Лучший педагог года

Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью

Сафия Литвинова
Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью

Использование инновационных методов для

формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью

из опыта работы воспитателя

МБУ №80 «Песенка»

Литвиновой С. У.

Одной из приоритетных задач реформирования образования на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценностей здоровья и мотивации на здоровый образ жизни. Это невозможно без системы обучения основам здорового образа жизни воспитанников и участников образовательного процесса.

Публикация «Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью» размещена в разделах

Группу, в которой я работаю посещают дети с ОНР, а стало быть и сопутствующими проблемами здоровья. Поэтому первостепенной задачей нашего учреждения всегда была задачи сохранения и укрепления здоровья детей С 2010 г в детском саду «Непоседа" я начала свою работу по использованию ТРИЗ-технологий в формировании осознанного отношения к здоровью. На заседаниях творческой группы мы осваивали методы и приемы технологии ТРИЗ (автор С. Г. Альтшуллер). Педагоги делились опытом по созданию предметно – развивающей среды в группе, в изготовлении методических пособий (Модель мира, «Да – нетка», «Волшебный экран», морфотаблица и др., проводили мастер – классы по внедрению уже освоенных другими воспитателями методов и приемов технологии ТРИЗ (мозговой штурм, составление рассказов по серии картинок и по картине и т. д).

Ухудшающаяся обстановка со здоровьем дошкольников подтолкнула нас к мысли, что вопросами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников можно заниматься средствами ОТСМ - ТРИЗ и РТВ. Так была создана творческая группа в «ЗОЖ + ТРИЗ». Одной из приоритетных задач реформирования образования на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценностей здоровья и мотивации на здоровый образ жизни. Это невозможно без системы обучения здоровью основам здорового образа жизни воспитанников и участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ и РТВ.

2. Создание устойчивой мотивации к ЗОЖ и самоконтролируемой активности в сохранении своего здоровья.

3. Накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни.

4. Формирование ассоциативных связей с понятиями и символами здорового образа жизни (схемы, рисунки, словотворчество, решение творческих задач о здоровом образе жизни).

5. Проведение профилактических мероприятий против вредных привычек.

Актуальность вопроса о сохранении и укреплении здоровья дошкольников обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах и приобретения ими опыта здорового образа жизни, а так же важностью целенаправленной деятельности в этой области всех участников образовательного процесса.

Сначала мы предложили родителям анкету «Ведете ли Вы здоровый образ жизни» с целью выявить культуру здоровья самих родителей. Вопросы были разного характера: от «из чего состоит ваш обычный завтрак» и «как вы проводите летний отпуск» до «как вы пытаетесь разрешить конфликтную ситуацию на работе». Отрадно отметить, что 85% родителей умело организуют режим работы и отдыха, что положительно сказывается на их здоровье. А чтобы производительность труда не снижалась, важно разумно организовывать свою работу и время отдыха, учитывая при этом особенности своего организма. Ведь отдых – это не лежание на диване, а смена деятельности.

С родителями мы также проводили опрос с целью изучения мнения по вопросам организации воспитания и образования в детском саду. Удивил тот факт, что 65% опрошенных (респондентов) считают первостепенной задачей ДОУ – здоровьесбережение. И тут же 76% отдают предпочтение подготовке к школе, как главному направлению работы детского сада, отодвинув оздоровление и закаливание на 3 место по значимости! Отрадно отметить что 50 % родителей готовы дополнительно оплачивать оздоровительные услуги (массаж, физиолечение, в то время как подготовку к школе согласны оплачивать лишь 39 % родителей.

Проблема здоровья дошкольников включает в себя задачу формирования культуры здоровья, тесно связанную с социально – культурными традициями семьи. Практика показывает, что все аспекты культуры здоровья сходятся на событиях семейной жизни, в детской игре, в участии детей в трудовой деятельности. Педагогическая практика показывает, что в результате совместной деятельности педагогов и родителей создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья. Результаты анкетирования родителей на тему «Культура здоровья Вашего ребенка» доказали, что формирование культуры здоровья дошкольника происходит наиболее успешно при условии сотрудничества педагогов и родителей, организующих педагогический процесс, направленный на повышение уровня реального здоровья детей и формирование базовой культуры личности ребенка, ориентированной на самореализацию, жизненный успех и сохранение здоровья как ценности.

С детьми в старшей группе нами был проведен опрос о здоровом образе жизни с целью выявления уровня знаний детей о здоровом образе жизни, о культуре здоровья, об отношении к собственному здоровью и здоровью своих близких.

Вывод:

1. В ходе осеннего опроса выявлено, что знания и представления у детей о здоровом образе жизни, о культуре здоровья, об отношении к собственному здоровью ограничены. Многие дети отвечали односложно, затруднялись с ответом.

2. В ходе повторного опроса детей весной 2011 года выявлено расширение знаний у детей о ЗОЖ, о способах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья членов своей семьи, что говорит о формировании у детей более осознанного отношения к своему здоровью.

Было решено:

Продолжать воспитательно - образовательную работу с детьми по формированию знаний, представлений о ЗОЖ, используя как традиционные методы и приемы, так и инновационные здоровьесберегающие технологии, в том числе ТРИЗ - технологию.

Приобщать родителей к работе по формированию здорового образа жизни семьи, культуры здоровья.

Если сравнить уровень знаний детей 5 – 7 лет на начало и конец учебного года, то можно сделать вывод, что использование методов ОТСМ - ТРИЗ - РТВ в работе с детьми дает несомненные преимущества:

• активизируется познавательная деятельность детей, формируется

осознанное отношение к здоровому образу жизни;

• создаются грамотные, мотивационные установки на проявление творчества;

• создаются условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса словами с переносным значением, синонимами, антонимами, сравнениями, метафорами);

• растет осознанность в построении лексико–грамматических конструкций (доказательность речи);

• гарантированно развивается гибкость аналитико–синтетических операций в мыслительной деятельности;

• алгоритмично развиваются навыки коммуникативной компетенции;

формируется готовность к исследовательской деятельности.

Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет находить выход из сложившейся ситуации. У детей формируется высокая мотивация к занятиям, ошибка не вызывает у них боязни, т. к. ее можно самим исправить.

Дети развиваются в соответствии со своим биологическим ритмом, проявляют высокую активность на занятии, т. к модели ТРИЗ являются мощнейшим механизмом увлекательного обучения. Одним из критериев успешности на занятии является доступность и посильность. В ТРИЗ – технологии разработаны модели, использование которых позволяет сделать сложный материал более простым для усвоения (Модель мира, Кольца Луллия, Системный оператор, морфологическая дорожка и др.).

Овладев тем или иным алгоритмом, дети могут легко применять его в последующей работе. Ребята с интересом и удовольствием создают свой творческий продукт не только в группе на занятиях, но и дома с родителями (составление загадок, стихов, лимериков, рассказов, сказок, придумывание новых подвижных игр и т. д.). Результатом работы нашей творческой группы «ЗОЖ + ТРИЗ» стали сборники журнала «Ступеньки творчества», которые создают воспитатели вместе с детьми и которые пользуются популярностью у педагогов, детей и родителей.

Результаты работы творческой группы «ЗОЖ +ТРИЗ» :

- педагогами разработаны блоки занятий по здоровьесбережению : конспекты занятий, сценарии праздников, досугов и развлечений;

- подобраны картотеки игр и упражнений по ЗОЖ с использованием технологии ТРИЗ;

- дети могут осознанно относиться к своему здоровью, к жизни и здоровью других людей.

- дети осваивают модели составления загадок, стихов;

- дети учатся решать и составлять творческие задачи на тему «Здоровый образ жизни», учатся находить проблему в жизненной ситуации и решать ее, формулировать противоречие, выявлять ресурсы и находить способы решения противоречий.

ТРИЗ – технология позволяет конкретно реализовывать задачи обновления и модернизации детского сада.

Литература:

1. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…», Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006 г., 203 стр.

2. «Управление дошкольным образовательным учреждением», научно – практический журнал, № 2 (52, 2009 г.

3. «Материалы YI Международной конференции «Использование ОТСМ – ТРИЗ в образовании», ОО «Волга - ТРИЗ», 2008 г., 88 стр.

4. «Развитие мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ–ТРИЗ», материалы региональной научно – практической конференции, Ульяновск, 2005 г.

Прикреплённые файлы:

proekt_e0dca.ppt | 8175 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность Формирование здорового поколения – одна из главных проблем нашего государства. Она является особенно актуальной на современном этапе развития,.

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Владимир Путин В проекте «Национальной доктрины.

Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки Методическая рекомендация «Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки» В программе воспитания и обучения в детском.

Формирование осознанного отношения к правилам безопасного поведения на дороге Методическая разработка по теме ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ. Выполнила воспитатель МБДОУ.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах деятельности Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах детской деятельности Жизнь.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов.

Открытое занятие в подготовительной группе «Воспитание осознанного отношения к природе» Программные задачи: Воспитывать у детей желание сделать приятное для Земли – оказывать помощь живым обитателям леса, растениям. Воспитывать.

Педсовет. Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Тема: «Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни» Вид педсовета:.

Развитие представлений об организме человека и осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число.

Воспитание осознанного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Тема экологического воспитания детей актуальна, так как в настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью
Опубликовано: 11 марта 2017 в 22:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД