Приложение МААМ

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников

оксана глушкова
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения информационно- коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников» размещена в разделах

Аргументы «за» обеспечивают личностно-ориентированный подход способствует интеллектуальному росту ребенка; рано развивается так называемая «знаковая функция сознания»; улучшаются произвольная память и внимание; формируется познавательная мотивация; моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. умение самостоятельно приобретать новые знания развития произвольной моторики пальцев рук

Аргументы «против» воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени; и как следствие этого – появление утомления, нервно-эмоциональное напряжение

По сравнению с традиционными формами развития познавательных процессов дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения; ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

-компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Требования к организации компьютерного обучения дошкольников.. С. Л. Новоселова приводит следующие требования к организации компьютерного обучения: компьютерно - игровой комплекс -система условий, позволяющих сочетать игры и занятия на компьютерах с разнообразными обычными играми и занятиями иметь в штате воспитателя-методиста для работы с детьми в компьютерном комплексе специальные помещения, включающие компьютерный и игровой залы, непосредственно примыкающие друг к другу, а также зал для психологической разгрузки

Области применения ИКТ для развития дошкольников.

- Использование глобальной сети Интернет.

- Использование мультимедийных презентаций.

- Использование развивающих компьютерных программ и игр-

+ Во-первых, это дополнительная информация;

+ Во-вторых это разнообразный иллюстративный материал анимации, видеоматериалы;

+ В-третьих это информационные сетевые электронные ресурсы

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: – осуществление полисенсорного восприятия материала; – возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; – объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; – активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Научные исследования показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты показали:

дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

глубже постигаются понятия числа и множества;

быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

тренируется эффективность внимания и память

раньше овладевают чтением и письмом уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

развивается мелкая моторика,

формируется тончайшая координация движений глаз.

развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Компьтютерные игры и программы

Развивающие игры

Вундеркинд+ 5-7 лет, "Вундеркинд+" включает 26 развивающих игр, объединенных общей задачей стимулировать познавательные интересы ребенка Волшебный сон 5-7 лет, В основе программы - сюжет из русских народных сказок, объединяющий в единое целое несколько игр Арт-студия 3-9 лет, С помощью программы ребенок рисует и раскрашивает веселые картинки Башня знаний 3-9 лет Увлекательная игра, сюжет которой основан на том, что ребенок должен победить коварного Повелителя Зла и найти Волшебную книгу Доктор Дудиус на Земле 5-10 лет Вместе с ученым доктором Дудиусом ребенок облетит земной шар и познакомится с более чем 80 странами

Обучающие игры

Веселая азбука “Кирилла и Мефодия” 3-7 лет Забавные персонажи во главе с Зайцем познакомят ребенка с буквами и слогами, составлением слов и предложений Уроки азбуки 4-6 лет Программа знакомит ребенка с русским алфавитом. Уроки математики 4-6 лет. Программа знакомит детей с цифрами от 0 до 9 и числом 10, учит сравнивать числа и. д Уроки геометрии 4-6 лет, Основные понятия геометрии сформулированы доступно для дошкольника. Компьютерные диагностические игры Игры, развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке.

Компьютерные обучающие программы и серии дисков Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск. Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”. Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий” Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета

Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск” Сборник игр, развивающий навыки мышления. Этот набор станет замечательным развлечением для ребёнка и поможет ему развить сообразительность и навыки мышления. На диске собраны мозаики, лабиринты, головоломки и другие задания, которые научат думать, запоминать и анализировать. Игра для детей 5-9 лет. Особенности: Лабиринты и ребусы, мозаики и головоломки. Шесть увлекательных игр. Несколько уровней сложности. Красочное оформление

Серия игр «Обучение с приключением», Gompedia, «Антошка», «Игры разума» Особенности игры: # превосходная мультипликационная графика # захватывающий сюжет # масса сведений о физических законах и законах природы # тысячи фотографий, видеоклипов и научных фактов # возможность работы с Интернетом # 12 обучающих игр с различными уровнями сложности # великолепное звуковое оформление Привет! Я - Антошка и у меня есть новая идея! Мы с тобой отправимся в новое веселое путешествие! Музей Науки - это мир тайн и загадок. Хочешь узнать, почему прыгает мячик? А почему трава зеленая? А посмотреть в настоящий микроскоп? Я помогу тебе в этом! Вперед к забавным приключениям

Структура занятия с использованием компьютера в дошкольном образовательном учреждении В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится до 30 минут и состоит из трех последовательных частей:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе. Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

ОСНОВНАЯ Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способом «погружения» ребенка в компьютерную программу: 1. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов. 2. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением. 3. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером. Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален. В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

Рекомендации

1. Не рекомендуется применять компьютеры там, где можно обойтись без них.

2. Основой компьютерной грамотности детей являются клавиатурные навыки и умение работать с игровыми программами.

3. Узловая проблема в обучении с помощью компьютеров — разработка качественных в дидактическом отношении сценариев для обучающих, игровых и контролирующих программ.

4. Наиболее плодотворным является сочетание коллективной и индивидуальной работы детей с компьютером.

Список литературы: 1. А. И. Кириллов, Н. А. Сливина. Компьютерные обучающие программы - Московский Энергетический Институт 2. Габдуллина. З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. - Волгоград/ 2010 3. Зворыгина Е. В. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников 4. Полевая Л. А. Значение использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ - (v_kopilku metodicheskiy_kabinet) 5. Шмулевский Е. М. Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошкольников. Интернет – ресурсы: https://elochka-nadym.ru/portfo https://www.ypp.ru/index.php?mo https://rudocs.exdat.com/docs/i Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru) 1. Абдрахимова А. А., Компьютер: за и против. 2. Денисова Т. Р., Структура занятия с использованием компьютера в дошкольном образовательном учреждении. 3. Общая характеристика детских образовательных компьютерных программ.»

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУ Надо сказать, что в обществе, когда информация становится особой ценностью, а информационная культура человека-определяющим фактом профессиональной.

Использование информационно коммуникационных технологий в работе с родителями Взаимодействие детского сaда и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк наилучшие результаты отмечаются.

Использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологийИспользование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий Вашему вниманию представляется диссеминация опыта работы. «Использование в образовательной деятельности информационно - коммуникационных.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ: достоинства и недостатки Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Гармоничное соединение ИКТ с традиционными.

Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий при реализации задач патриотического.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями 2 слайд Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость.

Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях ДОУ Использование ИКТ для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное: 1. Опосредованное.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Цель: расширение границ представлений.

Консультация для педагогов и воспитателей «Использование информационно — коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ» Слайд№1 Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Детский сад - часть общества, и в нём,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников
Опубликовано: 7 сентября 2016 в 09:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем оксана глушкова (УИ 779273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД