Получи документы

Использование игр в формировании звукопроизношений

Уляева Людмила
Использование игр в формировании звукопроизношений
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игр в коррекционной работе, основывается на следующих принципах:

Игра должна опираться на программный материал.

Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс всех анализаторов.

Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям.

Пособия, используемые при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

Условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Публикация «Использование игр в формировании звукопроизношений» размещена в разделах

В коррекционной работе, для развития у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, используются следующие игры :

Игры помогающие подготовить органы речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и правильного артикуляционного уклада, необходимого для его воспроизведения.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.

Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры, направленные на развитие мелкой и общей моторики.

Игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Игры, направленные на развитие высших психических функций, таких как восприятие, внимание, память, мышление.

Первым и важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка определенного положения органов артикуляционного аппарата, его подвижности, координированности и переключаемости движений, что достигается проведением специальной гимнастики. Артикуляционная гимнастика создает тот настрой у детей, который будет способствовать эффективности занятия в целом. Что бы процесс развития артикуляционной моторики протекал активнее, быстрее, преодоление трудностей проходило легче, необходимо использовать игровые формы работы. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. Он проявляет интерес даже при выполнении очень трудных упражнений. Например: детям очень нравится игра, при которой происходит чередование артикуляционных укладов для губ (оскал зубов – вытягивание губ хоботком, под названием «Ты – лягушонок, ты – слоненок». Ребенок по сигналу выполняют заданные движения.

Уже в четыре года у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому использование стихотворных текстов для проведения артикуляционных упражнений, развивают у ребенка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствуют развитию речевого слуха.

«Лягушка»

Тянут губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам

Улыбаются. Смеются,

А глаза у них как блюдца.

Как веселые лягушки,

Тянем губки прямо к ушкам.

Потянули – перестали.

И несколько не устали!

«Слон»

Подражаю я слону –

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Лягушка-слон»

Свои губки прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.

«Лопатка»

Язычок широкий гладкий, получается лопатка,

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять…

«Иголочка»

Язычок вперёд тяну, подойдешь и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять…

Проводить артикуляционную гимнастику можно и с помощью «Сказки о Веселом язычке». Например:

Язычок сел завтракать. Самовар кипит, просит чай пить.

Выполняются упражнение «Подуем на чай», «Пирожок», «Чашечка».

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Посмотрел язычок на себя в зеркало и увидел, что губы испачканы вареньем. Проводится упражнение «Оближи варенье» («Вкусное варенье»).

Поставленный звук закрепляется звукоподражанием : «Изобрази, как шумит лес, как шипит сердитый гусь, как жужжит жук, заведи мотоцикл, поезд в пути, паровоз выпускает пар и т. д.».

Закрепить произношения изолированного звука помогут также игры «Ступеньки». Необходимо правильно произнести звук на каждой ступеньке. В случае неправильного звучания спускаемся на исходную позицию. Аналогично проводится игра «Заберись на гору». В игре «Помоги зайчику перейти через болото» ребенку необходимо произнести правильно изолированный звук, при этом зайчик перепрыгивает с одного камешка на другой.

Для автоматизации звуков можно использовать следующие игры : «Эхо», «Повторялки», «Карусель» (многократное повторение картинок с ускорением темпа, «Исправь ошибки» (оценить правильно ли горит зайчонок и т. п., исправить, проговаривая, Один-много», «Скажи ласково», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Кому что нужно?» (профессии, «Лото», «Домино», «Жадина» (мой, моя, мое, «Вспомни парную картинку» (автоматизация звуков - предлагается пары картинок, затем убирается по одной из каждой пары, предлагается вспомнить ту, которая была связана с оставленной. Например: терка – морковь, повар – пирог, топор – дрова, «Я начну, а ты закончи» (я нашел плюшевого мишку, ты).

Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения детей к заданию. Например: одно и тоже задание: делить слова на слоги в повторяется играх «Доктор Айболит», «Зоопарк», «Магазин», «Три медведя», «Паровозик», «Звуковая дорожка», «Посели слово», «Бусы» (автоматизация звуков и определение количества слогов в слове – логопед показывает детям части бус, нанизанные на шнуры, логопед предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов, сколько бусинок на шнуре. Ребенок называет слово и при правильном ответе нанизывает бусину, «Кубик» (автоматизация звука, определение количества звуков в слове).

Языковой анализ и синтез - это сложная мыслительная работа. Используя игры при подготовке детей к усвоению анализа и синтеза сделать эту работу можно интересной и поучительной, например, игра «Кто больше», в которой можно посоревноваться в подборе слов на заданный звук. В игре «Как львенок в гости ходил», герой помогает провести звуковой анализ слова. В игре «Магазин» необходимо расплатиться «денежкой», на которой обозначено положение звука в слове.

В доступной и интересной форме, на материале сказки «Репка», можно научить детей выделять звуки в начале, конце и середине слова, слышать последовательный ряд звуков. На занятии дети получает задание составить ряд из любых трех персонажей сказки, например, поставить фигурки так, чтобы бабка была в начале ряда, жучка – в конце, а кошка – в середине. Затем прошу ответить на вопросы о местонахождении в ряду каждого героя сказки. Кто стоит в середине ряда – кошка или Жучка? Кто вначале, кто в конце?

Своеобразная игра – загадывание и отгадывание загадок. Замысловатый вопрос в основе загадки содержит все типы синтаксических языковых конструкций. Осваивая способы загадывания и отгадывания загадок, ребенок упражняет и свой ум, и свой язык. Правильные отгадки в дальнейшем можно усложнить заданием (доказать правильность ответа, обосновать отгадку). Например: «Маленькие загадки» на автоматизацию звука Р -есть у самолета и у птицы, самая высокая часть дома, воронье словечко, начало дня, был поленом, стал мальчиком.

Чистоговорки и скороговорки используются для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков, для выработки отчетливой ясной речи. Например, «Говори – не торопись и смотри не ошибись» «Са-са-са, у меня лиса». Используются и для дифференциации звуков : «Са-за, са-за, са-за-за – улетела стрекоза», «Саша сушила шубу на солнышке», «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку».

В коррекции звукопроизношения используются игры с мячом.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом.

Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и неслучайно считаются самыми распространенными из игр.

Мяч является прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике, потому что:

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая работу различные уровни регуляции.

Развивают общую и мелку моторику, ориентировку в пространстве.

Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

Регулируют силу и точность движения.

Само движения мяча активизирует непроизвольное внимание.

Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

Игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат. Они помогают в работе над развитием мелкой моторики, фонематического восприятия, закреплением правильного произношения (например, «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук», Мяч передавай слово называй», «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова», «Мяч поймаем – раз! И два – мы распутаем слова!»). Расширят словарный запас, разовьют грамматический строй речи (игра «Скажи ласково» - мячик маленький поймай, да словечко приласкай, («Один – много», «Кто чем занимается?», «Из чего слелано?»).

Ряд зависимостей (временных, пространственных, атрибутивных) дети осваивают в подвижных играх, соотнося то или иное движение, его качество со словом. В процессе игры активизируются у детей глагольные формы, осваиваются способы глагольного словообразования. Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмичными движениями. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопатов: их речь под воздействием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В подвижных играх совершенствуется способы быстрой и правильной ориентировки в пространстве (двигается по кругу, бегают в рассыпную, строятся и перестраиваются в шеренгу, колонну, парами, тройками, бегают «змейкой» (например, в игре «Прятки» дети должны сориентироваться, чтобы найти место, куда спрятать игрушку). В подвижных играх дети имитируют различные движения: изображают самолеты, машины, лошадок, цветы, деревья, спортсменов. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы и самостоятельности.

Заключение

Приятно видеть, как загораются глаза у ребенка в ожидании чего-то приятного, радостного, когда он слышит: «А сейчас мы поиграем в одну интересную игру!». Играя с ребенком, в ненавязчивой форме способствуем гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта и речи.

Использование игр, игровых форм способствует достижению в коррекционной работе значительных успехов. Игры помогают преодолеть ряд трудностей возникших в процессе работы (например, нежелание ребенка делать артикуляционную и пальчиковую гимнастику, при работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем, связной речью). В игровой ситуации дети чувствуют себя увереннее и нередко раскрывают свои когнитивные и творческие возможности. Усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения различных видов игр и игровых ситуаций в коррекционную работу.

Проводя игру, учитываем, что дети на слепо выполняют команды педагога, не бездумно подчиняются, а сотрудничают с нами. Мы не только руководим игрой, но сама участвуем в ней.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры проводятся эмоционально, живо, непринужденно.

Подвижная игра «Ловишка из круга»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков р-р*; учить понимать в тексте и использовать в речи глаголы; развитие произвольной памяти, фонематического слуха; воспитание выдержки, честности, быстроты, увертливости.

Оборудование: у детей фанты.

Описание игры.

Дети стоят по кругу взявшись за руки. Ловишка, назначенный логопедом, находится в центре круга. Играющие двигаются по кругу и говорят:

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!»

На последнем слове все разбегаются, а Ловишка догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока Ловишка не поймает 3-4 детей. Ловишка забирает у пойманных фанты. Чтобы продолжить игру, пойманные дети должны получить свои фанты, выполнив задание логопеда. Ловишка спрашивает у логопеда: «Что дожжен сделать этот фант?» логопед дает каждому фанту задание. Дети его запоминают, а затем выполняют. Игра возобновляется.

Примеры заданий:

Назови пары звонких и глухих согласных звуков.

Назови пары твердых и мягких согласных звуков.

Назови гласные звуки.

Вспомни слово из трех звуков.

Вспомни слово из четырех звуков.

Вспомни слово со звуком р в начале, середине, в конце.

Дидактическая игра «Три медведя»

Цель: автоматизация звука в различных позициях; закрепить навыки деления слов на слоги.

Оборудование: предметные картинки с заданным звуком, картинки с изображением трех медведей.

Описание игры.

Логопед говорит, что медведи пригласили на день рождения. Ребенку предлагается назвать картинку, определить количество слогов в словах и «подарить» картинки с 3 слогами Михаилу Потапычу, с 2 слогами – Анастасии Петровне, с 1 слогом – Мишутке.

Дидактическая игра «Посели слово»

Цель: автоматизация звука, определение количества слогов в словах.

Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением трех домов.

Описание игры.

У детей на столах разложены картинки: три здания.

Первый вариант. Дети определяют количество слогов в словах, изображенных на картинках и «селят» эти слова в соответствующие домики.

Второй вариант. Из предложенных картинок детям предлагается выбрать ту, название которой состоит из трех слогов (двух слогов, одного слога).

Дидактическая игра «Как львенок в гости ходил»

Цель: упражнять в умении определять порядковый номер звука или звук по порядковому номеру.

Оборудование: игрушка из киндер-сюрприза львенка, звуковая линейка.

Описание игры.

У ребенка на столе лежит «звуковая линейка», где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка слово. Львенок «ходит в гости» либо к какому-то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик.

Дидактическая игра «Звуковая дорожка»

Цель: автоматизация звука, развитие звукового анализа слов.

Оборудование: игровое поле, фишки, кубик.

Описание игры.

В игре принимают участие два-четыре игрока. По считалке дети выбирают первого игрока. Он кидает кубик и проходит по игровому полю столько клеточек подряд, сколько очков выпало на верхней грани кубика. При этом по ходу фишки называет предметы, изображенные на картинках. Выигрывает тот, кто первым дойдет до последней картинки на дорожке.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование театрально-игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Роль дидактических игр в формировании личности ребёнкаРоль дидактических игр в формировании личности ребёнка Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно.

Использование дидактических игр при формировании экологической культуры ребенка .

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников,.

Использование фольклора в формировании валеологических знаний дошкольников Использование фольклора в формировании валеологических знаний дошкольников (1 слайд) На современном этапе одним из актуальных вопросов является.

Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников Автор: Армянова Анастасия Владимировна Воспитатель средней.

Использование лэпбука в формировании основ безопасности у младших дошкольниковИспользование лэпбука в формировании основ безопасности у младших дошкольников Использование лэпбука в формировании основ безопасности у младших дошкольников. Презентация воспитателя МБДОУ «Детский сад №119» Колпаковой.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений" Для умственного развития детей существенное значение.

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей Тема: «Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)» Дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр в формировании звукопроизношений
Опубликовано: 16 марта 2019 в 19:43
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр в формировании звукопроизношений» (включая файлы) размещена пользователем Уляева Людмила (УИ 1872599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД