Папки-передвижки

Кинезиологические упражнения как элемент здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Анна Айрапетян
Кинезиологические упражнения как элемент здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование кинезиологических упражнений как элемента здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Публикация «Кинезиологические упражнения как элемент здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, – одна из задач, решение которой стоит перед педагогами, работающими по ФГОС. В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа - одна из приоритетных в работе детского сада, в реализации которой используются здоровьесберегающие и иные актуальные технологии. Данные технологии сочетаются с традиционными формами, методами и приемами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий : медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, валеологическое образование родителей, валеологическое просвещение педагогов, здоровьесберегающее образование детей. Для укрепления здоровья детей и гармоничного физического развития ребенка в работе сочетаются все вышеперечисленные виды технологий.

Одним из элементов здоровьесберегающих технологий являются динамические паузы (физминутки). Они эффективно помогают предупреждать утомление и переутомление, нарушение осанки, улучшают общее состояние детей, таким образом снимая отрицательные явления статической нагрузки, активизируют внимание детей и повышают способность к восприятию нового материала.

Для развития мелкой моторики рук и для решения проблем с речевым развитием у детей применяются динамические паузы в форме пальчиковой гимнастики с включением кинезиологических упражнений, которые благоприятно воздействуют на развитие мелкой и общей моторики рук, а также на развитие артикуляционного аппарата.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти, восприятия и внимания, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, способствуют положительному эмоциональному настрою и снятию напряжения, повышают способность к произвольному контролю.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, является универсальным методом. Такие упражнения способствуют появлению новых нейронных связей и улучшают работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Упражнения проводятся ежедневно в игровой форме в спокойной, доброжелательной обстановке в первой половине дня: во время совместной деятельности воспитателя с детьми и образовательной деятельности в виде физминуток. Дети учатся выполнять пальчиковые игры от простого к сложному, далее для усложнения предлагается комплекс игр, состоящий из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга, а так же ускоряется темп выполнения задания. (Приложение 1, 2,3).

С младшими дошкольниками кинезиологические упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение - двумя руками вместе. Продолжительность занятий с детьми среднего и старшего возраста - 10–15 мин. в день. Все упражнения педагогом выполняются вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность.

Кинезиологические тренировки способствуют развитию мыслительных способностей, активируя разные отделы коры больших полушарий, что влияет не только на физическое и психическое здоровье, но и позволяет проявлению скрытых способностей ребенка. Их использование помогает улучшить эффективность здоровьесберегающих технологий в детском саду, тем самым укрепить здоровье детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. - Рязань, 2012. – 48 с.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2014. – 60 с.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/662752/

https://infourok.ru/kinezoterapiya___kak_sredstvo_sohraneniya__i_ukrepleniya_zdorovya_detey__doshkolnogo_vozrasta-384366.htm

Приложение 1.

Кинезиологические упражнения в картинках.

Приложение 2.

Кинезиологические упражнения с речевым сопровождением.

«Лезгинка»- «Улитка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

К нам улитка приползала.

Свои рожки выставляла.

По тропинке проползла,

На листочке тлю нашла.

К ней сестричка подползала,

Свои рожки выставляла.

На листочек заползла,

Угощенье приняла.

«Кулак—ребро—ладонь» - «Осенние листья»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Листья падают с деревьев,

Их разносит быстрый ветер.

Дворник листья подметает,

Ветер листьями играет.

«Колечко» - «Ежик»

Упражнение проводится с использованием тренажера су-джок.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, держа при этом су-джок шарик. соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

На пенечке Еж сидит,

На меня он не глядит. (кругообразные движения по ладошке)

Он иголки выпускает, (поочередно перебирать пальцы рук на су-джоке)

Большой-указательный,

Большой-средний,

Большой-безымянный,

Большой-мизинец…

Никого не подпускает.

По тропинке убегает (раскатывание шарика между ладонями)

След от лапок оставляет (поочередное сжимание су-джока в руке).

«Цепочка»

Круглые колечки-звенья для цепочки

Маме мы подарим: радоваться станет!

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

«Медведь»

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Шел медведь к своей берлоге, (мизинец)

Да споткнулся на пороге. (безымянный)

«Видно, очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил», - (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи – сладкоежки, (указательный)

Любят есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге. (мизинец)

«Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускается, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку один палец.

Поднял ушки бурундук. (мизинец)

Он в лесу услышал стук: (безымянный)

- Это что за громкий стук, (средний)

Тук да тук, тук да тук? (указательный)

- А пойдем, - сказал барсук, - (большой)

Сам увидишь этот трюк: (большой)

Это дятел сел на сук (указательный)

И без крыльев и без рук (средний)

Ищет он, где спрятан жук, - (безымянный)

Вот и слышен перестук! (мизинец)

«Здравствуй»

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

«Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Приложение 3.

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

4. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

5. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

6. “Яйцо”

Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

7.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для воспитателей «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе посредством игровых технологий» Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Современный детский.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиологические упражнения как элемент здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 20 октября 2022 в 23:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиологические упражнения как элемент здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Айрапетян (УИ 3077656) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД