Ольга Блинова
Использование дидактических игр для развития сенсорных представлений детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В период раннего возраста у детей ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.).
Публикация «Использование дидактических игр для развития сенсорных представлений детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Игра - ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, поэтому игру необходимо сделать занимательной, яркой и понятной ребёнку.
Для развития восприятия формы предметов нами были использованы дидактические игры :
«Круг – квадрат» - детям предлагается узнать и правильно назвать плоскостные геометрические фигуры.
«Закрой окошко в домике»- детям предлагается соотнести форму деталей с формой отверстия
«Покажи такую же» - ребенку предлагалось рассмотреть предложенную фигуру и найти такую же.
«Из каких фигур состоит машина?» - детям предлагалось определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Собери гирлянду» - детям предлагалось собирать гирлянды из бумажных фигур в соответствии с образцом. «Закрой окошко» - детям предлагалось спрятать зайчиков от лисы в домиках разных цветов, закрывая окошко в домике квадратиком соответствующим по цвету.
«Поможем мишке разложить игрушки» - детям предлагалось помочь мишке разложить фигурки по граням куба.
Для развития восприятия величины предметов нами были использованы следующие игры :
«В какую коробку?» - детям предлагалось распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Угости зайчиков» - детям предлагалось покормить зайчиков разного размера морковками разного размера.
Для развития восприятия цвета, нами были использованы игры :
«Какого цвета не стало?» - детям предлагалось определить, какого цвета не стало в гирлянде из флажков разного цвета.
«Какого цвета предмет?» - ребенку предлагалось под карточку с изображением контура предмета подложить карточку подходящего цвета.
«Найди такой же» - педагог выставлял картинки с изображениями двух предметов, близких по цвету, а детям предлагалось назвать сходные цвета обоих предметов.
«Плетём коврик из цветных полосок» - детям предлагалось сплести коврик, повторяя чередование цветов в образце.
«Какие цвета использованы?» - детям предлагалось рассмотреть панно с аппликационным изображением какого-то животного и найти детали одного и того же цвета, но разных оттенков.
Продуктивность занятий во многом зависит от эмоциональности их проведения. Дети раннего возраста не способны заставить себя сделать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Всё, что используется для занятий должно иметь привлекательный вид: яркие, цветные кубики, шарики, пирамидки. Интерес к занятию повышается, когда содержание побуждает к действию для достижения результата. Дети должны осваивать окружающие предметы действенным путём – посмотреть, потрогать. Планомерность и системность в работе - именно при таких условиях складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.
Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, и для многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.