Приложение МААМ

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

Таня Трошина
Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование ИКТ в дополнительном образовании - одна из актуальных проблем дополнительного образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий регламентировано в профессиональном стандарте "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденном в 20015 году. В нем раскрыта сущность трудовых функций педагога дополнительного образования, каждая из которых предполагает использование ИКТ. Например, трудовая функция «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» предполагает, использование педагогом на занятиях педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, осуществление электронного обучения, использование дистанционных образовательных технологий. Значимо, что использование информационно-коммуникационных технологий предполагается при разработке и проведении занятий, организации контроля и мониторинга усвоения знаний, умений и навыков, при организации культурно-досуговой деятельности, при организации взаимодействия с родителями, а также для ведения документации, то есть на всех этапах образовательного процесса. Исходя из этого, необходимо определить возможности использования информационно-коммуникационных технологий педагогами дополнительного образования.

Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ» размещена в разделах

Так что же такое ИКТ?

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Педагог (автор) более пяти лет использует в своей работе информационные технологии, внедряя их в образовательный процесс, и автором накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

В своей педагогической деятельности использую следующие средства ИКТ:

Компьютер, ноутбук – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся.

Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

 Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов,  знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья,  и т. п.

Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе PowerPoint, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации.

Хранение материалов  - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т. п.

В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий для повышения качества образовательного процесса.

Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате:

- составление календарно-тематического планирования по всем объединениям;

- разработка рабочих программ;

- создание методических копилок: разработки занятий, воспитательных мероприятий, занятий – презентаций и т. д.

Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации.

Второе направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства обучающихся.

Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий, которые обладают мультимедийностью.

Используя возможности компьютера, прикладных программ и приложений, я формирую собственные средства обучения, составляю свои презентации и осуществляю образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить занятия по эколого-биологической направленности. Основной целью использования ИКТ на занятиях, считаю – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности. Основными задачами занятий эколого-биологической направленности является знакомство обучающихся с широтой и многообразием поля деятельности; изучение разных материалов и средств, изображающих природу.

Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Для применения ИКТ в учебной деятельности большое значение имеет тип занятия.

Приведу примеры использования ИКТ на занятиях объединения «Соседи по планете» :

1. Занятие - объяснения нового материла.

С помощью программы PowerPoint, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности.  На занятии обучающимся предлагается изучать материал с заранее подготовленной презентацией. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно- образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной; вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Я предлагаю обучающимся просмотр различных фильмов, связанных с жизнью природы, животных и т. д., интересные материалы.

В методической копилке педагога имеются документальные фильмы по многим изучаемым темам.

2. Занятие закрепление.

На данном этапе обучающимся предлагается выполнить тестирование или ответить на вопросы викторины с просмотром фотографий растений и животных.

3. Занятие контроля знаний.

В последнее время контроль знаний все чаще провожу в тестовой форме.

Тест по той или иной теме можно выстроить на основе викторины в электронном виде с ответами на вопросы.

Игры - квесты с успехом применяемые в последнее время дают обучающимся не только почувствовать участником, но и решить определенные задачи с экологическим уклоном.

Использование ИКТ на занятиях позволяет мне организовать работу с учетом возможности обучающихся. Мы работаем и с книгами, и с электронными ресурсами. Ребята не отрываются от традиционных средств обучения: книг, инструментов, ручки и тетради.

Включение обучающихся в проектную деятельность с использованием ИКТ - является третьим направлением.

При проведении проектных или творческих работ я готовлю четкие критерии оценивания, ориентируясь на которые обучающийся строит свою работу и готовит проект. При выполнении проектной работы составляется соответствующая презентация с моментами видео или звуковых файлов.

У любой деятельности должен быть результат. Система сбора работ

дает возможность обучающимся ощутить свои способности,почувствовать достигнутый результат.

Четвертое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурса, викторинах.

В 2016-2017 учебном году 8 обучающихся объединения «Соседи по планете» стали дипломантами Международного конкурса «Лисёнок» по окружающему миру.

В 2017-2018 учебном году 24 обучающихся объединения «Соседи по планете» стали лауреатами Международной занимательной викторины для детей младшего школьного возраста «Великие тайны воды», посвящённой Году экологии в России (онлайн-викторина).

В 2018-2019 учебном году 16 обучающихся объединения «Соседи по планете» стали дипломантами Международной олимпиады «Инфоурок» осенний сезон 2018 по окружающему миру (онлайн).

Самообразование и саморазвитие - важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.

2016-2017 учебный год – автор является победителем Всероссийской онлайн-олимпиады «Педагогика дополнительного образования», победителем Всероссийской олимпиады «ФГОС ПРОВЕРКА» - блиц-олимпиада «ИКТ – компетентность современного педагога в образовательной организации».

В 2017 году я прошла курсы повышения квалификации «Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности», форма обучения – заочная с использованием дистанционных образовательных технологий.

2017-2018 учебный год – победитель Всероссийского педагогического конкурса «Лучшая методическая разработка» в номинации «презентация проектов, уроков, классных часов» https://iqkonkurs.ru/component/search/?searchword=Апакина%20Нина%20ивановна&searchphrase=all&Itemid=481

Создан сайт https://infourok.ru/user/apakina-nina-ivanovna.

Таким образом, эффективное использование средств ИКТ помогает в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

активизировать познавательную деятельность обучающихся;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

стимулировать умственную деятельность;

усовершенствовать контроль знаний;

дисциплинировать самого педагога, формировать его интерес к работе.

Эффективность применения ИКТ на занятиях не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. Использование ИКТ позволят сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для обучающихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Использование ИКТ повышает интерес к занятиям, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  обучающихся, помогает обучающимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности обучающихся в их исследовательской деятельности,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества.   Изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить обучающимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ. Одним из приоритетов современного образования является.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» Разживина А. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском.

Внедрение социоигровых информационно-коммуникационных технологий в практику работы с дошкольниками Муниципальное образовательное учреждение № 34 г. Мурманска Учитель-логопед Гриценко С. Э. «Внедрение социоигровых информационно-коммуникационных.

Консультация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»Консультация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда» В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационно-коммуникационных технологий. Под ИКТ подразумевается.

Отчет о применении информационно-коммуникационных технологий ИКТ в профессиональной деятельности Не зря говорят, что 21 век – век информационных технологий, ведь наука и техника не стоят на месте. Это не могло не отразиться на образовательном.

Отчет о применении информационно коммуникационных технологий в реабилитационном процессе Отчет о применении информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в реабилитационном процессе Перед образованием стоит важная задача –.

Стимулирование самостоятельной деятельности обучающихся с помощью включения информационно-коммуникационных технологий Для активизации познавательной деятельности необходимо в процессе обучения систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный.

Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 29 «РАДУГА» СООБЩЕНИЕ Тема:.

Социальная практика подростков через реализацию дополнительных образовательных программ по парикмахерскому искусству и макияж Парикмахерское искусство и макияж тесно связаны с человеком, даже неотделимы от него. Прическа – один из элементов мировой и национальной.

Консультация «Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающих технологиях» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вам опыт работы по использованию информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ
Опубликовано: 19 марта 2019 в 09:23
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ» (включая файлы) размещена пользователем Таня Трошина (УИ 1876258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД