Получи документы

Использование фольклора и пальчиковых игр в развитии речи дошкольника

Лилия Иртуганова
Использование фольклора и пальчиковых игр в развитии речи дошкольника

Использование фольклора и пальчиковых игр в развитии речи дошкольника.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талант. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность речи, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Публикация «Использование фольклора и пальчиковых игр в развитии речи дошкольника» размещена в разделах

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются малые фольклорные жанры (загадки, потешки, считалки, колыбельные песенки, пестушки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно

-обогащает словарь;

-развивает звуковую культуру речи;

-развивает грамматический строй речи;

-развивает фонематический слух;

-развивает артикуляционный аппарат;

-развивает связную речь.

-расширяет знания ребенка об окружающей действительности,

-развивает умения тонко чувствовать художественную форму родного языка.

Ни для кого не секрет, что ребенок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребё нка: прислушиваясь в словам потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение.

Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые - радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Трудно найти более ценный материал, для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно – прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит и от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л. В. Фомина). Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Можно сказать, что руки ребенка подготавливают почву для последующего развития речи, пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей младшего и среднего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого. Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

— игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Самомассаж кистей и пальцев рук :

— Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

— Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

— Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

— Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

—Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

— Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

— Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

— Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Расслабление пальцев и кистей рук :

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.

«Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

Пальчиковый театр :

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

— стимулирует развитие мелкой моторики;

— знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

— помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);

развивает воображение, память, мышление и внимание;

— помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

— формирует творческие способности и артистические умения;

— знакомит с элементарными математическими понятиями.

При проведении пальчиковых игр необходимо :

—Выполнять упражнение нужно с ребенком, при этом показывая свое увлечение игрой. Как правило, дети начинают проговаривать текст частично, но при постепенном разучивании текста дети произносят его полностью с правильно выполненными движениями. Нельзя забывать, что дети точно копируют взрослого!

—При выборе двух и более упражнений постарайтесь заменять их новыми. Наиболее полюбившиеся детям игры можно оставить в своей образовательной деятельности и выполнять их по желанию детей.

—Не ставьте перед детьми сложные задания, так как внимание у детей ограничено, и большой объем упражнений может снизить интерес к играм.

Разучивание пальчиковых игр должно проходить поэтапно:

—взрослый сначала показывает игру ребенку сам (знакомство);

—взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка;

взрослый и ребенок выполняют движения одновременно: взрослый проговаривает текст, а ребенок ему помогает;

—ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый наблюдет и при необходимости может ему помочь.

Целесообразно начинать играть с детьми в пальчиковые игры с раннего возраста, постепенно усложняя перед ними задачи (движения, тексты, мимику, темп).

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики :

— застегивание и расстегивание пуговиц;

— шнуроваие ботинок;

— шнуровка на специальных рамках;

— нанизывание колец на тесьму; - игры с мозаикой;

— сортировка мозаики по ячейкам;

— игры с конструкторами;

— перебирание круп, зёрен (фасоль отделить от гороха; поделки из риса).

Таким образом, очень важно использовать фольклор и пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование малых форм фольклора в развитии навыков самообслуживания у детей младшей группы Навыки и привычки, прочно сформированные у детей дошкольного возраста, сохраняются на всю жизнь. Режимные процессы (кормление, подготовка.

Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей,.

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей Использование фольклора в развитии двигательной активности детей Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольника Одним из основных направлений воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Главной задачей, которого.

Использование пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей первой группы раннего возраста Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, слышали о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью.

Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Часто руки знают, как распутать то, над чем.

Консультация для родителей «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2–3 лет» Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет» Детский фольклор – это особая часть народной.

Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольника МБДОУ детский сад №22 «Сказка» Статья на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольника» Воспитатели: Матюнина Д. В. Дмитриева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора и пальчиковых игр в развитии речи дошкольника
Опубликовано: 22 октября 2019 в 20:03
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД