Сафия Литвинова
Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных методов для
формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью
из опыта работы воспитателя
МБУ №80 «Песенка»
Литвиновой С. У.
Одной из приоритетных задач реформирования образования на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценностей здоровья и мотивации на здоровый образ жизни. Это невозможно без системы обучения основам здорового образа жизни воспитанников и участников образовательного процесса.
Публикация «Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью» размещена в разделах
Группу, в которой я работаю посещают дети с ОНР, а стало быть и сопутствующими проблемами здоровья. Поэтому первостепенной задачей нашего учреждения всегда была задачи сохранения и укрепления здоровья детей С 2010 г в детском саду «Непоседа" я начала свою работу по использованию ТРИЗ-технологий в формировании осознанного отношения к здоровью. На заседаниях творческой группы мы осваивали методы и приемы технологии ТРИЗ (автор С. Г. Альтшуллер). Педагоги делились опытом по созданию предметно – развивающей среды в группе, в изготовлении методических пособий (Модель мира, «Да – нетка», «Волшебный экран», морфотаблица и др., проводили мастер – классы по внедрению уже освоенных другими воспитателями методов и приемов технологии ТРИЗ (мозговой штурм, составление рассказов по серии картинок и по картине и т. д).
Ухудшающаяся обстановка со здоровьем дошкольников подтолкнула нас к мысли, что вопросами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников можно заниматься средствами ОТСМ - ТРИЗ и РТВ. Так была создана творческая группа в «ЗОЖ + ТРИЗ». Одной из приоритетных задач реформирования образования на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценностей здоровья и мотивации на здоровый образ жизни. Это невозможно без системы обучения здоровью основам здорового образа жизни воспитанников и участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ и РТВ.
2. Создание устойчивой мотивации к ЗОЖ и самоконтролируемой активности в сохранении своего здоровья.
3. Накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни.
4. Формирование ассоциативных связей с понятиями и символами здорового образа жизни (схемы, рисунки, словотворчество, решение творческих задач о здоровом образе жизни).
5. Проведение профилактических мероприятий против вредных привычек.
Актуальность вопроса о сохранении и укреплении здоровья дошкольников обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах и приобретения ими опыта здорового образа жизни, а так же важностью целенаправленной деятельности в этой области всех участников образовательного процесса.
Сначала мы предложили родителям анкету «Ведете ли Вы здоровый образ жизни» с целью выявить культуру здоровья самих родителей. Вопросы были разного характера: от «из чего состоит ваш обычный завтрак» и «как вы проводите летний отпуск» до «как вы пытаетесь разрешить конфликтную ситуацию на работе». Отрадно отметить, что 85% родителей умело организуют режим работы и отдыха, что положительно сказывается на их здоровье. А чтобы производительность труда не снижалась, важно разумно организовывать свою работу и время отдыха, учитывая при этом особенности своего организма. Ведь отдых – это не лежание на диване, а смена деятельности.
С родителями мы также проводили опрос с целью изучения мнения по вопросам организации воспитания и образования в детском саду. Удивил тот факт, что 65% опрошенных (респондентов) считают первостепенной задачей ДОУ – здоровьесбережение. И тут же 76% отдают предпочтение подготовке к школе, как главному направлению работы детского сада, отодвинув оздоровление и закаливание на 3 место по значимости! Отрадно отметить что 50 % родителей готовы дополнительно оплачивать оздоровительные услуги (массаж, физиолечение, в то время как подготовку к школе согласны оплачивать лишь 39 % родителей.
Проблема здоровья дошкольников включает в себя задачу формирования культуры здоровья, тесно связанную с социально – культурными традициями семьи. Практика показывает, что все аспекты культуры здоровья сходятся на событиях семейной жизни, в детской игре, в участии детей в трудовой деятельности. Педагогическая практика показывает, что в результате совместной деятельности педагогов и родителей создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья. Результаты анкетирования родителей на тему «Культура здоровья Вашего ребенка» доказали, что формирование культуры здоровья дошкольника происходит наиболее успешно при условии сотрудничества педагогов и родителей, организующих педагогический процесс, направленный на повышение уровня реального здоровья детей и формирование базовой культуры личности ребенка, ориентированной на самореализацию, жизненный успех и сохранение здоровья как ценности.
С детьми в старшей группе нами был проведен опрос о здоровом образе жизни с целью выявления уровня знаний детей о здоровом образе жизни, о культуре здоровья, об отношении к собственному здоровью и здоровью своих близких.
Вывод:
1. В ходе осеннего опроса выявлено, что знания и представления у детей о здоровом образе жизни, о культуре здоровья, об отношении к собственному здоровью ограничены. Многие дети отвечали односложно, затруднялись с ответом.
2. В ходе повторного опроса детей весной 2011 года выявлено расширение знаний у детей о ЗОЖ, о способах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья членов своей семьи, что говорит о формировании у детей более осознанного отношения к своему здоровью.
Было решено:
Продолжать воспитательно - образовательную работу с детьми по формированию знаний, представлений о ЗОЖ, используя как традиционные методы и приемы, так и инновационные здоровьесберегающие технологии, в том числе ТРИЗ - технологию.
Приобщать родителей к работе по формированию здорового образа жизни семьи, культуры здоровья.
Если сравнить уровень знаний детей 5 – 7 лет на начало и конец учебного года, то можно сделать вывод, что использование методов ОТСМ - ТРИЗ - РТВ в работе с детьми дает несомненные преимущества:
• активизируется познавательная деятельность детей, формируется
осознанное отношение к здоровому образу жизни;
• создаются грамотные, мотивационные установки на проявление творчества;
• создаются условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса словами с переносным значением, синонимами, антонимами, сравнениями, метафорами);
• растет осознанность в построении лексико–грамматических конструкций (доказательность речи);
• гарантированно развивается гибкость аналитико–синтетических операций в мыслительной деятельности;
• алгоритмично развиваются навыки коммуникативной компетенции;
• формируется готовность к исследовательской деятельности.
Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет находить выход из сложившейся ситуации. У детей формируется высокая мотивация к занятиям, ошибка не вызывает у них боязни, т. к. ее можно самим исправить.
Дети развиваются в соответствии со своим биологическим ритмом, проявляют высокую активность на занятии, т. к модели ТРИЗ являются мощнейшим механизмом увлекательного обучения. Одним из критериев успешности на занятии является доступность и посильность. В ТРИЗ – технологии разработаны модели, использование которых позволяет сделать сложный материал более простым для усвоения (Модель мира, Кольца Луллия, Системный оператор, морфологическая дорожка и др.).
Овладев тем или иным алгоритмом, дети могут легко применять его в последующей работе. Ребята с интересом и удовольствием создают свой творческий продукт не только в группе на занятиях, но и дома с родителями (составление загадок, стихов, лимериков, рассказов, сказок, придумывание новых подвижных игр и т. д.). Результатом работы нашей творческой группы «ЗОЖ + ТРИЗ» стали сборники журнала «Ступеньки творчества», которые создают воспитатели вместе с детьми и которые пользуются популярностью у педагогов, детей и родителей.
Результаты работы творческой группы «ЗОЖ +ТРИЗ» :
- педагогами разработаны блоки занятий по здоровьесбережению : конспекты занятий, сценарии праздников, досугов и развлечений;
- подобраны картотеки игр и упражнений по ЗОЖ с использованием технологии ТРИЗ;
- дети могут осознанно относиться к своему здоровью, к жизни и здоровью других людей.
- дети осваивают модели составления загадок, стихов;
- дети учатся решать и составлять творческие задачи на тему «Здоровый образ жизни», учатся находить проблему в жизненной ситуации и решать ее, формулировать противоречие, выявлять ресурсы и находить способы решения противоречий.
ТРИЗ – технология позволяет конкретно реализовывать задачи обновления и модернизации детского сада.
Литература:
1. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…», Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006 г., 203 стр.
2. «Управление дошкольным образовательным учреждением», научно – практический журнал, № 2 (52, 2009 г.
3. «Материалы YI Международной конференции «Использование ОТСМ – ТРИЗ в образовании», ОО «Волга - ТРИЗ», 2008 г., 88 стр.
4. «Развитие мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ–ТРИЗ», материалы региональной научно – практической конференции, Ульяновск, 2005 г.