Татьяна Пешикова
Использование кинезиотерапии в работе учителя дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кинезиотерапии в работе учителя дефектолога.
В современном мире активно решается вопрос адаптация детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем специалистов работающих с такой категорией детей является выбор адекватных форм взаимодействия с «особым ребенком».
Все чаще на занятия к дефектологу попадают дети с нарушением взаимодействия и контакта. Это дети со сложно-сочетанными дефектами : РАС, ДЦП, различные степени интеллектуальных нарушений, синдром Дауна, нарушение слуха, зрения. Характерной особенностью данных категорий являются: слабая мотивация к занятиям, отсутствие интереса к игрушкам, полевое поведение, стереотипии различной направленности. Так же отмечается высокий уровень тревожности, агрессивности, кратковременный неустойчивый контакт или даже его отсутствие.
Публикация «Использование кинезиотерапии в работе учителя дефектолога» размещена в разделах
Сложность работы специалиста заключается в том, что дети не понимают отдельных простых речевых инструкций, не используют вербальные средства общения, у них нет подражательной активности, в том числе и речевой, обычно любые эмоциональные проявления выражают криком.
С каждым годом увеличивается количество методов и терапий для долее эффективной реабилитации детей со сложно сочетанными диагнозами. Одним из методов работы является кинезиотерапия (кинезиология).
Кинезиология – это современное направления оздоровления, использующее мышечное тестирование для диагностики и комплекс различных воздействий для коррекции отклонений. Она рассчитана на помощь больным людям (с различными отклонениями и нарушениями здоровья). Кинезиотерапия –это действенный метод для снятия стресса; коррекции дислексических нарушений; эффективный способ устранения фобий и навязчивых форм поведения, а также один из действенных способов установления контакта с «особым ребенком», так как используется личносно-ориенированный подход.
Почему кинезиотерапия помогает достигать положительной динамики в работе? В первую очередь понимание того, что при врожденной или приобретенной патологии центральной нервной системы дефект отдельной ее функции можно стимулировать через другие полноценные (более сохранные) системы. Обратим внимание, что у детей с нарушениями в развитии поверхностно не отличаются от здоровых детей нарушением статокинетических функций : сидения, стояния, ходьбы, бега, захвата предметов, поисковых движений. Только при длительном наблюдении за «особыми детьми» можно заметить: восприятие своих конечностей как средства достижения целей отсутствует, характерных для сверстников движений дети избегают. Можно увидеть, как ребенок без определенного смысла и заинтересованности бьет палкой, толкает мяч, прокручивает обруч. Новые предметы он игнорирует изначально или после непродолжительного созерцания. Лазить по лестнице, прыгать на одной или двух ногах, рационально двигаться в разных направлениях, получать предметы из неудобных положений ребенок если и может, то только спонтанно, а не контролируемо. Сложные манипуляции, например, с предметами, кажутся вообще невозможными. И с возрастом движения не совершенствуются. Что со временем еще больше ограничивает возможности ребенка, отдаляет его от общества. Учитывая, что картина болезни дополняется задержкой развития речи и психических функций, мы рассматриваем реабилитацию детей как комплексный процесс интенсивного лечения и реабилитации по индивидуальному плану с обязательным привлечением к ней родителей.
Кинезитерапия обладает широким спектром методик, способствующих развитию пространственной ориентации (вправо-влево, вверх-вниз, координации, ловкости, равновесия, силы, инициативности, высокого уровня чувствительности, мотивации к взаимодействию, владения гимнастическими предметами, ощущения собственных конечностей и способности к управлению ими. Особое внимание уделяется развитию смелости, которая практически отсутствует у детей и проявляется страхом - прежде всего перед новыми задачами и предметами. Отсутствие собственной инициативы у детей, даже при наличии отработанных упражнений, требует от дефектолога совершенного владения методами ее стимуляции через телесные, слуховые и зрительные раздражители. Глубокое понимание специалистом особенностей дефекта психической и речевой сфер повышает эффективность занятий и ускоряет процесс движения к общей цели комплексной реабилитации.
В комплексе занятий специалисты центра используют различные методы кинезиологических упражнений :
-ритмические потешки и паузы,
-артикуляционные комплексы,
-дыхательные упражнения,
-различные тренажёры,
-коррегирующие позы.
Для результативности коррекционно-развивающей работы, дефектологом учитываются следующие условия. Все упражнения проводятся ежедневно, начиная с раннего возраста учим выполнять пальчиковые игры и упражнения в игровой форме, от простого к сложному. Все занятия проводятся в доброжелательной обстановке, от детей дефектолог требует точное выполнение движений и приемов или приближенное к ним с дальнейшим совершенствованием, упражнения проводятся стоя или сидя за столом (начинаем с той позы которая доступна ребенку, все занятия стараемся проводить под музыкальное сопровождение (если не мешает комфортному состоянию ребенка).
Скоординированные усилия психолога, логопеда, дефектолога при реабилитации «особого» ребенка существенно увеличивают возможность достижения высокой динамики и сокращают трудности адаптации ребенка к жизни в социуме, дают возможность родителям строить оптимистичные планы по поводу его будущего.