цыкунова ирина
Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к Доу.
Вот и наступил тот день, когда малыш остается в детском саду без мамы. Пройден подготовительный этап: предварительное знакомство с педагогом и детьми, кратковременное посещение новой группы с родителями. Хотя первый этап пройден благополучно, малыш растерян, расстроен, возможно, напуган отсутствием мамы. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь малышу справиться с новой ситуацией?
Публикация «Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
В период адаптации ребенку одним из условий её успешного прохождения, является обеспечение максимальной активности, участие малыша в игровой деятельности.
Предлагаю вашему вниманию опыт решения проблемы адаптации – использование кинетического песка. В своей работе мы с недавнего времени используем световые столы для рисования песком.
Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой. И идеально подходит тем, кому нужно облегчить свои переживания. Он привлекает своей податливостью, своей способностью быть сухим и мокрым, плотным и ускользающим. Создание песочных шедевров не требует от ребенка никаких специальных умений и навыков. Трогая песок, ребенок развивает и мелкую моторику, учится контролировать силу сжатия руки. Развивается глазомер малыша. Особое значение песок имеет и для речевого развития ребенка, когда проговариваются все манипуляции с песком.
Кинетический песок отличается от обычного песка, с которым ребенок играет во дворе. имеет особую структуру и даёт ребенку совершенно другие тактильные ощущения. Кинетический песок не имеет запаха и абсолютно безопасен для детей с аллергией. Очень легко можно очистить от песка руки ребенка- просто стряхнув его.
Игры с кинетическим песком способны привлечь внимание, отвлечь, расслабить ребенка в период переживаний адаптации. Кинетическая песочница помогает с первой встречи определить особенности ребенка : агрессию, застенчивость, что помогает в построении общения в будущем.
Итак, как же мы знакомим малыша с песком? Светлый песочный стол и песок необычного цвета сразу привлекает внимание малыша, является желаемым для игры. Одним из главных условий проведения игр является добровольное участие в них детей, а какой же малыш откажется от манипуляций с мягким и приятным на ощупь кинетическим песком?
При первом знакомстве мы рассказываем малышу, какой песочек теплый, приятный на ощупь : его можно погладить, потереть между ладонями, «развеселить». Можно предложить малышу пощекотать его каждым пальчиком. Обратить внимание на то, чтоего можно зажимать в кулачок, он может течь сквозь пальчики. Когда малыш вдовольнасладится знакомством песком, можно пообещать ему следующую встречу. Конечно, на следующий день ребенок придет с большим удовольствием в ожидании очередного сюрприза из песочницы и узнает, что из песка можно строить, а можно на нём рисовать. Рисуем на песочке-сначала большим пальчиком, затем указательным. Во время игр необходим как тактильный контакт: поглаживание ладоней малыша, пересыпание песка из ладони в ладонь, так и речевой.
При следующей встрече с песком можно провести ряд упражнений:
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«Ползут змейки»- расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях);
«Бегут жучки-паучки» -ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение.
В адаптационный период в жизни малыша должно быть много сюрпризов. Вот и появляютсяв песочнице крупные цветные бусины, игрушки из киндер-сюрпризов без мелких деталей,которые заранее спрятал воспитатель. Ребенок может сам закопать и найти их.
Часто игрушки становились подарком, который ребенок забирает домой. Появляется еще одна ниточка между малышом и детским садом.
Во время следующих встреч малыш может создать свою первую картину: дорисовать лучики к кругу и обрадоваться получившемуся солнышку. Даже очень робкие и застенчивые детки проявляют при этом бурные эмоции. Во время игр не забываем о речевом общении. Кинетический песок помогает ребенку рассказать о том, что он в данный момент «созидает».
Во время совместных игр ребенок усваивает несложные правила работы с кинетическим песком :
1. Работать с песком аккуратно, стараясь не выбрасывать его из песочницы.
2. Не нужно брать песок в рот.
3. После игры с песком — отряхни и помой ручки.
После прохождения всеми детками адаптации мы с успехом применяем песочницу в образовательной деятельности и коррекционной работе.
Имея большой опыт работы с кинетической песочницей, могу с уверенностью сказать, что именно простые действия с песком позволяют малышу достигнуть равновесия и покоя, выйти из состояния стресса, к чему стремится любой педагог в сложный для ребенка период адаптации.
Список литературы:
1. Андреенко, Т. А. «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками» / Т. А. Андреенко // - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», -2017. -128 с.
2. Тупичкина, Е. А. «Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста)»/ Е. А. Тупичкина //-М. :АРКТИ, 2019.- 112с. - (Учимся творчеству).
3. Сапожникова, О. Б., Гарнова, Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова //-М. : ТЦ Сфера, 2019.-64 с.