Приложение МААМ

Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов

Екатерина Шацкая
Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование дидактических игр

экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов»

Пояснительная записка.

В наше время экологическое воспитание играет огромную роль в дальнейшем сосуществовании человека и природы. В наше время особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе. Охрана природы – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашего государства. Именно поэтому, привитие любви к природе, бережное отношение к ней в дошкольном возрасте является актуальным вопросом современности.

Публикация «Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников - это одно из приоритетных направлений в нашем саду. С самого младшего возраста воспитываем бережное отношение к природе, формируем личность, осознающую последствия своих действий по отношению к природе. Материал готовим максимально разнообразный и наглядный. Вашему вниманию представляем картотеку дидактических игр экологического характера для детей средней группы «Игры на липучках».

Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.

Задачи:

1. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.

2. Развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.

3. Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.

4. Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.

5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

6. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

7. Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду.

Для достижения поставленных задач созданы следующие условия:

• учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;

• эмоционально-стимулирующее общение педагога с детьми и детей друг с другом;

занимательность процесса.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются:

экологические знания, экологическая культура;

• осознание важности природоохранных мероприятий;

• навыки правильного поведения в природной среде;

• чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;

• эстетическое восприятие окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – эстетической деятельности.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются в совместной образовательной деятельности и в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л. А. Венгер, Н. Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С. Т. Шацкий, наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). [10, c. 17]

Человек играющий — это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.

Социальный аспект проявляется в том, что игра — это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых. Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. Главный мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. [7, c. 167]

Игра в понимании детей - интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора игрушек и действий с ними, свободу, не ограниченную временными рамками. И это, конечно же, так. Но для взрослых игра - универсальный способ обучения и воспитания, особенно применительно к детям раннего возраста.

Дидактическая игра – явление сложное и многоплановое. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Преимущества развивающих игр на липучках:

• Первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интересв разы повышает результативность!

• Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.

• Игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.

• Незаметно для ребёнка происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.

• Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявлять воспитываемые у него качества. [2, c. 75]

Игра позволяет привнести эмоциональный эффект в занятие. Методическая разработка «Игры на липучках» представляет собой развивающий альбом для детей, состоящий из различных игр и заданий. Они предназначены для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста дома или в детском саду. Игры на липучках замечательно подходят для детей среднего дошкольного возраста, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. Формирование познавательной активности обучающихся во время занятия происходит при помощи игрового пособия, путем включения заданий и упражнений в образовательный процесс. Такие игры привлекают внимание детей своим разнообразием, красочностью, оригинальностью исполнения, тем самым заинтересовывают и вовлекают ребенка в процесс изучения нового материала. [8, c. 92]

Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться (Приложение 3).

Ниже представлена картотека игр.

1. «Чьи следы? Чем питается?»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных и птицах, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей; закрепить знание внешнего вида животных, умение отгадывать загадки.

Материал : игровое поле, карточки с изображением животных, их следов, видов питания.

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель загадывает загадки, а ребенок ищет ответ на картинке

Вариант 2. Дети рассматривают картинки со следами и запоминают кому они принадлежат, в уточняющей беседе закрепляют способы питания животные.

Вариант 3. Можно совместить загадки, картинки со следами, чем питаются и животными.

2. «Найди животное по окрасу»

Цель: развивать умение анализировать, сопоставлять и сравнивать; развивать внимательность, воображение, память и коммуникативные навыки.

Материал : игровое поле, карточки с изображением окраса животных.

Ход игры.

Перед началом игры внимательно рассмотрите вместе с ребенком карточки животных. Обсудите, какое животное как называется, домашнее оно или дикое, как разговаривает, какого цвета у него шерсть. Также обсудите с ребенком разные покровы: шерсть, перья, панцирь.

Вариант 1 (для младшего дошкольного возраста). Попросить ребенка найти шубку к каждого животного, постепенно усложняйте игру, добавляя новых животных.

Вариант 2 (игра для нескольких игроков). Все карточки кладут в центр игрового стола и игроки одновременно ищут и собирают пары (животное - его пятнышки или шерстка). Кто насобирал больше правильных пар - выигрывает.

2. «Найди тень»

Цель: развивать умение детей находить заданные силуэты путем наложения; развивать познавательную деятельность; развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.

Материал : игровое поле с изображением и карточки с силуэтами животных.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям разложить карточки с силуэтами животных на цветные картинки.

4. «Угадай. Кто это?»

Цель: развитие любознательности и стремления к познанию окружающего мира; развитие смекалки и изобретательности детей.

Материал : карточки изображением животных и частей его тела.

Ход игры.

Перед ребёнком карточка, на которой нарисованы части животного (лапы, хвост, клюв, чем питается). Ребёнку нужно узнать животное, используя как можно меньше карточек.

5. Лото «Дикие и домашние животные»

Цель: обогащать представления детей о животном мире; развить внимание, мышление и речь.

Материал : карточки изображением животных, фишки.

Ход игры.

Карточки раскладываются перед игроками. Входящие в комплект фишки раскладываются на столе так, чтобы их картинки смотрели вниз. Затем ведущий начинает их переворачивать, а игроки – искать на карточках их соответствия. Задача каждого из игроков – быстрей остальных игроков закрыть выигранными фишками все свободные ячейки на карточке.

6. Игра «Гнездо, улей, нора»

Цель: познакомить детей с дикими и домашними животными и местами их обитания.

Материал : карточки изображением животных, игровое поле.

Ход игры:

Картинки с животными раскладываются на карты с изображением соответствующего жилища. Во время занятий педагог знакомит детей со средой обитания и жилищем животных. Ребенок должен иметь представление о том, где зимует медведь и где живет овца, куда несет мед пчела и где выводит потомство скворец.

7. Игра «Пищевые цепочки» (лиса и медведь)

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях, применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки.

Материал : карточки изображением животных, игровое поле.

Ход игры.

Детям раздаются карточки. Дети должны разложить цепочку, кто чем и кем питается.

8. Игра «Угости ёжика яблоками"

Цель: Закреплять счет до 8, развивать внимание, зрительное сосредоточение; развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения.

Материал : карточки, игровое поле.

Ход игры.

У ёжиков на теле нарисованы цифры. Нужно найти соответствующее яблока с нужным количеством точек и прикрепить к ёжику.

9. Игра «Угадай, кто спрятался?»

Цель: тренировка зрительно - пространственного восприятия и зрительной памяти.

Материал : карточки изображением животных, игровое поле.

Ход игры.

Предложите ребенку поиграть в прятки с животными, угадать, какое животное спряталось, найти изображение и назвать его. Таким образом мы расширяем словарь ребенка.

10. Игра «Животные и их детёныши»

Цель: учить детей различать взрослых животных их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка. Расширять представления о внешнем виде, особенностях их поведения. Совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различие.

Материал : карточки изображением животных, игровое поле.

Ход игры.

Детям раздают карточки с изображением животных. Детей просят назвать взрослое животное и найти детеныша. Далее рассматриваем животных, находим сходства и различия.

Большое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Заключение

Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.

Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям изменениям и многообразию.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими рукамиРазвитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими руками Использование дидактических игр и упражнений дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной.

Детский мастер класс Стенгазета «12 июня — день России» с использование нетрадиционных материаловДетский мастер класс Стенгазета «12 июня — день России» с использование нетрадиционных материалов 12 июня наша страна отмечает важный государственный праздник – День России. Этот праздник символизирует свободу и справедливость, объединяет.

Мастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельностиМастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности Мастер-класс. Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности. Работая над проектом «Развитие творческих способностей.

Мастер-класс по аппликации из пенопласта «Ландыши»Мастер-класс по аппликации из пенопласта «Ландыши» Мастер класс "Ландыши" Перед началом работы,расскажем немного детям о ландышах и рассмотрим на картинках. Этот хрупкий лесной цветок, под.

Мастер-класс по ручному труду «Яблоньки» из нетрадиционных материалов и в нетрадиционных техникахМастер-класс по ручному труду «Яблоньки» из нетрадиционных материалов и в нетрадиционных техниках Материал для выполнения мастер – класса: набор цветной бумаги, одноразовая бумажная тарелочка светлого зелёного цвета, пряжа для вязания.

Мастер-класс в нетрадиционных техниках «Цыплёнок» из нетрадиционных материаловМастер-класс в нетрадиционных техниках «Цыплёнок» из нетрадиционных материалов Материал для выполнения мастер- класса: бумажная одноразовая тарелочка жёлтого цвета, набор цветной бумаги, двусторонний скотч, ножницы,.

Мастер-класс в нетрадиционных техниках «Петушок» из нетрадиционных материаловМастер-класс в нетрадиционных техниках «Петушок» из нетрадиционных материалов Мастер – класс «Петушок» выполнен в нетрадиционной технике и из нетрадиционных материалов – разноцветных бумажных одноразовых тарелочек.

Мастер-класс в нетрадиционных техниках «Синий кит» из нетрадиционных материаловМастер-класс в нетрадиционных техниках «Синий кит» из нетрадиционных материалов Материал для выполнения мастер – класса: одноразовые бумажные тарелочки синего цвета в количестве трёх штук, шаблоны изображения хвоста.

Наличие дидактических материалов в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования Одним из требований ФГОС ДО являются требования к созданию психолого – педагогических условий для реализации основной образовательной Программы.

Поделка из нетрадиционных материалов «Божья коровка»Поделка из нетрадиционных материалов «Божья коровка» Тема: Божья коровка. (Поделка из нетрадиционных материалов) Интеграция образовательных областей. -познавательное развитие; -речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов
Опубликовано: 21 октября 2021 в 15:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр экологического характера, изготовленных из нетрадиционных материалов» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шацкая (УИ 2302438) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД