Лучший педагог года

Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

Мокина Вера Анатольевна
Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово»

(К. Д. Ушинский.)

Публикация «Консультация „Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие речи средствами малых фольклорных форм выбрано мной, не случайно, данная тема как никогда актуально в наше время в век высоких технологий, быстро меняющегося ритма жизни. Развитие речи через фольклор позволяет ребенку растить любознательность, оценить красоту окружающего мира, познать ценность русского языка и все его многообразие.

Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети дошкольного возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Однако отсутствие системы в использовании малых форм фольклора, неумение подчинить работу целям речевого развития не позволяют добиться выраженных результатов в данном направлении.

Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно - речевую деятельность дошкольников.

Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. В. Новоторцевой, О. С. Ушаковой, Е. И. Тихеевой, О. А. Ивановой, Ф. А. Сохиным и др.

Значение занятий по развитию речи через малые формы фольклора для нравственного воспитания заключаются в том, что в процессе занятий у детей воспитываются нравсткнно - волевые и духовно-нравственные качества личности ребенка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского национального характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Большое место в приобщении детей к народный культуре занимают народные праздники и традиции. Наблюдение за характерными особенностями времен года, погодные изменения, поведение птиц и животных, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связанны с трудовой деятельностью, с различными сторонами общественной жизни человека во всей ее ценности и многообразии. В непрерывном процессе образования ребенок должен получать в первую очередь удовольствие и главная цель педагога создать для этого процесса все условия. Создать доверительную, эмоционально положительную среду во время занятия и в остальных видах деятельности малыша. Процесс обучения должен быть направлен на развитие речи ребенка, на обогащение словарного и речевого запаса ребенка на начальном этапе образования и совершенствования полученных знания в дальнейшем. Развитие речи – это один из важных видов деятельности дошкольников.

В работе педагога (воспитателя) применяются следующие виды работы с использованием фольклора :

- занятия;

- игры;

- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;

- досуги;

- календарные праздники.

- самостоятельная игровая деятельность.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.

Вывод

Опыт моей работы по теме: «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» показал:

- У детей пополнились знания фольклорными произведениями : потешками, поговорками, русскими народными сказками, песнями, считалочками;

- Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;

- Пополнился словарный запас детей;

- У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысился общий культурный уровень.

Перспектива.

Продолжать работу по использованию фольклора на занятиях по развитию речи. Разработать пособие, памятки для воспитателей и родителей по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора. Продолжать прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы. Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок.

Список литературы:

1. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи// Дошкольное воспитание. - №8. – 2007.- с. 86-93

2. Сазанова С. Е., Малинина О. В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39 – 2008. – с. 47 – 53

3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : Владос, 1994. – 178 с.

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/programma-kruzhka-po-netradicionnoy-tehnike-risovaniya-v-dou[Электронный ресурс]/ Филатова Светлана Владимировна

Публикации по теме:

Консультация «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинс Одной из важнейших задач, стоящих перед.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Консультация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста» Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного.

Консультация для родителей «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2–3 лет» Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет» Детский фольклор – это особая часть народной.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное возрождение, ведь на сегодняшний день искажены.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора» Мы, педагоги с тревогой замечаем, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они.

План работы по самообразованию: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (калмыцкого и русского) Тема самообразования: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (русского калмыцкого). Цель: повышение своего.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: " Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 июня 2019 в 08:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД