Лучший педагог года

Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов

Екатерина Шацкая
Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов

«Использование дидактических игр

экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов»

Пояснительная записка.

В наше время экологическое воспитание играет огромную роль в дальнейшем сосуществовании человека и природы. В наше время особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе. Охрана природы – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашего государства. Именно поэтому, привитие любви к природе, бережное отношение к ней в дошкольном возрасте является актуальным вопросом современности.

Публикация «Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников - это одно из приоритетных направлений в нашем саду. С самого младшего возраста воспитываем бережное отношение к природе, формируем личность, осознающую последствия своих действий по отношению к природе. Материал готовим максимально разнообразный и наглядный. Вашему вниманию представляем картотеку дидактических игр экологического характера для детей средней группы «Игры на липучках».

Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.

Задачи:

1. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.

2. Развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.

3. Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.

4. Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.

5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

6. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

7. Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду.

Для достижения поставленных задач созданы следующие условия:

• учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;

• эмоционально-стимулирующее общение педагога с детьми и детей друг с другом;

занимательность процесса.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются:

экологические знания, экологическая культура;

• осознание важности природоохранных мероприятий;

• навыки правильного поведения в природной среде;

• чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;

• эстетическое восприятие окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – эстетической деятельности.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются в совместной образовательной деятельности и в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л. А. Венгер, Н. Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С. Т. Шацкий, наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). [10, c. 17]

Человек играющий — это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.

Социальный аспект проявляется в том, что игра — это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых. Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. Главный мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. [7, c. 167]

Игра в понимании детей - интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора игрушек и действий с ними, свободу, не ограниченную временными рамками. И это, конечно же, так. Но для взрослых игра - универсальный способ обучения и воспитания, особенно применительно к детям раннего возраста.

Дидактическая игра – явление сложное и многоплановое. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Преимущества развивающих игр на липучках:

• Первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интересв разы повышает результативность!

• Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.

• Игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.

• Незаметно для ребёнка происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.

• Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявлять воспитываемые у него качества. [2, c. 75]

Игра позволяет привнести эмоциональный эффект в занятие. Методическая разработка «Игры на липучках» представляет собой развивающий альбом для детей, состоящий из различных игр и заданий. Они предназначены для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста дома или в детском саду. Игры на липучках замечательно подходят для детей среднего дошкольного возраста, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. Формирование познавательной активности обучающихся во время занятия происходит при помощи игрового пособия, путем включения заданий и упражнений в образовательный процесс. Такие игры привлекают внимание детей своим разнообразием, красочностью, оригинальностью исполнения, тем самым заинтересовывают и вовлекают ребенка в процесс изучения нового материала. [8, c. 92]

Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться (Приложение 3).

Ниже представлена картотека игр.

1. «Чьи следы? Чем питается?»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных и птицах, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей; закрепить знание внешнего вида животных, умение отгадывать загадки.

Материал : игровое поле, карточки с изображением животных, их следов, видов питания.

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель загадывает загадки, а ребенок ищет ответ на картинке

Вариант 2. Дети рассматривают картинки со следами и запоминают кому они принадлежат, в уточняющей беседе закрепляют способы питания животные.

Вариант 3. Можно совместить загадки, картинки со следами, чем питаются и животными.

2. «Найди животное по окрасу»

Цель: развивать умение анализировать, сопоставлять и сравнивать; развивать внимательность, воображение, память и коммуникативные навыки.

Материал : игровое поле, карточки с изображением окраса животных.

Ход игры.

Перед началом игры внимательно рассмотрите вместе с ребенком карточки животных. Обсудите, какое животное как называется, домашнее оно или дикое, как разговаривает, какого цвета у него шерсть. Также обсудите с ребенком разные покровы: шерсть, перья, панцирь.

Вариант 1 (для младшего дошкольного возраста). Попросить ребенка найти шубку к каждого животного, постепенно усложняйте игру, добавляя новых животных.

Вариант 2 (игра для нескольких игроков). Все карточки кладут в центр игрового стола и игроки одновременно ищут и собирают пары (животное - его пятнышки или шерстка). Кто насобирал больше правильных пар - выигрывает.

2. «Найди тень»

Цель: развивать умение детей находить заданные силуэты путем наложения; развивать познавательную деятельность; развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.

Материал : игровое поле с изображением и карточки с силуэтами животных.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям разложить карточки с силуэтами животных на цветные картинки.

4. «Угадай. Кто это?»

Цель: развитие любознательности и стремления к познанию окружающего мира; развитие смекалки и изобретательности детей.

Материал : карточки изображением животных и частей его тела.

Ход игры.

Перед ребёнком карточка, на которой нарисованы части животного (лапы, хвост, клюв, чем питается). Ребёнку нужно узнать животное, используя как можно меньше карточек.

5. Лото «Дикие и домашние животные»

Цель: обогащать представления детей о животном мире; развить внимание, мышление и речь.

Материал : карточки изображением животных, фишки.

Ход игры.

Карточки раскладываются перед игроками. Входящие в комплект фишки раскладываются на столе так, чтобы их картинки смотрели вниз. Затем ведущий начинает их переворачивать, а игроки – искать на карточках их соответствия. Задача каждого из игроков – быстрей остальных игроков закрыть выигранными фишками все свободные ячейки на карточке.

6. Игра «Гнездо, улей, нора»

Цель: познакомить детей с дикими и домашними животными и местами их обитания.

Материал : карточки изображением животных, игровое поле.

Ход игры:

Картинки с животными раскладываются на карты с изображением соответствующего жилища. Во время занятий педагог знакомит детей со средой обитания и жилищем животных. Ребенок должен иметь представление о том, где зимует медведь и где живет овца, куда несет мед пчела и где выводит потомство скворец.

7. Игра «Пищевые цепочки» (лиса и медведь)

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях, применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки.

Материал : карточки изображением животных, игровое поле.

Ход игры.

Детям раздаются карточки. Дети должны разложить цепочку, кто чем и кем питается.

8. Игра «Угости ёжика яблоками"

Цель: Закреплять счет до 8, развивать внимание, зрительное сосредоточение; развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения.

Материал : карточки, игровое поле.

Ход игры.

У ёжиков на теле нарисованы цифры. Нужно найти соответствующее яблока с нужным количеством точек и прикрепить к ёжику.

9. Игра «Угадай, кто спрятался?»

Цель: тренировка зрительно - пространственного восприятия и зрительной памяти.

Материал : карточки изображением животных, игровое поле.

Ход игры.

Предложите ребенку поиграть в прятки с животными, угадать, какое животное спряталось, найти изображение и назвать его. Таким образом мы расширяем словарь ребенка.

10. Игра «Животные и их детёныши»

Цель: учить детей различать взрослых животных их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка. Расширять представления о внешнем виде, особенностях их поведения. Совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различие.

Материал : карточки изображением животных, игровое поле.

Ход игры.

Детям раздают карточки с изображением животных. Детей просят назвать взрослое животное и найти детеныша. Далее рассматриваем животных, находим сходства и различия.

Большое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Заключение

Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.

Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям изменениям и многообразию.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими рукамиРазвитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими руками Использование дидактических игр и упражнений дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной.

Детский мастер класс Стенгазета «12 июня — день России» с использование нетрадиционных материаловДетский мастер класс Стенгазета «12 июня — день России» с использование нетрадиционных материалов 12 июня наша страна отмечает важный государственный праздник – День России. Этот праздник символизирует свободу и справедливость, объединяет.

Мастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельностиМастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности Мастер-класс. Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности. Работая над проектом «Развитие творческих способностей.

Мастер-класс по аппликации из пенопласта «Ландыши»Мастер-класс по аппликации из пенопласта «Ландыши» Мастер класс "Ландыши" Перед началом работы,расскажем немного детям о ландышах и рассмотрим на картинках. Этот хрупкий лесной цветок, под.

Мастер-класс по ручному труду «Яблоньки» из нетрадиционных материалов и в нетрадиционных техникахМастер-класс по ручному труду «Яблоньки» из нетрадиционных материалов и в нетрадиционных техниках Материал для выполнения мастер – класса: набор цветной бумаги, одноразовая бумажная тарелочка светлого зелёного цвета, пряжа для вязания.

Мастер-класс в нетрадиционных техниках «Цыплёнок» из нетрадиционных материаловМастер-класс в нетрадиционных техниках «Цыплёнок» из нетрадиционных материалов Материал для выполнения мастер- класса: бумажная одноразовая тарелочка жёлтого цвета, набор цветной бумаги, двусторонний скотч, ножницы,.

Мастер-класс в нетрадиционных техниках «Петушок» из нетрадиционных материаловМастер-класс в нетрадиционных техниках «Петушок» из нетрадиционных материалов Мастер – класс «Петушок» выполнен в нетрадиционной технике и из нетрадиционных материалов – разноцветных бумажных одноразовых тарелочек.

Мастер-класс в нетрадиционных техниках «Синий кит» из нетрадиционных материаловМастер-класс в нетрадиционных техниках «Синий кит» из нетрадиционных материалов Материал для выполнения мастер – класса: одноразовые бумажные тарелочки синего цвета в количестве трёх штук, шаблоны изображения хвоста.

Наличие дидактических материалов в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования Одним из требований ФГОС ДО являются требования к созданию психолого – педагогических условий для реализации основной образовательной Программы.

Поделка из нетрадиционных материалов «Божья коровка»Поделка из нетрадиционных материалов «Божья коровка» Тема: Божья коровка. (Поделка из нетрадиционных материалов) Интеграция образовательных областей. -познавательное развитие; -речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов
Опубликовано: 21 октября 2021 в 15:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД