МААМ-картинки

Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста

Олеся Богданова
Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью», писал Л. Н. Толстой.

Публикация «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народных масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную направленность. Многое в нём создавалось специально для детей и было продиктовано народной заботой о молодежи – своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребёнка с самого его рождения. С незапамятных времён живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки».

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованные детям произведений фольклора : глубокое проникновение в психику ребёнка, тонкий учёт особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Одна из ценностей раннего возраста – повышенная эмоциональная активность ребёнка, его эмоции. Ребёнок идёт к освоению своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен сосредотачивать своё внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определённое состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и с образовательным процессом.

Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.

Интонация и знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям младшего дошкольного возраста и воспринимается ребёнком на уровне чувств и эмоций. Существуют определённые возрастные периоды (сензитивные, в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые три года. Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искажённому развитию чувств.

Знакомство с фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший и главная задача специалиста – дать канву, по которой каждый педагог вышьет свой индивидуальный рисунок, «загорится» сам и «зажжёт» своими эмоциями всех присутствующих: взрослых и детей. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малыша – без лукавства и фальши.

Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами фольклора.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народных масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Целенаправленное и систематичное использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живёт по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бурные эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи

- обогащение словаря

- формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Содержание небольших произведений народного творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», «Обогрело телят, ягнят и ещё маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурлысонька, курочка-рябушка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушка идёт на реку за водичкой – цыпляток поить; кисонька-мурлысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит – деток кормить; котик идёт на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метёт и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребёнка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми младшего дошкольного возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Всё это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети младшего дошкольного возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методике ознакомления с народной поэзией.

Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приёмы. Необходимо помнить, что ребёнок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми с помощью эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребёнку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаёте ему частицу вашего вдохновения.

Итак, исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт, расцветает всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Я считаю, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно обогатить эту среду.

Фольклор должен звучать и в повседневной жизни детей в детском саду, в процессе выполнения режимных моментов, в ходе занятий, на прогулке, в игровой деятельности.

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений (из опыта работы) Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является.

Знакомство с творчеством П. Бажова в детском садуЗнакомство с творчеством П. Бажова в детском саду Павел Бажов много лет собирал и изучал устное народное творчество древних Уральских гор. На основе приданий, легенд и поверий П. Бажов писал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 10:41
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Богданова (УИ 159547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД