Приложение МААМ

Использование Lego-технологии при формировании элементарных математических представлений у детей с ОВЗ

Лисовская Екатерина Юрьевна
Использование Lego-технологии при формировании элементарных математических представлений у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Публикация «Использование Lego-технологии при формировании элементарных математических представлений у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Математические представления формируются на коррекционно-развивающих занятиях. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:

• страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)

• отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

• речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).

• восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

• страдают зрительное и слуховое внимание.

• недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).

Математические представления детей с ОВЗ формируются по следующим разделам:

множество;

количественные представления;

представления о форме;

представления о величине;

пространственные и временные представления.

Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал изучать лучше в следующем порядке:

качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);

отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;

отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;

положение предметов в пространстве;

временные отношения;

определения и классификации множеств по качественным признакам;

группировки однородных множеств по их численности;

группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.

Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.

Lego – технология интересна тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Оно привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решать поставленную задачу. Этот вид деятельности важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, счету, мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Lego - это серии конструктора, представляющие собой наборы деталей (разных по цвету форме, размеру) для сборки и моделирования разнообразных предметов.

Упражнения по развитию элементарных математических представлений с использованием Lego- технологии, которые я использую в своей работе:

Качественные признаки предметов:

- «Распознавание геометрической фигу». Ребенок изучает деталь Lego и запоминает названия геометрических фигур и их цвет.

- «Цветные коврики». Глядя на карточку ребенок собирает «коврик», соблюдая цветовое чередование.

- «Поиск недостающей фигуры». Из трех горизонтальных и трех вертикальных рядов конструктора ребенок должен недостающую фигуру положить в нужный ряд.

Отношение групп предметов по размеру:

- «Чудесный мешочек». В зависимости от возраста ребенка ход упражнений и содержания мешочка может меняться. В мешочке находится несколько деталей конструктора Lego. Я только называю необходимую деталь (большая, короткая, длинная и т. д., которою ребенок должен вытянуть.

- Построй дорожку из 4 синих деталей, а под ней дорожку из 6 зеленых (детали должны быть одинаковыми по размеру, сравни, как сделать дорожки одинаковыми по длине?

- Построение сериционного ряда от меньшего к большему и наоборот.

Отношение групп предметов по количеству:

- Понятия «больше», «меньше», «равно»: Ставлю в ряд произвольное количество кубиков, под ним сформировать еще один ряд, где на один кубик меньше. Считаю с ребенком количество кубиков. Где больше кубиков? На сколько?

Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта:

– добавить к меньшему ряду еще один кубик;

– забрать из большего ряда один кубик.

Понятия «больше», «меньше», «равно» можно закрепить и построениями башенок. Тут также хорошо видно, что больше (выше, что меньше (ниже).

Положение предметов в пространстве:

- Слева - справа: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика – красный. А справа – черный. Возможные вариации заданий: расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный – слева, а черный справа; желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого; справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – черный.

-Вверху-внизу: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.

Можно строить башенки, тогда будет знакомство с понятиями «над», «под».

- Понятия перед-за (предыдущий-последующий, соседи: Задания даются по такому же принципу знакомим ребенка с понятиями ЗА и ПЕРЕД (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).

- Поставь кубик в левом верхнем углу, в нижнем правом, найди середину и поставь красный кубик, поставь кубик ниже красного.

- Конструирование по образцу - есть готовая модель того, что нужно построить (например, теремок, машина, цветок и т. д).

Счет:

- «Знакомство с натуральными числам»: построй цифру выложи деталями цифру «…».

- «Собираем и считаем».

1 вариант.

Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбце.

2 вариант.

Ребенок считает количество шишечек на детали и подбирает из карточек ту цифру, которая необходима.

- «Сосчитай и положи». С помощью конструктора ребенок легко и с интересов складывают числа в пределах 10. Знакомится с составом числа.

- «Знакомство со знаками»: «<» «>» «=»: выложите слева - 4 зеленых детали, справа – 2 красных детали. Сколько деталей слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Поставьте между ними нужный знак.

Эффективное использование конструкторов «LEGO», в коррекционной работе возможно лишь при грамотном руководстве педагога деятельностью ребенка (детей). При этом необходимо, чтобы на занятиях педагог общался со всей группой и с каждым ребенком индивидуально, при оценивании работы учитывал процесс совместной деятельности. Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность. Использование Lego-конструирования позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений «В гости паровозику» для детей средней группы Цель: Упражнять детей в сравнении равных и неравных предметов. Пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Сценарий ООД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП, с которым я участвовала в проекте "Педагогический навигатор".

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование Lego-технологии при формировании элементарных математических представлений у детей с ОВЗ
Опубликовано: 19 марта 2020 в 03:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование Lego-технологии при формировании элементарных математических представлений у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Лисовская Екатерина Юрьевна (УИ 1254359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД