Папки-передвижки

Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников

Анастасия Владимировна Армянова
Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников

Использование ИКТ

в формировании экологической культуры у дошкольников

Автор: Армянова Анастасия Владимировна

Воспитатель средней группы

2018

Содержание

Введение…. 3

Глава 1. Создание условий экологического воспитания детей…. 4

Глава 2. Экологическая акция «Веточка Добра» …. 9

Заключение. … 12

Список использованной литературы. ….13

Введение

Публикация «Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников» размещена в разделах

Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека.

ИКТ технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно

помочь его развитию.

.

Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных и интернет технологий.

Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Глава 1. Создание условий экологического воспитания детей

Формирование экологической культуры, развитие экологических знаний – вот главные направления моей работы, которую я начала вести с 2014 года кружок «Лесовичок» для реализации системы экологического образования в ДОУ. Возможно, опыт моей работы покажется не совсем новым, но он будет точно актуальным. А чтобы идти в ногу со временем, стараюсь сделать так, чтобы система моей работы по экологическому образованию была интересна не только мне, но и моим коллегам, детям, родителям.

Основная цель работы кружка – формирование у детей элементов

экологического сознания, способность понимать и любить окружающий

Для успешного применения в образовательном процессе я создала определенные условия: одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения экологических представлений детьми будет протекать наиболее эффективно. Для детей в моей группе организованы:

- центр природы. В центре природы мы с детьми не только наблюдаем, ухаживаем, но ещё и сами выращиваем растения. Именно при работе с природными объектами реализуется принцип эмоционально-чувственного восприятия детьми окружающего мира. У ребят меняется взгляд и отношение к объектам природы, если они не только сами посадили, но и дали имя, вырастили своё растение.

В центре осуществляется опытно-экспериментальная деятельность, ведутся наблюдения за живыми и неживыми объектами природы).

- центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься;

- центр книги – это книги о животных, о растениях, энциклопедии;

- центр коллекций, он предназначен для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные раковины);

- выставочный центр, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности;

- оформлены - календарь природы, календарь погоды;

- собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);

- подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;

- подобраны подвижные игры и наглядный материал для их проведения;

- созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;

- экологический патруль (утепляем деревья снегом на территории ДОУ и за забором).

В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции, наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т. д., словесные (художественное чтение, беседы). Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходят информационные технологии.

В процессе экологического образования дошкольников с использованием информационных технологий экологического содержания так появились в моей группе разнообразные формы подачи иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях: звуковые материалы - это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра, звуки леса и т. д. на флэш-накопителях - «Голоса и звуки диких животных России для детей»; «У реки»-музыка и звуки живой природы, «Кто живет в лесу», «12 месяцев», «Динозавры и другие». Создала экологическую видеотеку - это слайды (серия отдельных кадров по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки) по различным темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы России», «Времена года», «Живая и неживая природа», «Наша планета Земля» и т. д. ; видеофильмы – «Зимующие птицы», «Животные жарких стран»; мультипликационные фильмы.

Мультфильмы для ребенка являются наиболее близким и понятным для ребенка жанром искусства. Учитывая такую характерную черту мультфильма, можно привлечь внимание детей к окружающему миру, к проблемным вопросам защиты природы, понятиям, закладывающим базисные основы взаимоотношения человека и окружающей среды.

Следует отметить, что во многих мультфильмах советского периода присутствует воспитательный потенциал, который можно использовать в целях экологического воспитания детей. Так, в мою видеотеку вошли мультфильмы: «На лесной тропе» (1975г, «Бабочка» (1981, «Это совсем не про это» (1984, «Сказка о белой льдинке» (1974, «Клад» (1984). Российский проект «Лунтик» - очень красочный мультфильм, все действия которого проходят в природной среде.

Серия познавательных мультфильмов «Уроки тетушки Совы» направлены на экологическое воспитание детей.

«В мире дикой природы» - это красочный мультфильм, с помощью которого малыши знакомятся с дикими животными, нуждающимися в защите.

Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал

ИКТ

Глава 2. Экологическая акция «Веточка Добра»

В рамках плана работы экологического кружка 18 января 2018года в ДОУ стартовала экологическая акция, где активными участниками стали семьи наших воспитанников.

В социальной сети Одноклассники на своей странице я создала группу, в которой разместила детско-родительскую акцию под названием «Веточка Добра».

Цель акции: формирование бережного и заботливого отношения к зимующим птицам.

Условия акции: родителю с ребенком необходимо было смастерить кормушку для зимующих птиц из подручного материала и разместить на своём участке. Сфотографировать, а затем присоединиться и выложить фото в группе. Пригласить своих друзей принять участие в акции, отправив им "Веточку Добра".

В акции приняли участие 20 семей. Это были родители из разных населенных пунктов: село Ариничево, село Красное, г. Ленинск- Кузнецкий.

Первым участником стала я со своей дочерью Соней. Мы изготовили кормушку из старой корзинки.

Очень порадовало нас разнообразие изготовленных кормушек (из дерева, пластика, фарфора, сушек).

Самые оригинальные были у семьи Тропаковых из г. Ленинск-Кузнецкого «Вкусная кормушка» и у семьи Логуновых «Чайная».

Использование в работе акции интернет- технологий позволило разнообразить

работу с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, которая является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.

Опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологического грамотного человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что если проводить систематическую, целенаправленную, правильно организованную деятельность по экологическому воспитанию с использованием информационно-коммуникационных технологий, то познавательная активность, любознательность и интерес к природе и окружающему миру детей будет высоким. Проводя работу в этом направлении в своей группе мы добились ожидаемых результатов и будем продолжать работать над повышением экологической культуры дошкольников по всем направлениям и дальше.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира. Ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, элементарные знания, учится применять эти знания на практике. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, экологического сознания, культуры. В своей работе с детьми по экологическому образованию и воспитанию я использую интегративный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской, поисковой, игровой и других видов деятельности.

Образовательная деятельность строится с учётом наглядно-образного, наглядно-действенного восприятия ребёнком окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний и экологической культуры детей – дошкольников. Существует ряд условий, которыми руководствуюсь при отборе содержания, построения образовательной деятельности - это моделирование проблемных ситуаций, поисковая деятельность, организация исследований. Это поиск и использование таких приёмов, которые заставляют детей прочувствовать, осознать значимость и необходимость любого природного объекта.

Попробуйте разрушить то, что вы сделали своими руками, бросить того, кто вам дорог, не помочь тому, кто помог вам. Поставив детей перед необходимостью такого выбора на своих занятиях, я добиваюсь желаемого результата. В ближайшей перспективе – создание совместных фильмов о природе, о бережном к ней отношении, с привлечением семей своих воспитанников; поиск и применение на практике новых современных форм и приёмов работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. № 5. -С. 80-82.

2. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 58-63.

3. Николаева С. Формирование начал экологической культуры [ дошкольников] : Сред. группа // Дошкольное воспитание. 1997. №7. С. 40-48; 8. С. 39-47; № 10. С. 26-31; № 11. С. 43; 12. С. 46-53; 1998 № 1, С. 52-59.

Публикации по теме:

Роль прогулки с детьми в формировании начал экологической культуры у дошкольников. Из опыта работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 9» Управления системой образования Волоколамского.

Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры дошкольниковЧувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры дошкольников В современных условиях идет переосмысление общечеловеческих и национальных ценностей, обновляется эстетическая культура, национальные традиции.

Формирование экологической культуры у старших дошкольников .

Использование дидактических игр при формировании экологической культуры ребенка .

Формирование основ экологической культуры у дошкольников Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!» Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической.

Опыт работы с родителями. Взаимосвязь родителей и ДОУ в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Опыт работы с родителями. Взаимосвязь родителей и ДОУ в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста". Янгильдина.

Презентация «Организационно-педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников» "Организационно - педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников" Основными показателями экологической.

Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения к природеу детей среднегодошкольного возраста» Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения к природе родного края у детей среднего дошкольного возраста».

Проект «Использование жанров русского фольклора в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Роль экологической игры в формировании экологической воспитанности детей дошкольного возрастаРоль экологической игры в формировании экологической воспитанности детей дошкольного возраста Автор: Акованцева Юлия Александровна, воспитатель МАДОУ детский сад города Хабаровска. В настоящее время на дошкольное образовательное учреждение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников
Опубликовано: 30 января 2019 в 16:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД