Айгуль Амангельдовна Жильгильдина
Использование дидактичесих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста 5–7 лет в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактичесих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста 5-7 лет в условиях ДОУ
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью образовательной деятельности. Она помогае усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоченность,обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Публикация «Использование дидактичесих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста 5–7 лет в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Именно в таких играх ребенок начинает обращать внимание на способы, средства достижения результата, а не только на собственный результат, учится осознанно подчиняться правилам, что так важно для овладения учебной деятельностью.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Выделяют игры с предметами, настольно-печатные и словесные ("Выложи сам","Коврик для куклы", "Угадай, что спрятано", "Что лежит в коробке?", "Логический поезд", "Кто услышит больше звуков", "Наблюдатель", "Архитектор" и т. д.) . Также использование счетных палочек Х. Кюизенера и блоков Дьенеша ("Домино", "Раздели фигуры", "Кто быстрее соберет блоки"). Проводимые игры и упражнения способствуют интеллектуальному развитию детей, развивают внимание, память, речь, воображение, логическое мышление. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально-насыщен, запоминался. В материал образовательной деятельности обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры, в первую очередь зависит от того, каков контингент, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, особенности возраста и т. д. Выбор игры зависит от времени ее проведения, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации.
В дидактической игре применяются знания, полученные на занятии,обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития детей.
Так как на базе нашего детского сада создан ресурсный центр интеллектуального развития, мы организовали условия для детей с интеллектуальной одаренностью и использовали следующие дидактические игры : «Цифровая таблица», «Мячик-исправляйка», «Мы знаем профессии», «Куда ползает букашка», а также использование задач на понятие «вне» и «внутри», на логическую связку «не», игры «Прими правильное решение». По тому, как ребенок выполняет эти задания, можно сказать о степени его одаренности. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Для детей с интеллектуальной одаренностью характерны следующие черты:
-высоко развитая любознательность, пытливость;
-способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решить, активно экспериментировать;
-высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
-развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
-раннее развитие сенсорных способностей;
-оригинальность суждений, высокая обучаемость;
-стремление к самостоятельности.
Познавательная деятельность ребенка, созданная в форме обучения и в виде игровых комплексов, создает условия для развития интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте. Проблемный поиск обучения является комплексом игр и упражнений, которые направлены на стимулирование деятельности когнитивных процессов. Обучение построено таким образом, что дети самостоятельно решают проблемы, экспериментируют, размышляют лично и коллективно, выставляют гипотезы, предлагают игровые задания, говорят, обсуждают, оценивают плоды личной и коллективной деятельности. Дети обучаются планировать мыслительные и практические действия, исправлять ощибки, координировать свои действия с партнером по игре.
Данные игры помогают обучать дошкольников разнообразным приемам их решения: экономным и рациональным способом. В этом заключается развивающая роль дидактической игры. Дидактическая игра должна быть не только формой усвоения различных знаний и умений, но и должна способствовать общему развитию детей и формирования их способностей.
В дошкольное время ребенок развивает не только интенсивно все психические функции, но и закладку на фундамент способностей. Интеллектуальное развитие базируется на проявление и совершенствовании общих и специфических способностей. Интенсивно развиваются познавательные, интеллектуальные, творческие и практические навыки.
Дидактическая игра способствует решению задач по развитию интеллектуальных : общая осведомленность логического мышления, понятливости.