso во второй части и успокаивается на повторении музыкального материала в третьей части con calma. Особых темповых различий в произведении не отмечается, однако характер во 2 части меняется, о чем и заявляет авторская ремарка maestoso - величественно. Композитор подчеркивает тем самым степенность и размеренность музыкального развития.

Выбранный темп непосредственно связан с фактурой. Медленный темп позволяет выделить как легкую и прозрачную фактуру в одних фрагментах, так и торжественную мощь в других. Фактура в произведении многогранна, совмещает в себе различные формы ведения голосов. В первой части основной упор сделан на гомофонно-гармонический склад, однако мелодия баса самостоятельна, что добавляет некоторый элемент полифонии, диалога уже в первой части, но по ее завершении все голоса сливаются в едином метроритме. В работе с хором над первой частью следует обратить внимание на проработку гармонических созвучий по вертикали, добиться тембральной слитности голосов.

Вторая часть начинается с фугато. Основная тема на слова «Словно храм многоярусный встал пред тобою» довольно выразительна. Ее начало с плавного движения в пределах м. 3, внезапный скачок на м. 6 в середине темы с дальнейшим ее заполнением, выдержанный звук протяженностью в целую ноту на вершине темы, сам литературный текст - все это литературно-музыкальными средствами рисует некую звуковую архитектуру, придавая величественность и грандиозность образу. Целостный образ достигается еще и за счет того, что звучное переплетение всех голосов открывают басы, а далее по очередности снизу вверх вступают остальные партии хора - тенора, альты и, наконец, сопрано.

Следующий эпизод со словами «Видели своды его молчаливое вечное рвение духа…» звучит в исполнении мужской группы хора в гармоническом изложении, возвращая размер 4/4. Они звучат как принятие увиденной действительности и смирение перед ней. Здесь строгие гармонии подчеркивают аскетический настрой, напоминающий хорал. Ю. Клаз в своей статье о финской хоровой музыке пишет об этом разделе: «Древней архаикой веет от эпизода, следующего за фугато (мужской хор). Он свидетельствует о богатстве темброво-акустического мышления композитора. Аскетически суровое, лапидарное звучание хора в некотором роде ассоциируется со старинными общинными песнопениями» [1, с. 99].

Вокально-хоровая работа над произведением Тойво Куула, пожалуй, должна строится по пути работы над темброво-аккустическим звучанием. Тембральная окраска хора на протяжении всего сочинения постоянно меняется - лирическое, проникновенное звучание в начале и репризе, драматическое, величественное в середине и в коде, мужественно-архаичное перед репризой. Здесь важна не только хормейстерская работа над звуком, но и дирижерский жест, соответсвующий тому или иному характеру звучания.

В 1 части хора от певцов необходимо добиться точного тембрального, ритмического и дикционного ансамбля. В эпизоде с фугато хормейстеру важно выделить вступление каждого голоса, в том числе за счет diminuendo к концу главной темы предыдущей партии. Это основное правило при исполнении полифонической фактуры. В третьей части ведение мелодии передано в начале группе женских голосов и далее как в первой части бас вступает с отдельной мелодией, а остальные голоса иллюстрируют гомофонно-гармонический склад,. В кульминационной части произведения все голоса в едином порыве звучат вместе в широких гармониях.

Палитра динамических оттенков в этом хоре очень разнообразна. Она варьируется от прозрачного pp до громоподобного ff. Динамика позволяет усилить смысловую нагрузку произведения. Дирижеру необходимо детально продумать качество жеста, так как простое piano, в разных частях произведения, наполнено разным смыслом и несет в себе различные задачи, это необходимо учитывать в выборе того или иного жеста для показа. Здесь важно продумать правильную и удобную амплитуду, горизонтальное ориентирование рук, объем в кисти и всё это подчеркнуть мимикой, адекватной смысловому наполнению каждой фразы.

В этом произведении композитору удалось прекрасно синтезировать текст и музыку. Благодаря тому, что заданный композитором ритмический рисунок, связан напрямую с литературным текстом произведения, исполнителям будет удобно вести фразу, ощущая логичное сочетание музыки и текста: более объемные длительности позволяют выделить самое важное слово в фразе («верь…», мелкие длительности дают возможность подвести текст к самой важной мысли во фразе, триоли будто оттягивают прекрасный момент в гармонии и в слове («солнце высокое», «светом зальет оно в городе крыши»). А дирижеру, в свою очередь, необходимо определить сначала для себя, а потом и объяснить хору удобное развитие внутри фраз: обозначить кульминации, расставить акценты, создать эффекты затухания и нарастания с помощью динамики и дикции. Далее, от частного к целому выстроить развитие не только внутри фраз, но и на протяжении всего произведения, а также продумать соединительные моменты фраз: выяснить наличие и необходимость цезур, цепного дыхания, уточнить получает ли музыкальная ткань развитие в последующей фразе или имеет логическое завершение в этой, а в следующей начинается новая мысль.

Для дирижера основной трудностью станет, конечно, многозадачность, так как необходимо учесть в отдельности каждую деталь для достижения замысла композитора, не потеряв общую целостность его. А так как в данном хоре сочетается огромное разнообразие таких элементов, дирижеру предстоит объемная работа как до выхода к хору, так и во время работы с ним, для того чтобы все детали произведения слились в единое красочное музыкальное полотно.

Библиографический список

1. Клаз Ю. Из истории финской хоровой музыки [Текст] / Ю. Клаз // Русская и финская музыкальные культуры. – Петрозаводск. : Карелия, 1989. – С. 91 - 101

Публикации по теме:

Анализ и планирование методической деятельностиАнализ и планирование методической деятельности " нализ и планирование методической деятельности» Описание предметно-пространственной среды в средней группе ДОО. При организации.

Анализ музыкально-образовательной деятельности за годАнализ музыкально-образовательной деятельности за год Анализ музыкально-образовательной деятельности за год Раздел «Музыка» представлен в образовательной области «Художественно-эстетическое.

Анализ речевого занятия проведенного не правильно Анализ речевого занятия (проведенного не правильно) Тема: «Домашние помощники» Возраст: 4-5 лет Цели занятия нет. По ФГОС ДО задачи должны.

Анализ воспитательно-образовательной работы Анализ воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе за 2014-2015 учебный год. Младшая группа является возрастной группой.

Чудо города и края «Зоопарк на Солнечном острове» (фоторепортаж)Чудо города и края «Зоопарк на Солнечном острове» (фоторепортаж) Жемчужина города и края «Зоопарк на Солнечном острове». Субботнюю прогулку мы решили посвятить походу в зоопарк. День 26 сентября стоял.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «День знаний в Солнечном городе»Сценарий развлечения для старших дошкольников «День знаний в Солнечном городе» 1 Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня первый день осени, день Знаний, этот день открывает новый учебный год. Мы поздравляем всех вас.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Мастер-класс «Бабочки для хора рук»Мастер-класс «Бабочки для хора рук» Цель: показать,как просто и быстро можно изготовить атрибуты для "хора рук" Назначение: использовать в танцах, играх, хоре рук. Задача:.

Песня «Если был бы я девчонкой» на стихи Э. Успенского в форме диалога солиста и хораПесня «Если был бы я девчонкой» на стихи Э. Успенского в форме диалога солиста и хора Песня для детей средней группы,и старше. Прилагаю фотографию с нотами и текстом. Ноты простые,не представляют технических сложностей. В припеве.

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «В солнечном царстве, в космическом государстве»Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «В солнечном царстве, в космическом государстве» 1. Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «В солнечном царстве, в космическом государстве» 2. Проблемное поле проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исполнительский анализ хора «На солнечном восходе» Тойво Куула
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 11:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД