Евгения Воробьёва
Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе в детском саду.
Воробьева Евгения Юрьевна
инструктор по физической культуре, 1 кв. категории
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №176»
Пермский край
Гутина Маргарита Владимировна
Педагог-психолог, 1 кв. категории
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №176»
Пермский край
Публикация «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе в детском саду» размещена в разделах
Аннотация: статья посвящена актуальному направлению развития образования – использованию современных информационных технологий в образовательном процессе ДОУ. В статье представлен опыт и результат использования информационных технологий в деятельности воспитателей и специалистов.
Ключевые слова: интерактивно-коммуникационные технологии, ИКТ, интерактивное оборудование, SMART-table, SMART-board, интерактивная песочница, обучение, занятие, коррекция.
Современный мир – это мир информационных технологий, которые используются не только в жизни взрослого, но и являются средством эффективного обучения детей. Федеральный государственный стандарт, Профессиональный стандарт педагога, требуют от педагогов владеть информационно-коммуникационными технологиями и внедрять их в образовательный процесс.
В дошкольном образовании ИКТ давно перестали ассоциироваться только с компьютером, планшетом, проектором, мир технологий расширяется с каждым днём, так на данный момент в детском саду используются, SMART-table, SMART-board и интерактивная песочница.
Интерактивное оборудование – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными, его можно легко использовать не только для индивидуальных занятий, но и для совместной деятельности с подгруппой детей, позволяет детям научиться сотрудничать в коллективе.
Для овладения ИКТ компетенциями педагоги МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №176 проходили обучение на курсах повышения квалификации и мастер-классах, организованных в детском саду, таким образом 100% педагогов ДОУ используют информационно-коммуникационные технологии.
Проанализировав диагностику психических познавательных процессов детей по методике Стребелевой Е. А. и по экспресс-диагностике в детском саду Павловой Н. Н, Руденко Л. Г. мы предположили, что активное использование интерактивного оборудования при работе с детьми, в том числе и ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов. Поэтому мы решили использовать интерактивное оборудование в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.
При организации и проведении индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием интерактивного оборудования в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:
1. Мотивация - погружение ребенка в сюжет совместной деятельности путем создания проблемной ситуации, период подготовки — через развивающие индивидуальные беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей;
2. Основной – собственная деятельность. Психические процессы у ребенка включаются в деятельности: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение;
3. Заключительный – анализ разрешенной проблемной ситуации.
Игры с применением интерактивного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к познавательной, повышают мотивацию к процессу познания, развивают творческие способности, создают благоприятный эмоциональный фон.
Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод не только обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве, но и как средство, которое направляет активность детей в определенное русло.
Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, таким образом интерактивное оборудование выступает в роли диагностического инструментария.
Кто, как и когда использует интерактивное оборудование в ДОУ? Воспитатели проводя индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками часто используют SMART-table или SMART-board для закрепления, изученного ранее или легкого усвоения нового материала. Например, для закрепления знаний об экологической системе ранее применялось «экологическое окно», только для визуального подкрепления материала, сейчас педагоги создали игру с помощью программы SMART, в которой дети могут, передвигая картинки животных, расселить их по экосистеме. Применяя новые технологии воспитатели дают возможность детям стать активными участниками процесса обучения, что повышает мотивацию при выполнении заданий.
Без внимания SMART-оборудование (стол, доска, песочница) не оставляют и наши специалисты. Интерактивное оборудование позволяет инструктору по физическому воспитанию сделать обучение детей увлекательными, наглядным, захватывающим и более интересным с помощью интерактивных дидактических игр. В процессе игры дети становятся интерактивными участниками «живого» обучения, подбирая инвентарь для спортсменов, закрепляя знания о здоровом образе жизни, учатся сортировать зимние и летние виды спорта, понимают и усваивают предложенный материал эффективнее, чем просто опираясь на зрительное восприятие.
Музыкальный руководитель, изучая с детьми названия инструментов, разучивая музыкально-ритмические движения, песни, распевки предпочитает использовать SMART-board и SMART-table самостоятельно разрабатывая интерактивные дидактические игры на любую из заданных тем.
Главным инструментом психолога является интерактивная песочница, включающая в себя функции интерактивного стола. На занятиях используется как стандартное программное обеспечение, так и игры, разработанные самостоятельно. В коррекционной работе песочница помогает эффективно мотивировать детей к деятельности и осваивать труднодоступный материал, так дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать информацию используя все анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный). Агрессивным и тревожным детям песочница помогает снять напряжения и проработать свои психологические трудности проигрывая различные ситуации на песке. Для подгрупповой работы с детьми, целью которой было развитие познавательных процессов, была разработана программа «Волшебный песок», которая успешно реализуется в течении года.
В речевом развитии логопед так же использует ИКТ. На занятиях по коррекции звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, фонематического слуха и восприятия, а также артикуляционной гимнастике используются SMART-board и SMART-table. При проведении занятия дети вписывают недостающие буквы в слова, осуществляют звуковой анализ слогов и слов, подбирают и группируют картинки на заданный звук, определяют наличие заданного звука в слове, соединяя линией картинку с символом.
SMART оборудование помогает оптимизировать работу с родителями воспитанников, а так же сделать интересными и увлекательными выступления на педагогических объединениях и различных мероприятиях.
После активного использования SMART оборудования в течение года, была проведена повторная диагностика, которая показывает увеличение показателей развития познавательных процессов, а также повышение мотивации.
Официальные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Стандарт
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт от 17 октября 2013 г. №1155.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М. : Издательский центр «Академия», 2010.-192 с.