Валентина Бакунина
Использование активных методов обучения в современной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Бакунина Валентина Валерьевна, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького, учитель начальных классов
Аннотация статьи
Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности. В этой статье автор рассматривает важность и необходимость использования активных методов обучения выполняющих направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствующих активному осмыслению знаний.
Ключевые слова
Публикация «Использование активных методов обучения в современной школе» размещена в разделах
Активизация познавательной деятельности, технология активного обучения, активные методы обучения.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Каждому человеку, вступающему в наш сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором не только современных знаний, умений, но и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО) – система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала, это форма взаимодействия обучающихся и учителя, обеспечивающая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
К активным методам обучения, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи конкретного этапа урока.
АМО строятся на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии
Основные активные методы обучения :
1. Проблемное обучение. Учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Достоинства проблемного обучения : развивает мыслительные способности обучающихся, интерес к учению, творческие силы.
2. Метод кейс-стади (метод анализа конкретных ситуаций). Для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
3. Деловая игра. Творческая активность личности в деловых играх стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего «Я». Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания - принцип единства знаний и опыта.
4. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия). Это процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем, что вызывает интерес и положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления.
5. «Круглый стол» - это одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Наряду с активным обменом знаниями, у обучающихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
6. «Мозговой штурм» - один из наиболее часто используемых методов стимулирования творческой активности, позволяющий найти решение какой-либо сложной проблемы. Основной принцип мозгового штурма заключается в том, что никто не должен высказывать оценку или критику в адрес любой идеи, возникшей в ходе обсуждения. Метод мозгового штурма предполагает, что каждый человек в какой-то степени обладает творческими способностями, В ходе мозгового штурма все ограничения убираются, и потенциал может быть использован в полной мере.
Данная технология представляется как средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в т. ч. самых фантастических.
Кроме интенсификации освоения учебной информации, эффективно использование АМО в воспитательном процессе. Работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду, способность принимать решения и умение решать проблемы, формируют качества личности, отвечающие современным потребностям общества.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
АМО формируют положительную учебную мотивацию;
повышают познавательную активность обучающихся;
активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;
стимулируют самостоятельную деятельность;
помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;
развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;
раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития
Вывод.
Активные методы обучения выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний.
Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.
Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности. Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает активизацию обучающихся.
Применение АМО эффективно в различных видах и формах деятельности с обучающимися, способствующая развитию коммуникативных способностей, активизации познавательного интереса учащихся, а также развитию творческого потенциала.
Список литературы:
1. Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО. Петрозаводск: Verso, 2012. - 555с.
Интернет – источники:
2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития “ЭкоПро”, Образовательный портал “Мой университет”, https://www.moi-universitet.ru/
3. Гибш И. А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. - М., 1961 4. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М., 1991 г. - с. 90 5. Шумова И. В. «Активные методы обучения как способ …». - Научный журнал молодой ученый. Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. -- Челябинск: Два комсомольца, 2011. -- С. 57-61.