инна волкова
Использование дидактических игр для повышения остроты зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр для повышения остроты зрения
Познание дошкольниками окружающего мира предполагает активную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребенок учится способам ориентации среди разнообразия признаков и свойств предметов.
Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания.
Публикация «Использование дидактических игр для повышения остроты зрения» размещена в разделах
По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно условно разделить на две группы:
1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;
2) логические дидактические игры, назначение которых – смысловая систематизация чувственного опыта.
Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.
В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам.
При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и др.
В играх на систематизацию они соотносят предметы между собой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т. д.
По содержанию дидактические игры можно также представить как три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, так как в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.
Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала, осмыслению изображенного, их словесному описанию.
Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи, а также способствует осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов.
Рассмотрим конкретные примеры игр и заданий. Игра «Кто скорее соберет палочки». Детям предлагается в стаканчики определенного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе игры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.).
В задании «Найди такой же» дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует создать ряд от более темного к самому светлому.
В игре «Разложи по цвету» дети по образцу, кто скорее, создают цветовой ряд по оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее создаст гамму цветовых оттенков.
В упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривают изображения крыльев бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети определяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей.
В дидактическом задании «Выложи орнамент» предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.
Игра «Подбери чашки к блюдцам». Даются изображения чашек и блюдец или реальные предметы разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета.
К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к шарам цветные нитки» и др.
Дидактические игры, «Какой предмет больше, меньше?», «Что дальше, что ближе?», «Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет» упражняют детей в развитии глазомера. Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания «Угадай, что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди такой же предмет».
В игре «Кто скорее соберет листья?» дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета.
В игре «Найди каждому ребенку свою игрушку» дети подбирают игрушки: мальчику — самокат, девочке — скакалку, другим детям — волчок, мячик и т. д. При этом они определяют, какое действие характеризует ту или иную позу, когда ребенок играет с игрушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.).
В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду.
Игра, «Какой геометрической фигуры не стало?» предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать, какая фигура спрятана. В игре «Составь из частей целое» дети составляют из вырезанных частей целое изображение.
Дидактическая игра «Кто скорее нанижет свои бусы?» способствует развитию глазомера, моторики рук. Вводится элемент выигрыша на скорость. Для развития зрительно-пространственной ориентировки можно использовать игру «Найди в комнате предметы соответствующей высоты, ширины, длины». Каждый ребенок получает свою мерку: палочку, ленту и др. Надо найти предмет соответственно заданной мере по длине, высоте, ширине, например, «Найдите игрушки по высоте палочки».
Для упражнения в выделении формы дается игра «Найди предмет по форме геометрической фигуры». Дети получают геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) и геометрические тела (конус, шар, цилиндр, призма) и описывают предметы в комнате.
В игре «Каждой игрушке свое место» дети учатся вкладывать в коробки игрушки соответственно размеру.
Игра-лабиринт «Чей телефон?» учит прослеживать глазами изображение шнура телефона, чтобы выяснить, кто с кем говорит по телефону. Правильное прослеживание фиксируется фишками; дети соревнуются, кто скорее выполнит задание.
Все умения и знания, полученные на занятиях и в игровой деятельности, закрепляются в повседневной жизни детей.
Для развития пространственной ориентации и зрительных ощущений во время прогулки можно использовать игры и задания такого типа: «Сравни два дерева», «Чьи следы на снегу?», «Рассмотри радугу», «Сравни снежинки», «Пройти путь на звук», «Найди дерево, цветок по картинке» и т. д.
На прогулке можно наблюдать изменения природных явлений, смену времен года, показывать большие и маленькие льдинки, сравнивать их, рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких играх, как «Назови цвета первых упавших листьев», «Узнай растение по листочку», «Назови растение по ростку и месту посадки», «Угадай, кто ползет по листу?» и т. д.
Для формирования представлений о перспективе можно использовать фланелеграф. Предлагается образец рисунка (с 2-4х плановой перспективой) и точно такие же вырезанные изображения и детали этого рисунка. Следует создать на фланелеграфе подобно рисунку изображение, сохраняя то, как расположены предметы на рисунке.
В игровом задании «Кто с каким мячом играет?» упражняются глазодвигательные функции зрения. Дети отслеживают соединяющие девочек и мальчиков линии с разноцветными шарами и называют направление движения объектов: вверх-вниз, влево - вправо, в нижнем правом углу, середине, с правой стороны и т. д.
В дидактической игре «Угадай, где позвонили?» идет упражнение на выделение направления звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т. д.
Игра «Угадай, кто позвал?» учит детей дифференциации голоса товарищей.
Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, можно для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры. Назовем отдельные из них.
Игра «Котятки и перчатки». Детям раздаются карточки с изображением котят в разноцветных костюмчиках. Говорится скороговорка:
Потеряли котятки Прибежали ребятки
От костюмов перчатки Отыскали перчатки.
Дети произносят скороговорку и подбирают к своим картинкам с котятами изображения перчаток соответствующего цвета.
Игра «Угадай по описанию». Детям предлагают картинки с предметными изображениями: игрушки, предметы быта (обувь, посуда, мебель и др.). Дидактическое задание «Загадать загадку, описать предмет». Кто отгадает, тот получает карточку. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек.
Дидактические упражнения :
1) нарисовать, что данное слово обозначает;
2) связать слово с иллюстрацией, его изображающей;
3) произнести слоги похожих слов;
4) составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.
Следует широко использовать сенсорно-двигательные игры для упражнения на узнавание, классификацию форм, цвета, размеров, величин на всевозможные сложные различения по убывающей и возрастающей величине, оттенкам.
Детям предлагаются игры-упражнения типа: найди знакомые качества в других предметах (понятие тождества, сравни, сопоставь (понятие различения, всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение посредством схем, диаграмм и др.
Простейшие игры-задания развивают у ребенка способность причислять отдельный предмет к классу предметов (важный шаг к дедукции – обобщению).
Приведенные игры повышают способности дошкольников к обобщению и улучшению ориентации в окружающей действительности, а также развивают и активизируют зрение детей.