Кузнецова Татьяна
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
Публикация «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающего. Это дает возможность дошкольникам пользоваться общепринятыми, а прежде всего условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяженностей. Одновременно у детей развивается глазомер, что весьма важно для их сенсорного развития.
Воспитательно-образовательная работа в детском саду должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте.
В возрасте 4-5 лет у детей продолжают активно формироваться понятия о свойствах предметов (цвет, размер, форма, назначение, складываются начальные количественные и пространственные представления (дочисловой период обучения).
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать : игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д., игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры, логические блоки Дьенеша и палочки Х. Кюизенера.
Для исследований была взята средняя группа. В начале исследований была проведена диагностика математического уровня развития детей средней группы. Диагностика проводилась по всем разделам формирования элементарных математических представлений. Результат показал, что у большего количества детей средний уровень развития математических представлений.
Для работы были подобран цикл занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов. На протяжении всего занятия использовались различные виды игр, с помощью которых дети закрепляли знания всех разделов формирования элементарных математических представлений. Также в течение дня детям были предложены различные игры с математическим содержанием. Это дидактические, подвижные игры, игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизера.
Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное – развитию элементарных математических представлений.
Трудности в проведенной работе состоит в том, что необходимо изготавливать много раздаточного материала, наглядного, подобрать различные игры и упражнения.
После проделанной работы была проведена повторная диагностика по тем же критериям, что и вначале исследований. Результат показал высокий уровень математического развития детей.
Таким образом, для эффективного формирования элементарных математических представлений у детей пятого года жизни необходимо организовывать работу на занятиях и вне занятий, использовать игровые приемы, а также учитывать уровень развития ребенка и его индивидуальные особенности.