Папки-передвижки

Использование фольклора в работе с дошкольниками

Галина Телегина
Использование фольклора в работе с дошкольниками

«Мудрость предков – зеркало для потомков»

К. Д. Ушинский

С благоговеньем прикасайся,

К тому, чем ты вооружен,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.

Воздушно легок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен,

Наш удивительный язык

С. Скачко

Актуальность

На сегодняшний день моя тема очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образность. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа

Публикация «Использование фольклора в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Работая над этой темой, наметила перед собой цель:

Использование произведений народного фольклора, как возможность развития речи детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир

Поставила задачи:

-Развивать речевой аппарат,

-Формировать правильное произношение звуков речи, грамматический строй речи,

-Развивать диалогическую и монологическую стороны речи,

-Интонационную выразительность в процессе ознакомления с различнымии формами фольклора,-

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

- учить передавать различные эмоции с помощью пластичных движений,

-Воспитывать интерес к различным малым фольклорным формам, желание их обыгрывать, обогатить словарный запас детей

Принципы работы с разными формами фольклора :

Принципы работы таковы :

- Учитываю возрастные особенности детей,

-интеграция с разными видами деятельности детей,

-Активно включаю в деятельность всех детей,

-Максимально использую развивающий потенциал малых форм фольклора в создании речевой среды

В работе использую различные методы :

-Наглядные методы позволяют формировать яркие представления о фольклоре, дают ребенку возможность всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы

-Практические методы позволяют уточнять и углублять представления детей о фольклоре, способствуют возникновению атмосферы заинтересованности

-Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально - положительные отношения к жанрам устного творчества, позволяют в кротчайший срок передать детям информацию

Использую следующие приемы :

-Прием инсценирования, с помощью специально отобранных средств.

- Рассказ воспитателя, с использованием иллюстраций, картинок, показ сладов, видеофильмов.

-Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие.

- Прием речевого образа – это правильная речевая деятельность воспитателя.

-Хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку рече - двигательного аппарата детей.

-Заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок и загадок.

-Прием оценки ответа. Действия или исправления. Показ способов действий.

Детский фольклор я использую в разных видах деятельности

• Обучение правильному произношению,

• Приобщение детей к русской национальной культуре

• В образовательной деятельности

• В беседах, наблюдениях,

• В народных подвижных играх,

• В играх на развитие мелкой моторики,

• В театрализованной деятельности, инсценировках.

Еще один вид игр, в которых я использую детский фольклор - пальчиковая гимнастика

Хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми.

Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Самые любимые игры детей это «Ловишки», «Игра с петушком», «Платок», «Солнышко».

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики - модульная гимнастика /в процессе игр, дети выполняют задания в игровой форме, проговаривают слова потешек, не замечая, как быстро их запоминают/

Сказки

Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи. Путешествие в мир сказки развивает воображение фантазию, побуждают их к самостоятельному пересказыванию сказок, желанию инсценировать и даже попробовать свои силы в сочинительстве сказок.

Большое внимание уделяю знакомству с загадками

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. При работе с загадками использую такие формы :

• Нарисуй отгадку,

• Придумай свою загадку,

• Придумай загадку по картинке, предмет.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений – это пословицы и поговорки, песенки и скороговорки.

По меткому определению К. Д. Ушинского – пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Широко использую дидактические игры / словесные и с дидактическим материалом/.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная выразительность /напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. д. /

Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетаний, освоить лексическую сторону речи.

Также фольклор использую в процессе утренников, развлечений в форме инсценировок, хороводов, танцев, народных игрё

Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.

Реализовала проекты: «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками»

С детьми и родителями осуществили проекты: «Чудесный мир народного творчества», «Осенины», «Масленица»

Работа с родителями.

Одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями: я использую беседы, консультации, собрания

Результаты:

Таким образом, использую постоянно все перечисленные формы работы, методы и приемы, у детей появился интерес к народному творчеству, художественной литературе, обогатился словарный запас. Речь детей стала более выразительной и эмоционально - окрашенной. Расширились детские представления об окружающем мире

Подводя итог всей работы, хочу сделать вывод, что детей с раннего возраста следует учить восприятию фольклорных текстов,

• Воспитывать интерес к языковому богатству,

• Целенаправленная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Постепенно у детей откроется сила народного слова.

Публикации по теме:

Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста «Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»[/b] Воспитатель: Муравьева.

Использование дидактических игр в работе с дошкольниками Дидактическая игра давно занимает значительное место в развитии детей дошкольного возраста. В игре ребнок развивается как личность,.

Консультация «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста» .

Использование ИКТ технологий в работе с дошкольниками. Применение онлайн-игр Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью.

Использование интерактивных технологий в работе с дошкольниками ФГОС ДО ориентирует педагога на создание условий для получения качественного дошкольного образования каждым ребенком. На этапе реформирования.

Использование Лего-технологий в работе с дошкольниками Использование Лего -технологий в работе с дошкольниками Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию.

Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Детский фольклор – область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры, фольклор относительно.

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по развитию речиИспользование мнемотехники в работе с дошкольниками по развитию речи Добрый день уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы по развитию речи. Проблема развития речи детей всегда актуальна.

Использование метода экспериментирования в работе с дошкольникамиИспользование метода экспериментирования в работе с дошкольниками Метод детского экспериментирования – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.

Презентация «Использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками» Использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками - это интересная и полезная работа. Важно не забывать менять содержимое коробочки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора в работе с дошкольниками
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 17:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД